Путину предложили сесть на «трон византийских императоров». Фото Reuters
Во время визита Владимира Путина на Афон ему в знак уважения было предложено почетное архиерейское место. С подачи ряда известных православных консерваторов российские СМИ посчитали почетное сиденье-стасидию «троном византийских императоров» и обнаружили в происшествии духовное, мистическое и даже богословское измерения.
Президент России Владимир Путин 28 мая с.г. посетил Святую гору Афон. В городе Карьес – административном центре монашеской республики – он встретился со Священным Кинотом (управляющий совет сообщества афонских монастырей) и представителем Вселенского патриархата, а также принял участие в кратком богослужении в храме Успения Пресвятой Богородицы.
Путин поблагодарил монахов за теплое отношение к нему и русскому народу в целом и заявил, что им принадлежит заслуга сохранения нравственных устоев «нашего общества». Поскольку большинство его слушателей были греками, не вполне понятно, о каком обществе шла речь. Кроме того, он напомнил всем о «ценностях патриотизма», «исторической памяти» и «традиционной культуре» и указал на определяющую роль Афона в пестовании того, другого и третьего.
Во время богослужения президенту было предоставлено почетное место, и этот факт мгновенно стал предметом грандиозной мистификации российских СМИ, пустивших слух о том, что Путин сел на «трон византийских императоров», и при этом даже не то чтобы сел (большую часть времени он вообще стоял), а «взошел», «воссел» или «был интронизирован». В действительности, по сообщению греческих журналистов Костаса Кантуриса и Деметриса Нелласа, это была вполне условно именуемая «троном» архиерейская стасидия – то есть монашеское кресло с откидным сиденьем, в котором удобно и сидеть, и стоять, облокотившись на высокие перила.
Впервые «трон» возник в твите корреспондента одной из центральных российских газет, разместившего фотографию Путина в стасидии с подписью: «Во время встречи со Священным Кинотом Афона Путин сидит в кресле византийских императоров». Константин Малофеев, владелец освещавшего событие православного телеканала «Царьград», назвал инцидент с креслом «интронизацией» и заявил, что афонские монахи видят в Путине божьего избранника, лидера христианского мира и ромейского (византийского) императора, который вдобавок при изложении его речи в медиа превратился в императора «арамейского».
Кроме того, согласно опять же ошибочному, но характерному сообщению некоторых СМИ, над «троном» развевались российский и византийский флаги. На самом деле это флаги Греческой Республики и Вселенского патриархата: на этом последнем изображен черный на желтом фоне двуглавый орел с мечом, державой и короной, однако его сложно спутать с российским триколором. Сама фраза «византийский флаг» должна была хоть кому-нибудь показаться подозрительной, поскольку Византия исчезла еще до того, как в XVII веке начали входить в употребление флаги современных национальных государств.
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко оценивает «восшествие президента на престол» как несколько топорную пиар-акцию: «Этот случай стоит в одном ряду с поездкой на «Ладе Калине» или амфорой из Азовского моря. Это называется «пересолить». По поводу того, кто это все планировал, думаю, это был консенсус, комплексное мероприятие».
Протодиакон Андрей Кураев считает, что «интронизация» – плод воображения конкретных представителей СМИ, и ни сам президент, ни афонские монахи ничего особенного не планировали: «В этих монастырях нет разделения на императорский трон и место патриаршее или архиерейское. Мне кажется, что он сидел, то есть стоял, на обычном архиерейском месте. В этом не было бы ничего необычного – просто знак уважения, – если бы не идиотские комментарии православных телеканалов «Спас» и «Царьград» господина Малофеева и Дугина».