Фото сайта Московской патриархии
В Москве поздно вечером в среду вручили литературные премии патриарха Московского и всея Руси. Как и в предыдущие годы, лауреатов отобрали по нехитрой схеме: один известный писатель, еще один более скромного достоинства и, наконец, «батюшка», который, отложив кадило, взялся за перо Христа ради.
На этот раз победителями были объявлены Борис Екимов, Борис Тарасов и священник Николай Блохин. Борис Екимов из них более всего известен читающей публике: он из тех авторов «Нашего современника» и других «патриотических» толстых журналов, кто начиная с 1980-х годов добросовестно зарабатывал себе репутацию добротного «деревенщика». Борис Тарасов, бывший ректор и заслуженный деятель, писал биографии клерикалов и почвенников разных времен и стран – Паскаля, Хомякова и прочее и прочее.
Наконец, священник Николай Блохин. Он выстрадал премию, конечно, хотя бы тем, что сидел в начале 1980-х годов в Бутырке за антисоветскую пропаганду, а в наши дни стал священником и миссионером. На этом лауреате хотелось бы остановиться отдельно. И вот почему. Выступая на церемонии награждения, патриарх Кирилл заявил: «Сегодня коммерческий фактор превращает литературные публикации в настоящее шоу, важную роль в котором играет не только сам текст произведения, но и биография писателя, его социальный статус, как теперь говорят, имидж, шумная PR-кампания». Но разве суровая биография Блохина не повлияла на выбор комиссии? Ну, не будем лукавить… Сам Блохин в своих интервью «травит романы» про то, как ему на зоне предлагали стать «вором в законе», как он почетно лежал на шконке у окна, как в тюремной типографии подпольно вместо коммунистической книжки напечатал Сергея Нилуса (автора, между прочим, «Протоколов сионских мудрецов»).
Да, у патриаршей комиссии был выбор между этим тяжеловесом и другим популярным миссионером РПЦ – протоиереем Андреем Ткачевым. Тот тоже был в шорт-листе премии. Душеспасительные книжки Ткачева, как говорят издатели, расходятся как горячие пирожки. Да вот беда: Ткачев недавно «прославился» своими советами о том, как правильно «ломать жену об колено». Подлинная или поддельная была та диктофонная запись, но в РПЦ решили речистого миссионера не поощрять, раз вызвал нездоровый ажиотаж.
Тем не менее на тиражи крепких на язык миссионеров в Церкви тоже обращают внимание. И вообще на всякий пиар, шумиху и шоу. Недаром церемонию украсил своим дивным голосом иеромонах Фотий, непременный участник разных телешоу и концертов.
Мятущиеся пастухи Екимова и кающиеся воры Блохина оказались в фаворитах церковно-литературной комиссии, и, возможно, этот выбор станет вскоре определяющим для формирования литературных вкусов русских детей. Патриарх Кирилл, как известно, начиная с марта с.г. возглавляет Общество русской словесности, за которым останется решающее слово в формировании школьной программы по литературе. «Обществу нужны книги, формирующие представления о добре и зле, помогающие увидеть красоту Божиего мира», – сказал патриарх Кирилл на церемонии вручения премии. По его мнению, современные писатели, увлекаясь изображением низменных страстей, сами становятся пленниками своей эстетики: «Злоупотребляя изображением всего того, что может шокировать человека, писатели, сами того не замечая, начинают работать на ту самую идею, которая человека шокировала».
«Художественная литература, отражая драматизм жизни, должна это делать таким образом, чтобы в результате соприкосновения с текстом человек духовно рос, чтобы у него действительно раскрывались крылья, чтобы он понимал, что жизнь на уровне страсти, порока, греха – это жизнь пресмыкающегося, что человек призван к другому», – таково патриаршее кредо в области эстетики. Иными словами, конечная цель литературного процесса определена, остается лишь привести читателя к заданному идеалу, который, конечно же, в рамках церковности, муками творчества обретать не надо. Он тут же, на официальном сайте Московской патриархии. Бери да пиши!
Ну а если читателю станет скучно, как от просмотра футбольного матча с заранее известным счетом, то, по словам патриарха, книга с запрограммированным катарсисом нужна для того, чтобы «размышлять, а не просто развлекаться».