Муфтий Камиль Самигуллин очищает книжные полки от «неправильной» литературы. Фото с сайта www.dumrt.ru
В Татарстане началась негласная кампания по изъятию из мечетей и мусульманских книжных магазинов духовной литературы, не соответствующей традиционному для татар исламу. Соответствующий приказ муфтий республики Камиль Самигуллин подписал еще в начале апреля, однако публичную огласку событие получило только сейчас благодаря утечке, предположительно, из канцелярии татарстанского муфтията.
В социальной сети появилось официальное обращение муфтия на имя начальника аппарата президента Татарстана Асгата Сафарова, в котором Камиль Самигуллин просит оказать содействие «при принятии мер реагирования по недопущению распространения нерекомендованной литературы». Глава муфтията сообщает, что экспертный совет, созданный по его инициативе, провел рецензию изданных книг и экспертных заключений, выданных ранее Духовным управлением мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ), и выявил «некоторые упущения и недоработки». «В связи с этим специалисты, которые занимались ранее данной работой, были отстранены от работы. А экспертному совету была поставлена задача привести все в соответствие с уставной деятельностью ДУМ РТ», – информирует муфтий.
В документе нет списка нерекомендованных авторов, однако опрошенные «НГ» специалисты полагают, что речь, возможно, идет о трудах ливанского проповедника Камаля Эль Занта, которого связывают с запрещенной в России террористической организацией «Братья-мусульмане». Ранее он проповедовал в мечети «Ометлелэр», после чего вернулся на родину. Среди других вероятных авторов называют салафитских шейхов Египта (Мухаммеда Якуба, Мухаммеда Хассана) и Саудовской Аравии (Насруддин Альбани, Мухаммед аль-Усаймин, Абд аль-Азиз ибн Баз). По информации собеседников «НГ», книги этих авторов печатает московское издательство «Умма» и нижнекамское «Рисаля», и до недавнего времени не рекомендованную в Татарстане духовную литературу, в частности, труды Якуба, можно было вполне легально купить в книжных магазинах, подконтрольных ДУМ РТ. В этом смысле интересно, что муфтий признает «некоторые упущения и недоработки», за которые «специалисты» были «отстранены от работы».
Документ за подписью муфтия не вызвал особого резонанса в Сети. В сообществе, где появилось обращение на имя главы президентского аппарата, его иронично назвали «отчетом вышестоящему начальству». Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов полагает, что документ «слили» противники муфтия Татарстана, недовольные возобновившейся в регионе кампанией деваххабизации кадров мусульманского духовенства (см. «НГ» от 31.03.16). «Самигуллин вместе с властями Татарстана продолжает проводить политику деваххабизации, но старается делать это осторожно, без особой публичности. Когда Самигуллина об этом спрашивают открыто, то он всячески отрицает свою причастность к зачистке мечетей от салафитски настроенных имамов. Однако, как видно из попавшей в Интернет его официальной переписки с администрацией президента Татарстана, муфтий продолжает деваххабизацию, одним из направлений которой является контроль за религиозной литературой», – говорит эксперт.
Весной 2015 года ДУМ РТ уже проводило чистку мусульманской духовной литературы, разделив труды нерекомендованных авторов на три группы: 11 салафитских богословов, среди которых основатель ваххабизма Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб, два идеолога «Братьев-мусульман» и три руководителя партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», также запрещенной в России (см. «НГ» от 29.05.15). Список салафитских богословов муфтий отправил в Центр по борьбе с экстремизмом и прокуратуру Татарстана. Циркуляр об изъятии книг, по информации «НГ», был разослан заведующим мусульманскими магазинами, находящимися в ведении ДУМ, тайно и официальной огласке не предавался.
Казань