На фото заседание Высшего церковного совета в храме Христа Спасителя. Фото сайта patriarchia.ru
Вчера патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что РПЦ предстоит дать богословское осмысление терроризма. Учитывая, что в настоящее время терроризм по большей части мотивируется особым образом интерпретированным исламом, подобные инициативы способны не только не принести межрелигиозный мир, но еще больше обострить противоречия.
Патриарх Кирилл начал вчера заседание Высшего церковного совета в храме Христа Спасителя со слов соболезнования жителям Бельгии в связи с недавней серией терактов. «Думаю, нам предстоит очень серьезно, и в том числе богословски, осмыслить явление терроризма», – заявил глава РПЦ. По мнению духовного лидера, объяснения такого явления, как терроризм, по большей части «идут по поверхности», но требуется проникновение в «онтологические глубины проблемы». «Думаю, терроризм нельзя отрывать от общего цивилизационного развития на нынешнем этапе исторического пути человечества. Что-то неправильно у нас идет, и терроризм – часть этой неправильности», – считает патриарх Кирилл.
«Богословская интерпретация терроризма с целью осуждения ничего не дает, – сказал исламовед Алексей Малашенко «НГ». – Попытки осудить террористов при участии исламских авторитетов были и будут, однако как только такие попытки появляются, тут же появляются контрпопытки с позиций иного прочтения Корана экстремизм оправдать». «Все и так знают, что терроризм – это плохо, что это метод достижения каких-то политических целей, что это месть за неспособность исламистов реализовать свои политические модели. Богословам и священнослужителям больше ничего не остается, как давать свои интерпретации этого явления, но реального влияния на ситуацию, тем более на самих террористов, это не оказывает», – говорит Малашенко.
По мнению протоиерея Всеволода Чаплина, богословское осмысление терроризма позволит «четко определить отношение Церкви к применению силы против террора». В Московском патриархате есть группы, говорит священнослужитель, которые пытаются копировать западное пацифистское богословие. Чаплин считает, что надо обратиться к «настоящей богословской традиции, которая всегда благословляла применение силы для защиты ближних, отечества и веры».
Алексей Малашенко высказал предположение, что интерпретация Корана от имени РПЦ может отдать в распоряжение сторонников экстремистских идей дополнительные психологические аргументы. «Для исламских экстремистов это даже полезно: смотрите, христиане со своих позиций нас будут учить, лезть в наши дела», – считает исламовед. Со своей стороны, протоиерей Всеволод Чаплин убежден, что «нужно дать оценку взглядов, которые исповедуют террористы, и не нужно бояться того, что они связаны с другой религией». «Христиане всегда осмысляли другие традиции, и отказываться от этого из страха или ложно понятой вежливости недостойно христианина», – сказал священнослужитель «НГ». Однако он опасается, что документ РПЦ на эту тему, если он появится, «после взвешивания всех опасений и страхов, в том числе за физическую безопасность руководства, может оказаться чересчур условным и политкорректным».
По мнению муфтия Москвы (Духовное управление мусульман РФ) Ильдара Аляутдинова, в возникновении терроризма играет роль социальная неустроенность мусульман, пострадавших от колониализма. «Важно понимать, что требуют внимания не столько богословские аспекты, сколько в плоскость осмысления должны попасть социальные, духовные, просветительские вопросы», – заявил исламский деятель «НГ». «Целые народы, находившиеся столетиями под гнетом, оторваны от каких-либо основ. Насильственность породила массовую бездуховность, бескультурье: чего же еще остается ждать нам от современных выходцев из той системы, в которую были погружены предыдущие поколения? История - свидетель: некогда колонизаторы прививали именно такую модель сознания, которая лишала человеческого индивидуума, с одной стороны, духовности, просвещения, с другой – социального базиса. Отсюда неумение приспосабливаться к условиям жизни, ставить и достигать созидательные цели. На этой почве и произрастает современный терроризм. Потребуются десятки лет, чтобы возродить основополагающие институты взамен тех, что были направлены на разложение общества», – говорит Аляутдинов. Он указывает на то, что в России «терроризм сдерживается государством», но и здесь существуют трудности для адаптации мигрантов и обучения их основам ислама. «Пустота, отчужденность порождаются неравенством, социальными проблемами, а не только отсутствием единства в понимании религии», – заключил московский муфтий.