Фото пресс-службы Московской патриархии
В Москве завершили свою работу Архиерейский собор и последовавший за ним Синод Русской православной церкви. Расширенное собрание епископов Московского патриархата возвело в сонм святых деятелей отдаленного и недавнего прошлого, с которыми связаны идея богоданности русской монархии и противодействие вмешательству «внешних сил». Архиерейский собор РПЦ, который завершил свою работу вечером 3 февраля с.г., возвел в ранг святых архиепископа Серафима (Соболева), врача Евгения Боткина, расстрелянного вместе с семьей Николая II и сохранившего верность своему императору до последней минуты, легендарных иноков Пересвета и Ослябю, отдавших свои жизни на Куликовом поле, а также «самодержца» времен Киевской Руси Ярослава Мудрого.По мнению Соболева, «русская идеология состоит в православной вере и основанной на ней жизни русского человека во всех ее проявлениях». Гибель России была предрешена, когда русские цари поддались влиянию Запада. Особенно достается от автора «Русской идеи» протестантизму, который роковым образом повлиял на отечественную государственность начиная с правления Ивана III, «со времени поступления на русскую службу немцев», а особенно – во времена Петра I. В результате монархия не нашла в себе силы «идти против всего русского интеллигентного общества, которое настолько удалилось от Церкви, что следовало не ее учению, а учению богоборческого гуманизма».
Архиепископ Серафим жестко критикует любые проявления парламентаризма и народовластия, даже ограничения абсолютной монархии волей народа, называя посягательство на власть самодержца самым тяжким грехом для русского человека. Впрочем, он обосновывает и необходимость определенного механизма ограничения власти царя: «Истинная монархическая власть» может быть таковой «только при своем отношении к Церкви на основе симфонии в смысле ограничения самодержавной царской власти Церковью». Соболев пишет «о благодетельном значении для человеческой жизни царской самодержавной власти на основании Священного Писания, резко осуждая посягателей на эту власть, хотевших в России вместо нее ввести слепую, жестокую власть не от Бога, а от народа – власть народной толпы». «Демократический строй не соответствует религиозно-нравственному идеалу русского народа», – утверждал церковный идеолог, ныне канонизированный Московским патриархатом.
Вполне возможно, что «административный восторг» архиепископа Серафима вскоре пополнит собой копилку консервативного идеологического актива российской власти, в который на данный момент входят Иван Ильин и Николай Бердяев.