Фото Reuters
История с запретом судом Южно-Сахалинска анонимной книги, в нетрадиционном духе пропагандировавшей отношение мусульман к иноверцам, переросла в эскапады главы Чечни Рамзана Кадырова в адрес федеральной системы правосудия. Обвинения лидера северокавказской республики в адрес судей и прокуроров уже вызвали одобрение как у официальных духовных управлений мусульман России, так и у исламских радикалов.
«Я назвал шайтанами и провокаторами судью и прокурора, принявших решения о признании Корана «экстремистским», – заявил вчера на своей странице в соцсети Рамзан Кадыров, комментируя заявление официального представителя Генпрокуратуры Марины Гридневой о том, что недопустимо оскорблять работников суда, а тем более заявлять, как это сделал днем ранее в эмоциональной форме чеченский лидер, что в случае необходимости он «лично призовет их к ответу».
«Совет представителя ГП решать только в «правовом поле правовые вопросы» очень странный, ибо решение суда о Коране является неправовым, – сказал Кадыров. – Но я, как предусмотрено законом, подал апелляцию». Глава Чеченской Республики написал также, что за его заявлением стоят чувства «публично оскорбленных миллионов россиян и полутора миллиардов мусульман мира».
Напомним, конфликт разгорелся вокруг решения городского суда Южно-Сахалинска по поводу книги «Мольба (дуа) к Богу: ее назначение и место в исламе», принятого еще 12 августа с.г., но получившего широкую известность после публикации 7 сентября на одном из популярных исламских сайтов. Статья имеет заголовок «Сахалинский судья объявил экстремистскими аяты священного Корана», что, в общем-то, не является верным, так как суд после заключения экспертизы запретил не аяты, а конкретное издание комментариев к таковым, причем анонимного авторства, вышедшее в 2009 году в Москве с рецензией председателя Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигуллы Аширова.
Подобная подмена понятий на исламских интернет-ресурсах происходит не первый раз: в 2013 году запрет конкретного русского перевода Корана Эльмира Кулиева был подан как запрет священной книги мусульман вообще, что активно использовали пропагандисты «Хизб ут-Тахрира» (запрещенной в России международной исламистской организации). Вчера в соцсетях исламские активисты, связанные с «Хизб ут-Тахриром», призвали Кадырова к санкциям также в адрес экспертов УМВД, явно имея целью свести свои счеты с правоохранительным ведомством.
Однако претензии Кадырова также поддержали Совет муфтиев России и муфтий Кабардино-Балкарии Хазретали Дзасежев.
После ознакомления с экспертизой книги «Мольба (дуа) к Богу…», подробно оформленной 11 апреля 2014 года отделом специальных экспертиз Экспертно-криминалистического центра УМВД по Сахалинской области, внимание специалистов привлек такой комментарий: «Обращение с мольбой (дуа) не к Нему, а сотворенному Им, является многобожием (ширк)». Напомним, что в третьей суре священной книги мусульман «Семейство Имрана» сказано: «Поистине, Иса пред Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха» (перевод Крачковского). Такая трактовка позволяет причислять к «многобожникам» (язычникам) христиан, в классической трактовке ислама отнесенных к «людям Писания», признаваемого мусульманами. Такие же пассажи про «многобожников» есть и в других отмеченных экспертом комментариях. Эксперт приводил и аяты, и комментарии к ним (в том порядке, как они идут в исследуемом издании), поэтому при большом желании можно было выдать основанное на его заключении решение суда за запрет именно стихов Корана. Конечно, можно упрекнуть сотрудников сахалинского УМВД в недостаточно внятных пояснениях по этому поводу, но их справка – внутренний документ суда, а не пресс-релиз.
Председатель городского суда Южно-Сахалинска Александр Чухрай вчера сказал, что «конечно, бывает, что судьи принимают неправильные решения, это не исключено» и что он и его коллеги «ждут поступления жалобы» от главы Чечни, если же «ее не будет, решение по истечении 30 дней вступит в законную силу».