Фото Reuters
Проект документа «О церковном браке» размещен на информационных ресурсах Московского патриархата для его общественного обсуждения и последующего соборного утверждения. В числе прочего он описывает причины расторжения брака, в числе которых названы такие заболевания, как сифилис и СПИД, наркомания, а также свершившийся гражданский развод. Называются факторы, которые разрушительно влияют на семью, а в некоторых случаях приравниваются к «естественной смерти» одного из супругов. При этом допускаются браки, которые можно назвать неравными.
В основном повторяя принципы, выработанные православным богословием во времена Византийской и Российской империй, документ в некоторой степени отражает специфические реалии сегодняшнего дня. Так, в число заболеваний одного из супругов, которые могут служить причиной бракорасторжения, включен СПИД. Не уточняется, приравнивается ли эта болезнь к «прелюбодеянию» или «естественной смерти». Также в списке законных оснований для развода появилась наркомания. Таким образом, страдающие от СПИДа и подверженные наркомании признаются Церковью не жертвами, а виновниками порока.
В остальном опираясь на положения Поместного собора Российской православной церкви 1918 года, современные документы РПЦ исключают из списка подобных причин снохачество. Об этом порочном явлении, когда глава большой крестьянской семьи сожительствовал с женами своих сыновей, мы знаем, например, по роману Тургенева «Отцы и дети». Вместе с распадом традиционного уклада жизни, при котором несколько поколений жили под одной крышей, это явление исчезло.
Вместе с тем документ, согласно которому в наши дни должна строиться семейная жизнь верующих, признает такое заболевание, как сифилис, достаточной причиной для расторжения брака, считая «французскую болезнь» то ли свидетельством прелюбодеяния, то ли аналогом «естественной смерти». Если проказа или СПИД – действительно смертельно опасные недуги, то венерическая «классика» в наши дни успешно лечится.
Церковное право – по благословению архиерея – допускает семейный союз брачующегося с внуками и внучками своих двоюродных братьев или сестер, а также праправнуками и праправнучками своих братьев или сестер. При этом запрещается благословение союза с неверующим или «по суеверным причинам», а также четвертый и последующие браки.
Если различия нового проекта с документами начала XX века незначительны, то с византийских времен церковное брачное право претерпело значительные изменения. Так, согласно Кодексу Юстиниана в числе причин, по которым один из супругов требовал развода, могло быть то, что другой «злоумышлял против царской власти или знал, что кто-то злоумышляет, и не сообщил об этом». Эта вина равно относилась к обоим полам. Зато к числу прегрешений женщины относилось нахождение вне дома без разрешения мужа, разговоры в церкви с другими мужчинами или посещение ипподрома и театра.