Фото официального сайта Московского Патриархата
Награждение писателей Патриаршей литературной премией состоялось 28 мая в храме Христа Спасителя. В этом году лауреатами стали писатель-фронтовик Юрий Бондарев, поэт Юрий Кублановский и Александр Сегень, автор романа «Поп» и жизнеописаний знаменитых митрополитов. Патриаршая премия дается не за отдельное произведение, а по совокупности творчества. Выбор Юрия Бондарева в качестве премианта понятен: страна отмечает 70-летие Победы. Что касается других лауреатов, то тут нельзя сомневаться только в том, что они идейно близки РПЦ.
В своем выступлении патриарх Кирилл, явно наслаждаясь магией цифр, напомнил, что эта церемония награждения пятая и совпала она с 2015 годом, а также с объявленным в стране Годом литературы. Глава РПЦ заявил, что в современной литературе не хватает образов святых людей, в том числе новомучеников, то есть верующих и священнослужителей, пострадавших от репрессий большевиков, которых патриарх в своих более ранних выступлениях приравнял к воинам Великой Отечественной войны. Кроме того, по мнению главы РПЦ, «нужно создавать образ современного человека, со всеми его проблемами, со страданиями, страстями, с грехом и покаянием, но чтобы про такого человека можно сказать: да, он прожил в моем воображении, в моем сознании трудами писателя потрясающую жизнь, и в заключение я могу заявить: это святой человек и я хотел бы повторить его жизнь».
Ранее, на отпевании Валентина Распутина, в марте, патриарх уже высказывал свои взгляды на суть писательского творчества. «Художественная литература становится великой тогда, когда она поднимает человеческий дух, приближает человека к высшим ценностям, вводит личность в соприкосновение с этими ценностями. И литература (как и вся культура) перестает быть литературой (культурой), когда она возбуждает низменные страсти, разрушает нравственную природу человека», – говорил он тогда.
По мнению писателя Людмилы Улицкой, в творчестве которой также звучат христианские мотивы, для настоящей литературы социальный заказ невозможен, и Московский патриархат тут не исключение. «С христианскими ценностями у меня нет никаких разногласий, – сказала Улицкая «НГ». – Более того, у меня даже есть среди близких людей несколько православных священников, которые своей жизнью демонстрируют, что и для них христианские ценности дороги. А вот что касается чиновно-начальственного руководства РПЦ и его сервильного отношения к государству – это вызывает сомнения. Именно по этой причине я бы предпочла, чтобы литература оставалась в светской и независимой зоне». Улицкая также раскритиковала саму идею Года литературы, назвав ее «абсурдной» и «вызывающей внутренний протест».
Начиная с 2009 года РПЦ активно пытается взаимодействовать с писателями, учредила Патриаршую литературную премию. Ею награждают не только «своих», пишущих священнослужителей, но и вполне признанных писателей, в том числе признанных еще в «безбожную» эпоху СССР. В недавнем интервью «Коммерсанту» глава Издательского отдела РПЦ митрополит Климент (Капалин) заявил, что Церковь ищет единомышленников, и если русский писатель обращается к проблемам нравственности, то ему не избежать обращения к ценностям православия, которые выражает, естественно, РПЦ. Некоторые писатели «присягнули» этой точке зрения, в том числе молодые и успешные в плане признания у публики.
Однако оргкомитету церковной премии пока не хватает смелости привлечь к рассмотрению творчество этих молодых писателей, достаточно популярных, но выражающих приверженность к «традиционным духовным ценностям», хотя и в несколько брутальной форме. Например, на Патриаршую премию могли бы выдвинуть «Обитель» Захара Прилепина. В этом смысле премия остается «ветеранской». Церковь предпочитает поощрять литераторов, начинавших работать еще в рамках соцреализма, когда от писателей требовалось создавать положительные образы героев своего времени, совершающих подвиги на производстве и в деле строительства социализма. Тем временем матереет молодежь, которая своими силами пытается создать новый образ позитивного героя, которому было бы приятно смотреться в зеркало церковно-патриотической критики. В этом герое все есть, что нужно РПЦ, – и грех, и покаяние, и социальная энергия. Его создателям не хватает увесистых церковных наград.