В России уже имеется опыт сочетания религии и кредитов. Фото с сайта www.cbkg.ru
Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата, вчера поздравил власти Татарстана с реализацией проекта по внедрению исламского банкинга, выразив надежду на появление аналогичной православной финансовой системы. Лоббированием подобного начинания официальный спикер РПЦ и группа представителей финансовых кругов России занимаются уже не первый месяц.
«Поздравляю Татарстан с тем, что здесь предпринимаются реальные шаги в сторону развития исламского банкинга как на уровне республики, так и на уровне предложений, которые делаются в общефедеральных органах власти», – заявил протоиерей Всеволод Чаплин, выступая на круглом столе в Общественной палате Татарстана. Представитель РПЦ надеется, что «когда-то возникнет и православная финансовая система, также максимально свободная от порочного принципа «деньги делают деньги». Проект такой системы в виде «православного инвестиционного спецбанка» был презентован 22 декабря 2014 года в пресс-центре РИА Новости с участием Чаплина. Дмитрий Любомудров, входящий в инициативную группу по реализации проекта, а ранее участвовавший в создании ряда крупных российских банков, сообщил в беседе с журналистом «НГ» (подробнее в «НГ-религиях» от 04.02.15), что новое финансовое учреждение будет отличаться от уже существовавших в России «православных» банков. «У нас с ними отличие кардинальное, – заявил Любомудров. – Все перечисленные финансовые организации были обычными кредитующими банками, которые по категории риска не отличались от любого другого коммерческого банка и также могли обанкротиться». Свой проект он и его коллеги характеризуют как «расчетную небанковскую кредитную организацию, которая ведет счета с усиленным контролем за ними и осуществляет расчетные операции, взимая за это комиссию». Любомудров отметил, что с исламским банкингом у проекта будет «общий принцип – исключение ссудного процента и долевое финансирование». Впрочем, пока что этот проект еще никак не реализован на практике.
На схожей стадии находятся и попытки реализации в нашей стране исламского банкинга – они упираются в законодательство, запрещающее кредитующим учреждениям торговую деятельность, при том, что принцип «халяльных», то есть дозволенных установлениями ислама финансов подразумевает доход не за счет ссудного процента, а за счет соучастия в доходе клиента. Несмотря на заявленное желание суданских, арабских и иранских банков работать в России (см. «НГ-религии» от 18.03.15), дело не продвинулось далее разработки поправок в законодательство, над которыми финансисты размышляют совместно с представителями религиозных организаций. Лишь в двух регионах нашей страны, Дагестане и Татарстане, действуют небольшие организации, которые на протяжении нескольких лет предлагают клиентам «халяльные финансовые продукты» при помощи некоторых местных банков, работающих по обычной финансовой модели.