От Папы Франциска потребовали признать, что учение Церкви о браке как союзе мужчины и женщины неизменно. Фото Reuters
Синод Римско-католической церкви, посвященный вопросам семьи, брака и сексуальных отношений, стал первым за последние годы, вызвавшим ажиотаж средств массовой информации. Ожидалось, что 253 епископа, собравшиеся в Ватикане с 5 по 19 октября уходящего года, одобрят революционные изменения в отношении верующих к нетрадиционным семьям. Или, напротив, поддержат консервативный взгляд на ценности брака, тем самым ослабив позиции Папы Франциска.
События, происходившие на Синоде, СМИ комментировали в жанре спортивного репортажа. Спустя неделю после открытия публике был представлен «предварительный» вариант итоговой декларации, содержащий одобрительные выражения в отношении геев: «Гомосексуалисты и лесбиянки обладают личными качествами и талантами, которые они могут предложить христианскому сообществу». Участник Синода кардинал Райнхард Маркс высказался еще более определенно: «Рассмотрим случай двух геев, которые прожили вместе 35 лет и заботились друг о друге, в том числе и в старости. Как я могу сказать, что эти отношения не имеют никакой ценности?»
Доброжелательный тон в отношении сексуальных меньшинств вступил в перекличку с высказыванием самого Папы Франциска, в 2013 году заявившего, что «не чувствует себя вправе судить» тех гомосексуалистов, кто ведет нравственный образ жизни. Впрочем, ранее, будучи архиепископом Буэнос-Айреса, нынешний Понтифик резко выступал против гей-браков.
В предварительной версии документа содержались и примирительные выражения в отношении верующих, заключивших не признанные Церковью браки и разведенных. В отношении этих католиков священнослужителям рекомендовалось «искать новые пастырские пути» и принимать «отважные пастырские решения». Накануне Cинода в поддержку более либерального курса выступил кардинал Вальтер Каспер: он предложил принимать в евхаристическое общение без аннулирования предыдущих браков.
Публикация в СМИ предварительной резолюции Синода вызвала ответную реакцию со стороны консерваторов, которых среди епископов оказалось много. Один из наиболее настойчивых в этой среде прелатов кардинал Рэймонд Бёрк дал серию интервью, в которой призвал Папу Франциска твердо объявить о том, что церковное учение неизменно.
Развитие событий показало, что консерваторы в этой схватке победили. Из итоговой декларации Синода удалили фразу о «талантах и личных качествах» гомосексуалистов. Вместо этого епископы призвали лишь избегать дискриминации сексуальных меньшинств. В своем заключительном слове на Синоде Папа Франциск упомянул опасность «ложного чувства милосердия» по отношению к грешникам. Все же в удовольствии наказать хотя бы кого-либо из своих критиков Понтифик себе не отказал: вскоре после Синода кардинал Бёрк покинул Римскую Курию.