На выезд россиян в зарубежные медресе могут быть введены квоты. Фото Reuters
Генпрокуратура в очередной раз высказала озабоченность интервенцией в нашу страну нетрадиционных течений ислама через россиян, которые прошли обучение за рубежом. В Госдуме решили, что ситуацию надо срочно исправлять, и предложили много способов.
Российские власти обеспокоены экспортом нетрадиционных течений ислама из зарубежных образовательных центров. Если в 90-е годы он осуществлялся иностранными проповедниками, которых было нетрудно не пустить в страну или выдворить из нее, то теперь ввозом радикальных воззрений занялась российская молодежь, получающая религиозное образование чаще всего за границей.
Как стало известно «НГ», в Госдуме услышали очередной призыв Генпрокуратуры к тому, что ситуацию надо исправлять. Законопроекты с разными вариантами решения этой образовательной проблемы могут появиться уже скоро.
Напомним, что замгенпрокурора РФ Виктор Гринь, выступая накануне в Совете Федерации, сказал о приезжающих из заграничных медресе молодых россиянах: «Они нередко становятся не только активными идеологами религиозного экстремизма, но и привносят совершенно нехарактерные для нашей страны нормы социального общения и общегражданского поведения, что является дополнительным фактором межэтнической напряженности». Гринь сослался на данные МВД и ФСБ, что таких радикальных учеников в стране уже несколько тысяч. Усиление экстремизма, по его словам, происходит и за счет слабоконтролируемых миграционных потоков из стран СНГ и южных регионов России. Поэтому, указал Гринь, одной из главных задач, стоящих перед властями, является поддержка отечественной системы религиозного образования.
По данным «НГ», среди депутатов ГД нет споров на тот счет, надо преграждать путь религиозному экстремизму или нет, но есть разница в подходах к решению проблемы. Например, в КПРФ приступят к разработке законопроекта только после парламентских слушаний с участием мусульманского духовенства. Но у партии уже есть вариант введения квот на заграничную учебу. По мнению депутата ГД Валентина Шурчанова (КПРФ), повысить привлекательность российского религиозного образования можно только через улучшение его качества и доступности. Возможно, предположил он, речь пойдет даже о создании новых религиозных центров при ведущих российских вузах.
«Конечно, всегда найдутся те, кто будет пытаться столкнуть людей разной веры и национальности. Кто-то будет это делать по глупости, но большинство – преследуя политические или корыстные интересы», – уверен первый замруководителя фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов. Попытки распространения экстремизма в стране – и особенно в ее образовательной системе нужно жестко пресекать именно на законодательном уровне. «Нужно определить более четкие – и, возможно, более жесткие – критерии ответственности и усилить ее для людей, проповедующих нетрадиционный ислам», – заявил парламентарий «НГ».
Проблема радикального ислама действительно обостряется с каждым годом, сказал «НГ» председатель комитета ГД по общественным объединениям и религиозным организациям Ярослав Нилов (ЛДПР). В некоторых северокавказских республиках, по его оценке, радикальных течений придерживается уже до 70% населения. «Причем эти люди разными путями, в том числе и противоречащими российским законам, готовы отстаивать свои идеи и навязывать их окружающим», – подчеркнул он. По словам Нилова, в Катаре и Саудовской Аравии намеренно готовят адептов радикализма, которые затем возвращаются в нашу страну. Нетрадиционный ислам охватил уже и большинство российский тюрем, о чем неоднократно заявляли во ФСИН. Раскритиковал Нилов и систему религиозного образования в российских школах. Этой проблемой ЛДПР обещает тоже заняться в ближайшее время.
«Эта суета длится 20 лет – и ничего нового и реалистичного власти не смогли придумать», – заявил «НГ» член научного совета Центра Карнеги Алексей Малашенко. По его словам, за рубежом лучше преподают арабский язык, дают более широкое толкование исламу. В то время как наши чиновники от образования привыкли делить все на черное или белое: «У них только два понятия – лояльный и нелояльный. Причем что куда относится, определяют почему-то люди из Генпрокуратуры». Эксперт пояснил: «Момент, когда можно было регулировать этот поток верующих, упущен – сегодня запретить религиозное обучение, в том числе зарубежное, уже нельзя. А противостоять радикализму действительно трудно, для обучения новых кадров нужны годы. Тем более что даже грамотные религиозные проповедники, обученные в России, сегодня сталкиваются с непониманием со стороны допотопных имамов, выученных еще в СССР».