Фото пресс-службы Московской патриархии
Церковь призывает к реформам в средней школе. В ходе пастырского визита во Псков 3 сентября Патриарх Кирилл призвал «качественно изменить» положение в системе образования за счет усиления «воспитательного» компонента, который готова взять на себя Русская православная церковь. «РПЦ – это носительница национального самосознания, она обладает исторической мудростью, способна передать детям то, что, может быть, к сожалению, не всегда может передать светская школа», – уверен Патриарх.
Ранее, выступая 1 сентября в Тамбове, глава РПЦ обратил внимание на недостатки современной школы. По словам Кирилла, значительная часть из них связана с единым госэкзаменом, выхолащивающим учебный процесс. «Дети сейчас не занимаются в школе так, как мы занимались.
Они готовятся к ЕГЭ. Весь процесс сосредоточен на ЕГЭ. Получается, что мы фрагментарно ориентируем человека на одну конкретную задачу – правильно поставить крестики, галочки и ответить на тест», – сказал Патриарх. По мнению Кирилла, этого недостаточно – требуется, чтобы школа «воспитывала» личность.
Развивая мысль о важности именно этой компоненты в образовании, Патриарх предложил школе помощь со стороны представителей клира. По мнению Предстоятеля, именно в этой сфере взаимодействие Церкви и школы способно «качественно изменить» положение дел. От предложения каких-либо конкретных мер Патриарх тем не менее воздержался, ограничившись словами о том, что «Церковь не должна превращаться в гетто».
Высказывания Предстоятеля РПЦ, потенциально предполагающие новый виток напряженности между духовенством и образовательным сообществом, были критически восприняты экспертами, к которым обратилась «НГ». По словам представителя Центра Карнеги Алексея Малашенко, речь идет об «очень плохом заявлении». «РПЦ пробует бежать впереди паровоза, и в среднесрочной перспективе ей может сопутствовать успех, но со временем все поймут, насколько это опасная инициатива», считает религиовед. «Что Церковь может сделать? Добавить часов, когда бы приходили священники с целями идеологической индоктринации. Но если этого добьется Патриарх, то того же захотят и имамы, и это опасно», – считает Малашенко.
Заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что практического продолжения риторика главы РПЦ иметь не будет. «Серьезное продвижение в этом вопросе маловероятно, – говорит эксперт. – Образование воспринимается государством как государственный же проект, и создавать конкурента самому себе оно не будет». По словам Макаркина, в РПЦ рассматривают сложившееся положение дел вокруг преподавания религии в школе как «компромисс», от которого со временем желательно отказаться. «Учителям зачастую удобнее преподавать светскую этику, и это не особенно устраивает Церковь», – говорит он. Вместе с тем «ни общество, ни государство не готовы к конфессионализации образования в данный момент».
Известный православный публицист протодиакон Андрей Кураев считает, что в планах Патриарха Кирилла – введение «стержневого» курса основ православной культуры, который преподавался бы с 1 по 11 классы. По мнению клирика, подобный подход неудачен. Кураев допускает, что государство в условиях санкций может использовать Церковь, чтобы «заменить Голливуд» , но уверенности, что возобладает именно эта линия, у протодиакона нет.
«Сторонники традиционализма веками проигрывают из-за того, что не хотят видеть человека, все время говорят о национальных, корпоративных и других интересах, а с человеком разговаривать не умеют. Мне бы очень не хотелось, чтобы наша Церковь вновь цементировала себя в такого рода речевом потоке и стиле мысли. А к этому мы успешно идем», – заключает он.