Вчера в Женеве в рамках заседания Комитета по правам детей ООН представителям Римско-католической церкви пришлось отвечать на целый ряд неприятных вопросов, которые касались в том числе случаев сексуальных преступлений со стороны духовенства. Речь идет о нескольких тысячах подобных случаев в целом ряде стран, обвинительные документы по которым, собранные правозащитниками, заняли 22 тыс. страниц.
Папское государство в 1990 году присоединилось к Конвенции по правам ребенка, но отчеты по поводу соблюдения положений этого документа в рядах Церкви по сути саботировало: первый доклад был представлен в 1994 году, второй – в 2012-м. На этот 18-летний период пришелся целый ряд громких скандалов в СМИ, начиная от обнародования случаев жестокого обращения с девочками, отданными на принудительные работы в прачечные монастырских «Приютов Магдалины» в Ирландии, и заканчивая сексуальным насилием над мальчиками со стороны католических клириков. По всем этим случаям, а также по многим другим вопросам соблюдения Конвенции Комитет ООН подготовил для делегации Ватикана длинный список вопросов.
Комитет ООН просит, «учитывая масштабы преступлений, представить подробную информацию обо всех случаях сексуального насилия над детьми, совершенных духовенством, монахами и монахинями или доведенных до сведения Святого престола, в течение отчетного периода», то есть начиная с 1995 года. Для каждого из этих случаев запрашивается информация о том, какие меры были приняты Ватиканом, «чтобы ни одному из представителей духовенства, обвиняемых в сексуальном насилии, в настоящее время не было разрешено оставаться в контакте с детьми… а также случаи, когда священники были переведены в другие приходы или другие государства, где у них оставалась возможность совершать преступления против детей». Представителей ООН интересуют также «инструкции, данные на всех уровнях духовенству для обеспечения обязательной отчетности перед национальными компетентными органами по всех случаям сексуальных преступлений».
Последнего пункта стоит коснуться отдельно. Как отмечается в предварительной записке к заседанию Комитета ООН 16 января, «Святой престол стремится ограничить свои обязательства по исполнению Конвенции лишь территорией города-государства Ватикан, где имели гражданство и/или жительство 31 (из нескольких тысяч. – «НГ») пострадавших детей». По всем же прочим случаям, как сказано в записке, Католическая церковь перекладывает ответственность на конкретных клириков, которые должны отвечать по законам суверенных государств, где они несли служение. Однако, по мнению представителей Комитета, это не снимает ответственности с папского государства, которое – а не Католическая церковь – сотрудничает с ООН, так как в данном случае можно говорить о принципе экстерриториальности ответственности ввиду действий «агентов государства».
Тем более что, как отметила директор Международной сети по правам ребенка Вероника Йетс, Католическая церковь практикует метод «лечения расстоянием», когда обвиняемого просто переводили на служение в другое государство. «Сексуальное насилие над детьми в Католической церкви является глобальной проблемой», – считает она.
Изменения в политике Святого престола в отношении случаев педофилии, ранее чаще всего замалчивавшихся, начались уже в понтификат Папы Бенедикта XVI. В пастырском послании 20 марта 2010 года Понтифик признал факты насилия католических священников в Ирландии над подростками и попросил у жертв прощения. Более решительные сдвиги в политике Ватикана появились при Папе Франциске. 11 июля 2013 года в Уголовный кодекс Ватикана была введена ответственность за сексуальное насилие над детьми, а 5 декабря кардинал Шон Патрик О’Мэлли объявил о решении Папы создать спецкомиссию по защите несовершеннолетних. По словам кардинала, в компетенцию комиссии войдет «отчетность по преступлениям, соблюдению гражданского права, сообщениям, касающимся обвинений в адрес духовенства, пастырское попечение жертв и их семей, включая охрану психического здоровья, и сотрудничество с экспертами».
Выводы Комитета по правам детей ООН будут объявлены 5 февраля.