Фото с официального сайта Московского Патриархата
Необычная встреча состоялась на днях в храме Христа Спасителя. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял в Патриарших покоях Ши Юнсиня, настоятеля знаменитого буддийского монастыря Шаолинь, и осыпал гостя и его монахов комплиментами. «Замечательные единоборства, которые зародились в недрах вашего монастыря, – это очень хорошая иллюстрация того, что сила человека зависит от силы его духа, – сказал глава РПЦ. – Из исторических примеров мы знаем, что в войнах побеждали не самые вооруженные и не самые богатые, а люди, способные совершить подвиг, то есть духовно сильные».Образ Шаолиня, который обрисовал Патриарх в своей дипломатичной приветственной речи, словно заимствован из кинобоевиков, снятых в начале 1980-х годов в Гонконге. Эти ленты пользовались, как мы все помним, большой популярностью у подростков в СССР. На экране бритоголовые и поджарые буддийские монахи, раздавая направо и налево звонкие удары, повергают в прах толпы хорошо вооруженных гвардейцев диктаторов, а в итоге частенько свергают самих злых тиранов. К исторической реальности все это имеет весьма отдаленное отношение.
Но главное, что современный Шаолинь, возглавляемый начиная с 1999 года Ши Юнсинем, все больше отдаляется в последние годы от того образца монастыря аскетов, каким он был в Средние века. Бурный рост популярности обители привлек толпы туристов. Продажа билетов к середине нулевых годов приносила ежегодно до 100 млн. юаней, или 12 млн. долл. Треть этой суммы доставалась монастырю, но, видимо, его насельникам этого показалось мало.
В 2003 году настоятель зарегистрировал 43 торговые марки и 29 промышленных образцов под брендом монастыря. А в 2008 году дочерняя компания монастыря Shaolin Zhiye открыла на популярном интернет-аукционе Taobao свой онлайн-магазин Shaolin Huanxidi, где выставлены на продажу часы, обувь, одежда, лекарства, благовония и разные сувениры, выпускаемые монастырем, а также литература. Самым дорогим лотом стала «Секретная книга кунг-фу и медитации Шаолиня», предлагавшая за 9999 юаней (1250 долл.) открыть любому желающему «сокровенную суть» монастырских знаний.
Немалый доход монастырю приносят выступления шоу-труппы монахов, число выступлений которых по всему миру давно перевалило за тысячу. До 2004 года этой труппой руководил Ши Юнсинь. Он и сейчас прибыл в Москву вместе с труппой, участвующей в фестивале «Спасская башня».
Как заявили в 2007 году в администрации города Дэнфэн, в котором находится обитель, цель их деятельности – сделать Шаолинь «самым дорогим монастырем в мире». Но, как с грустью замечали рядовые китайцы, чье мнение приводят СМИ, в результате в монастыре «коммерция заменила чтение сутр, медитацию, совершенствование и тренировки ушу». Зато в «храме духа» появился собственный отдел маркетинга для управления огромным числом собственных бизнес-проектов. Один из таких проектов – организация специальных медитаций для руководящего состава коммерческих компаний стоимостью 2000 юаней (250 долл.) за курс.
С другой стороны, возможно, в Русской Православной Церкви как раз хорошо представляют себе нынешнюю жизнь Шаолиня, и как раз коммерческие успехи монахов вызывают искреннее желание подражать. Кого-то, возможно, шокирует, что в конце нулевых годов речь шла об IPO (первичном размещении на бирже акций) монастыря, проект которого планировали администрация города Дэнфэн и туристическая компания China Travel Service Hong Kong Ltd, с целью увеличить туристический поток в монастырь. Но и руководство РПЦ обещало властям Греции немалые доходы от «паломнического туризма» из России в древние монастыри Афона, что помогло бы Греции выйти из преддефолтного состояния. «Паломничество – не сезонный туризм, они могут в любое время приезжать, – говорил Патриарх Кирилл в июне с.г. премьер-министру Греции, когда был с визитом в этой стране. – Если удастся укрепить паломничество, это будет иметь духовное значение… и вносить свой вклад в экономику вашей страны». Греческие СМИ часто поднимают в своих публикациях тему коммерциализации греческих монастырей, дают информацию об их крупных банковских счетах и прочих приземленных материях.
В контексте нашей меркантильной эпохи, возможно, шаолинским монахам удалось одержать победу над временем, превратиться из средневекового реликта в преуспевающую корпорацию. Возможно, тут требуется сила духа. Вопрос только в том, о каком духе идет речь? Если это способность уловить дух времени и подстроиться под него, тогда понятно желание наших религиозных организаций поучиться у предприимчивых братьев-буддистов.