13.08.2013 00:01:00
Макаронный Монстр долетел до Урала
Об авторе: Андрей Геннадьевич Лавров – политолог, религиовед.
В Челябинске официально зарегистрирована пастафарианская Церковь Летающего Макаронного Монстра. Ранее прерогатива в возникновении новых культурно-духовных, религиозных и политических течений безоговорочно принадлежала Москве и Санкт-Петербургу. Провинция если и реагировала на посылы из Центра, то крайне вяло. Кажется, что после серии судебных дел, заканчивающихся «двушечкой», а то и «пятерочкой», вслед за «высокодуховной» зачисткой митингов православными активистами протест схлынул. Но это только внешне. Процесс пошел «вглубь и вширь». Вглубь – в виде перехода от прямого противостояния к стебно-издевательским акциям, призванным довести до абсурда тщетные попытки власти загнать новое городское общество в рамки замшелых советско-православных духовных скреп. Вширь – значит, что теперь это дело не только столиц, но и провинциальных городов-миллионников.
Мода на возникновение новых синкретических религий возникла еще в конце XIX – начале XX века. Россия тогда оторвалась по полной. Блаватская, Гурджиев стали идолами нового европейского религиозного сознания. Многие связывают это с переходом традиционной науки с интуитивно понятной бюргеру ньютоновской модели к более сложным, недостижимым для неспециалиста концепциям Эйнштейна, Бора и Планка. Эзотеризм новых учений в конечном счете вылился в создание социально-прозелетических псевдорелигиозных движений. Новый и значительно более мощный всплеск – 60-е годы прошлого века, прежде всего обусловленный массовым распространением образования – эпоха Нью-Эйдж. Заговорили о наступлении новой Эры Водолея. Но традиционные религии все же устояли. Более того, укрепили свои позиции: католики в Африке и особенно в Латинской Америке, ислам на своей традиционной территории. Сейчас искусственную клерикализацию со стороны православия, нередко осуществляемую при прямой поддержке властей, мы наблюдаем в России.
Как говорил Иосиф Бродский, «жизнь качнется вправо, качнувшись влево». Эпоха Интернета и постмодерна вносит коррективы в отношения верующих и Церкви. Символом времени стал стеб. На воинственное наступление клерикалов общество ответило образованием псевдорелигий, доводящих ситуацию до абсурда. Одним из самых ярких из них и стало пастафарианство. Оно было создано американцем Бобби Хендерсоном в 2005 году в знак протеста против введения в школьный курс концепции «Разумного смысла» – альтернативы теории эволюции. Впервые в России эта церковь была зарегистрирована в московском районе Хорошево-Мневники. Ее последователи намереваются вести макаронные богослужения и рассказывать верующим о делах невидимого и неощутимого создателя Вселенной Летающего Макаронного Монстра.
Челябинск не первый и явно не последний в списке городов, где неуемная запретительно-охранительная активность парламентариев и деятелей РПЦ вызывает издевательски-фриковую реакцию общественности. Но на Южном Урале событие приобрело особенное значение, поскольку губернатор Михаил Юревич приобрел известность, политический и экономический вес как создатель макаронного бренда «Макфа». Слухи о политическом подтексте появления в регионе пастафарианцев были опровергнуты развернутым интервью епископа челябинской епархии Церкви Летающего Макаронного Монстра Анны Французовой.
Приверженцы Макаронного Монстра пока почему-то с трудом объясняют, что это за религия и зачем людям приходить в их церковь. К мировым религиям наряду с общепринятыми христианством, исламом и буддизмом лидер челябинской макаронной церкви причисляет индуизм и, конечно, пастафарианство. Последнее есть «результат роста гражданского самосознания людей и содержит в себе глубокую мысль», прояснить которую в силу ее сакральности непосвященным Французова не готова. Зато единственное местоприложение религии, которое они видят, – в школе, и «здесь пастафарианству есть где развернуться». По ее мнению, это единственная по-настоящему современная религия, оправдывающая «свободные отношения». В чем их суть, организаторы тоже умалчивают.
По степени абсурдности высказывания епископини Французовой не очень сильно отличаются от заявлений некоторых депутатов Госдумы. Хотя есть и разница – в пастафарианском дискурсе нет ненависти и кровожадности. Чего стоит хотя бы принципиальный пацифизм, зиждущийся на постулате, что нельзя убивать никого, кто хоть раз пробовал пасту. Они как Митьки – «никого не хотят победить». И это в них, конечно, привлекает, а значит, последователи пастафарианства найдутся и на Южном Урале.
Челябинск
Комментарии для элемента не найдены.