К числу возможных папабилей добавились глава Дикастерии по делам восточных церквей кардинал Клаудио Гуджеротти и глава Дикастерии по делам епископов кардинал Роберт Прево.
Фото Reuters
Папа Римский Франциск встретил 12-летие своего понтификата в больнице «Джемелли», где он продолжает лечение от двусторонней инфекционной пневмонии. Врачи и пресс-служба Ватикана, ссылаясь в числе прочего на последние рентгеновские снимки, говорят, что папе стало лучше. Бюллетени о его здоровье публикуются теперь один раз в день, а не дважды. Как-то врачи и вовсе заявили, что публиковать нечего: все стабильно. В выходные стало известно, что в неинвазивной маске для вентиляции легких понтифик уже проводит не все ночи. Продолжается курс физиотерапии. Папа прошлую неделю посвятил духовным упражнениям и работал не очень много.
Прогнозы, как бы то ни было, по-прежнему сдержанные. Когда понтифик сможет перебраться из больницы в Дом святой Марфы, где он постоянно живет и работает, непонятно. Возможно, это случится до Страстной недели (14–20 апреля). Но возвращение вовсе не означает, что папа будет готов совершать пасхальное богослужение. Газета Corriere della Sera напоминает, что в 2023 году незадолго до Пасхи понтифика тоже – пусть и ненадолго – госпитализировали с бронхитом. Тогда он смог участвовать в пасхальной мессе – его привезли в кресле-каталке. Но во время Страстной недели богослужения совершали кардиналы.
11 марта кардинал Марио Грек разослал всем иерархам Римско-католической церкви календарь работы Синода епископов на ближайшие три года – до Ассамблеи в октябре 2028 года. Как сообщается, календарь разработали еще до госпитализации понтифика, 11 марта он его подписал. Срок в три года ничего не говорит о будущем самого понтифика: в конце концов, Синод – важная часть его наследия, для Франциска важно, чтобы преемник продолжил его дело. Скорее можно говорить о том, что быстрых реформ, которых так боятся консерваторы, не будет.
Итальянская пресса сообщает о «предконклавных» встречах в Риме. Это, конечно, не генеральные репетиции выборов в Сикстинской капелле, а скорее беседы кардиналов в ресторанах. Спекуляций немало. Газета Il Fatto Quotidiano пишет о новых папабилях: это глава Дикастерии по делам епископов кардинал Роберт Прево и глава Дикастерии по делам восточных церквей кардинал Клаудио Гуджеротти. Почему именно они, издание не конкретизирует. Та же газета пишет, что бывший председатель Конференции католических епископов Италии кардинал Анджело Баньяско ведет беседы с иерархами и готовит что-то вроде «ратцингеровской реставрации», то есть возвращения к политике папы Бенедикта XVI. Самому Баньяско уже 82 года, он не может голосовать на конклаве, но якобы пытается организовать консерваторов.
Пока Франциск лечится в больнице «Джемелли», в отставку с поста губернатора государства-града Ватикан ушел кардинал Фернандо Вергес Альсага. Это важно по двум причинам. Во-первых, губернатором стала монахиня Раффаэлла Петрини. Уже вторая женщина в 2025 году получила высокий пост в Ватикане: в январе префектом Конгрегации по делам монашествующих назначили Симону Брамбиллу. И это тоже можно считать частью «наследия Франциска», до него о таком не могли и подумать.
Во-вторых, Вергес Альсага ушел, потому что ему исполнилось 80 лет. И это также означает, что он больше не может голосовать на конклаве. Выборщиков стало 137, а к концу 2025 года будет 125, если Франциск решит не проводить новые консистории. Примечательно, что это все равно больше, чем лимит, установленный папами Павлом VI и Иоанном Павлом II. И в апостольской Конституции Romano Pontifici Eligendo 1975 года, и в аналогичном документе Universi Dominici Gregis 1996 года говорится: «Максимальное число кардиналов-выборщиков не должно превышать 120». При этом и Иоанн Павел II, и Бенедикт XVI, и Франциск, проводя консистории, неоднократно превышали лимит.
Почему? И что делать с «лишними» кардиналами, если вдруг придется собирать конклав? Как определить «лишних»?
Многочисленные апостольские конституции и motu proprio (особые папские указы) не дают четких ответов на эти вопросы. Это кажется странным. Однако юридическая логика – важная часть католической культуры. И авторы ватиканских документов, видимо, полагают, что некоторые вещи не нужно проговаривать и прописывать, до них можно дойти путем простого (или не совсем простого) рассуждения.
Например, понятно, что лимит в 120 выборщиков установил не Христос. То есть это не божественное, а церковное право, и любой понтифик вправе пересмотреть и по-своему интерпретировать такое установление. К божественному праву, например, относится сама необходимость выбирать папу. А коллегия кардиналов, да и сам институт кардиналов – просто инструменты, которые понтифики начиная с XII века считают нужными для управления церковью.
Когда Бенедикт XVI решил уйти на покой, выборщиков было 117. Из них двое не смогли из-за неважного здоровья приехать в Рим. Другими словами, уходящему на пенсию папе не пришлось ничего объяснять или прописывать, хоть как-то касаться темы лимита. Однако это была всего лишь вторая добровольная «отставка» папы в истории. Почти всегда Святой престол становился вакантным, когда понтифик умирал. Что делать, если это случится, а выборщиков будет больше 120?
Universi Dominici Gregis запрещает Коллегии кардиналов менять церковное право, но разрешает собравшимся на конклав иерархам обсуждать спорные моменты в самой конституции и решать – большинством, – как им поступать. Если предположить, что на конклав соберется больше 120 кардиналов, и если кто-то вдруг решит придраться к пункту о лимите, такому буквоеду дадут коллегиальный ответ. Но это гипотетическая ситуация, маловероятная. Скорее всего кардиналам и так все ясно.
Один из редакторов американского сайта The Pillar Эд Кондон заинтересовался «казусом 120» и вспомнил положение из Кодекса канонического права, согласно которому священнослужитель становится кардиналом, когда папа произносит его имя перед Коллегией. Тогда же назначается консистория. Другими словами, еще не получив шапку и перстень, не принеся клятву, новый кардинал пользуется всеми правами, главное из которых – право выбирать папу на конклаве. Если Франциск, выйдя из больницы «Джемелли», вдруг объявит имена новых кардиналов и сразу после этого решит уйти на покой, все иерархи из его списка смогут голосовать на выборах. Шапки им вручит преемник Франциска. Тоже гипотетическая ситуация, но иллюстрирует суть вопроса.
В Universi Dominici Gregis говорится, что «ни один кардинал-выборщик не может быть лишен ни активного, ни пассивного избирательного права во время выборов верховного понтифика ни по каким причинам и поводам». Это не касается тех, кто – с одобрения папы – отказался от шапки, или тех, кто лишился ее в соответствии с каноническими нормами. Но таких кардиналов на конклаве и не окажется. Может получиться так, что в день, когда Святой престол становится вакантным, выборщику еще 79 лет. А 80-летие он отмечает, когда уже собирается конклав. Это значит, что он может в нем участвовать.
Если бы кардиналы-выборщики, собравшись на конклав, по какой-то причине решили, что пункт апостольской Конституции о лимите – важный и обязывающий, они не нашли бы критерий, чтобы определить «лишних». Церковное право, которое они не могут менять, по сути, запрещает им искать такие критерии и нарушать волю бывшего понтифика. Лимит во время конклава еще ни разу не превышали. Но если в Рим соберутся 135 выборщиков, все будут голосовать.
Зачем тогда Павел VI, а за ним и Иоанн Павел II вообще включали в Конституции пункт об оптимальном числе выборщиков? Павла VI выбирали всего 80 кардиналов, для глобальной церкви в эпоху авиаперелетов этого было мало, понтифик хотел назначить новых кардиналов, но ему нужен был какой-то ориентир. Именно так число 120, по-видимому, и следует воспринимать. Понтифики скорее думают о том, чтобы участников конклава было не намного меньше, чем 120. И ничего страшного, если их будет немного больше.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать