На Вселенском соборе в Никее был установлен принцип расчета празднования Пасхи. В.И. Суриков. Первый Вселенский Никейский собор. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. 1876. Русский музей |
Готовность к такому сближению подтвердил Вселенский (Константинопольский) патриарх Варфоломей. Открывая зимнюю сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге 28 января, он в своей речи подчеркнул: «Недавние обмены между церквами Рима и Константинополя способствовали укреплению церковных связей. Вселенский патриархат стремится к христианскому единству не только через богословский диалог, но и через активные обсуждения единой даты Пасхи». Варфоломей также напомнил, что в этом году христианский мир будет отмечать 1700-летие Первого Вселенского (Никейского) собора, который прошел в 325 году. «Мы верим, что совместное празднование юбилея Никейского собора должно вдохновить на обновление богословских дискуссий и христианского сотрудничества», – добавил Константинопольский патриарх.
Напомним, что общий основной принцип расчета Пасхи, установленный как раз на Никейском соборе, заключался в том, что торжество должно отмечаться в первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием, но всегда после еврейской Пасхи. Тогда же датой весеннего равноденствия было определено 21 марта. Однако день православной Пасхи высчитывается по александрийской пасхалии (специальной системе расчета по юлианскому календарю, впервые предложенной около 277 года). Католики же высчитывают дату церковного торжества по григорианской пасхалии, действующей с 1583 года. При этом в основе александрийской пасхалии лежит расписание новолуний и полнолуний, которое, в свою очередь, основано на 19-летнем метоновом цикле (промежуток времени в 6939 дней 14 часов 15 минут). А в григорианской пасхалии при примерно тех же исчислениях существует понятие как «солнечного», так и «лунного» «уравнений». Из-за этой разницы даты Пасхи у православных и католиков могут расходиться чуть ли не на полтора месяца.
Разговоры о том, чтобы объединить дату празднования Пасхи, ведутся между Святым престолом и Константинопольским патриархатом не один год. Папа Франциск еще в начале понтификата заявлял о готовности пересмотреть церковный календарь. В сентябре 2023 года во время встречи с главой Маланкарской сирийской церкви Индии католикосом Василием Мар Фомой Матфеем III понтифик предложил не только «вместе отпраздновать 1700-летие Первого Вселенского собора в Никее», но и нечто большее: «Если мы вместе, подобно апостолу Фоме (по преданию, первосвятитель Азии. – «НГР»), провозгласим, что Иисус есть Господь наш и Бог наш, если со смиренным сердцем и с благоговением вверим себя Его благодати, мы сможем ускорить тот долгожданный день, когда с Его помощью мы будем праздновать таинство Пасхи у одного престола».
Сразу после нынешнего предложения папы Франциска Румынская православная церковь (РумПЦ) выступила с заявлением о том, что «любые консультации относительно даты Пасхи и возможного решения могут состояться только в рамках будущего Всеправославного форума». О каком «будущем форуме» говорят в РумПЦ, непонятно. Последний из них проходил в 2016 году на острове Крит.
Любопытно, что Критский собор изначально должен был рассмотреть календарный вопрос, но затем эта тема была исключена из повестки из-за боязни, что «календарная реформа создаст новый раскол в мировом православии». Более того, в работе того форума участвовали не все поместные церкви. Антиохийский, Болгарский, Грузинский и Московский патриархаты по разным причинам не только отказались от поездки на Крит, но и не приняли итоговый документ Собора, назвав это мероприятие не более чем «совещанием десяти поместных православных церквей».
В апреле 2024 года против совместного празднования Пасхи выступил и представитель Элладской православной церкви. Митрополит Пирейский Серафим Мендзелопулос заявил, что «паписты нарушают постановление Первого Вселенского собора», а следовательно, «празднование Святой Пасхи с еретиками является отрицанием канонических рамок единой святой кафолической и апостольской Церкви, а значит, и Святого Духа, пребывающего в ней».
В Русской православной церкви идею постоянного совместного празднования Воскрешения Господня со Святым престолом еще несколько лет назад отвергали. Например, в 2021 году заместитель управляющего делами Московского патриархата епископ Савва (Тутунов) отмечал, что «предложение празднования Пасхи в один и тот же день разными христианскими конфессиями дезинтегрирует православную среду и говорит о большей заинтересованности Константинопольского патриархата в единстве с католиками, чем с православными». А тогдашний председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), а ныне митрополит на покое Иларион (Алфеев) подчеркивал, что в РПЦ не намерены отмечать праздник Воскресения Христова в одно время с католиками.
В последнее время, возможно, это мнение было отчасти пересмотрено. Так, после совещания поместных православных и древних восточных церквей, прошедшего 16–17 сентября 2024 года в Египте, представители Московского патриархата, участники встречи, присоединились к призывам ко всем христианам мира праздновать Пасху в один и тот же день. Правда, с оговоркой – только «по юлианскому календарю» и при условии «присоединения католиков и протестантов к православным, поскольку именно православная церковь придерживается установленных канонических правил в отношении определения даты Пасхи».
Таким образом, Московский патриархат не отказывается от идеи всехристианского единства, не замыкается в себе. Когда заходит речь об экуменических инициативах, РПЦ предлагает церковную «глобализацию» на собственных условиях. В последнее время участились разговоры о ценности юлианского календаря, только трактовки приоритета древнего исчисления лет приобретают различный характер. Если некоторые представители церковного руководства и околоцерковных общественных кругов предлагают считать юлианский календарь, введенный великим понтификом римских жрецов Юлием Цезарем, атрибутом российского суверенитета, то другие видят в верности традициям инструмент для ведущей роли РПЦ в мировом христианстве.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать