0
8351
Газета Факты и комментарии Печатная версия

03.09.2024 16:30:00

Семьеведение от митрополита

О тонкостях воспитания подростков

Тэги: рпц, евгений кульбкерг, церковь, школа, образование, стандарт, семьеведение, монашество, литература, культура, традиции, ценности, православие, история


рпц, евгений кульбкерг, церковь, школа, образование, стандарт, семьеведение, монашество, литература, культура, традиции, ценности, православие, история Иллюстраторы изображают Татьяну Ларину 17-летней девушкой. Открытка с сайта www.goskatalog.ru

В российских школах и средних специальных учебных заведениях академический год начался с нескольких новаций, среди которых внеурочный курс «Семьеведение». Предмет внедрен быстрыми темпами. Еще в ноябре 2023 года идею такого курса высказала председатель комитета по делам семьи Государственной думы Нина Останина, и вот он уже реализовывается на практике. Возможно, из-за ускоренных темпов внедрения программа не очень понятна в деталях, есть только общее представление о тематических блоках.

Но даже по поводу принципиальных особенностей реализации нового внеурочного предмета до сих пор идут дискуссии. Участвуют в них и представители РПЦ. Были яркие и неоднозначные высказывания, на которые обратили внимание СМИ и социальные медиа.

Больше всего обсуждаются реплики митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения (Кульберга), прозвучавшие 27 августа в эфире областного телеканала «ОТВ» в программе «Акценты». Главное, за что зацепились язвительные комментаторы в соцсетях, – мнение митрополита о необходимости знакомства несовершеннолетних с основами брачной жизни и апелляция к самой авторитетной русской литературной классике.

На вопрос ведущей телепрограммы, не рано ли юношам и девушкам 17–18 лет строить семью, Кульберг предложил вспомнить Пушкина. Он не назвал конкретное произведение, но можно предположить, что митрополит имел в виду «Евгения Онегина». Он довольно произвольно процитировал пушкинские строки. «Описывается, что там уже в 13 годков семью создала», – сказал священнослужитель, почему-то перейдя на окающий северорусский или поволжский фонетический диалект. По такой реплике не так-то просто опознать искомый фрагмент романа, если речь вообще шла об этом произведении. Кстати, пушкинское сочинение изучают в 9-м классе, когда учащимся уже по 15 лет, а не по 13, как некоторым героиням романа в стихах, на которых сосредоточился митрополит.

Некоторые экстравагантные исследователи склонны предполагать, что в возрасте 13 лет была Татьяна Ларина, когда познакомилась с Евгением Онегиным и написала ему знаменитое письмо. Вспомним, как герой Пушкина рассуждает о любви в 4-й главе романа, тронутый признаниями Татьяны, с отвращением поминает «хладнокровный разврат», свойственный «старым обезьянам» образца XVIII века. Наскучившие Евгению (Онегину) отношения явно относятся не к юным дамам, потому что упоминается «дружба тяжкая мужей», мешающая развлечениям прелюбодеев.

Между прочим, эти строки настраивают читателя не совсем в пользу семьи и брака. Героя как раз привлекает в Татьяне «невинная душа», контраст с теми качествами зрелых женщин, «которых не было и нет у девочки в тринадцать лет».

Вопрос: что за девочку имеет в виду Евгений, если не Татьяну, раз размышляет о ее письме. Правда, в дальнейшем он говорит о невозможности брака с ней не потому, что она юна, а потому, что он не видит себя постоянным супругом, да и в прочность первого чувства девушки тоже не верит. В письме Петру Вяземскому от 29 ноября 1824 года сам Пушкин пишет о послании Татьяны Лариной: «Письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной». Поэтому «канонические» литературоведы именно этот возраст героини считают правдоподобным. Тем более что он вполне подходит для вступления в брак дворянской девушки.

Иное дело – крепостные крестьянки. «Мой Ваня моложе был меня, мой свет, а было мне тринадцать лет», – рассказывает Татьяне ее няня. «Так, видно, Бог велел», – рассуждает няня о своем раннем замужестве. «Мне с плачем косу расплели да с пеньем в церковь повели», – завершает она рассказ.

А когда Татьяна признается старушке, что влюблена, та предлагает окропить ее святой водой и «крестит» девушку «дряхлою рукой».

«В брак молодые дворянки в начале XIX века вступали рано, – писал в «Очерке дворянского быта онегинской поры» Юрий Лотман. – Правда, частые в XVIII веке замужества 14- и 15-летних девочек начали выходить из обычной практики, и нормальным возрастом для брака сделались 17–19 лет». «Ранние браки, бывшие в крестьянском быту нормой, в конце XVIII века нередки были и для не затронутого европеизацией провинциального дворянского быта. А.Е. Лабзина была выдана замуж, едва ей минуло 13 лет… Мать Гоголя, Марья Ивановна, пишет в своих записках: «Когда мне минуло четырнадцать лет, нас перевенчали в местечке Яресках; потом муж мой уехал, а я осталась у тетки, оттого что еще была слишком молода. Но в начале ноября он стал просить родителей отдать меня ему, говоря, что не может более жить без меня» (Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. – М., 1892. Т. 1, с. 43); отец «в 1781 году вступил в брак» с «Мариею Гавриловною, которой тогда было едва 15 лет от роду» (Миркович. С. 2). Проникновение романтических представлений в быт и европеизация жизни провинциального дворянства сдвинули возраст невесты до 17–19 лет», – отмечает патриарх литературоведения.

Так что не совсем понятно, кого имел в виду митрополит Евгений, но любопытно, что возраст 13 лет как пору возможного знакомства с «Семьеведением» вроде бы называла и автор идеи Нина Останина. В интервью «Инфо24» депутат аргументировала потребность в предмете ранними беременностями, утверждается на сайте этого курганского телеканала. В регионах отмечаются случаи, когда школьницы 12–13 лет «не ограничиваются только пожиманием ручек» с молодыми людьми, не думая о последствиях, передает слова председателя думского комитета сайт «Инфо24».

Но как раз элементы «секспросвета», как принято с осуждением говорить в этих кругах, вызывают неприятие у представителей РПЦ. «Важно, чтобы хорошая инициатива введения подобного предмета имела соответствующее содержание. Наряду с патриотическими и нравственными нормами, которые прописаны в курсе, существует опасность, которая подтверждается участниками процесса образования, что в данный курс могут быть внедрены элементы так называемого «секспросвета», «планирования семьи», с которыми давно борется родительская общественность», – сказал председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов РИА Новости. В свою очередь, популярный миссионер священник Павел Островский предостерег от того, чтобы сводить цели «Семьеведения» к разрешению проблем в демографии. Так или иначе, но и «секспросвет» и связанные с ним усилия по улучшению демографической ситуации никак не могут быть рассчитаны на детей младше 16 лет.

Не стоит, конечно, придираться к реплике Екатеринбургского митрополита, произнесенной вскользь, возможно, непродуманной. Но даже этот маленький экспромт, рожденный воспоминаниями о школьной программе по классической русской литературе, заставляет задуматься о том, сколь сложная задача поставлена перед разработчиками курса «Семьеведение». К упоминаемой нами 4-й главе «Евгения Онегина» Пушкин выбрал эпиграф «Нравственность в природе вещей» французского политика Жака Неккера, протестанта из кальвинистской Женевы, этой цитадели реформатского ригоризма. Можно сколько угодно рассуждать о смысле такого эпиграфа и его роли в понимании происходящего с пушкинскими героями, но автор «Евгения Онегина», несомненно, предлагает читателю задуматься о сложной, амбивалентной природе морали и нравственности, их обусловленности эпохой и обстоятельствами. Впрочем, чтобы поговорить об этом с подростками, необязательно вводить новый предмет, достаточно старой доброй «литературы».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
4803
Когда кумиры становятся коллегами

Когда кумиры становятся коллегами

Ирина Кулагина

Новый виток литературной мастерской Сергея Лукьяненко

1
4845
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
2295
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
2447

Другие новости