Иллюстраторы изображают Татьяну Ларину 17-летней девушкой. Открытка с сайта www.goskatalog.ru
В российских школах и средних специальных учебных заведениях академический год начался с нескольких новаций, среди которых внеурочный курс «Семьеведение». Предмет внедрен быстрыми темпами. Еще в ноябре 2023 года идею такого курса высказала председатель комитета по делам семьи Государственной думы Нина Останина, и вот он уже реализовывается на практике. Возможно, из-за ускоренных темпов внедрения программа не очень понятна в деталях, есть только общее представление о тематических блоках.
Но даже по поводу принципиальных особенностей реализации нового внеурочного предмета до сих пор идут дискуссии. Участвуют в них и представители РПЦ. Были яркие и неоднозначные высказывания, на которые обратили внимание СМИ и социальные медиа.
Больше всего обсуждаются реплики митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения (Кульберга), прозвучавшие 27 августа в эфире областного телеканала «ОТВ» в программе «Акценты». Главное, за что зацепились язвительные комментаторы в соцсетях, – мнение митрополита о необходимости знакомства несовершеннолетних с основами брачной жизни и апелляция к самой авторитетной русской литературной классике.
На вопрос ведущей телепрограммы, не рано ли юношам и девушкам 17–18 лет строить семью, Кульберг предложил вспомнить Пушкина. Он не назвал конкретное произведение, но можно предположить, что митрополит имел в виду «Евгения Онегина». Он довольно произвольно процитировал пушкинские строки. «Описывается, что там уже в 13 годков семью создала», – сказал священнослужитель, почему-то перейдя на окающий северорусский или поволжский фонетический диалект. По такой реплике не так-то просто опознать искомый фрагмент романа, если речь вообще шла об этом произведении. Кстати, пушкинское сочинение изучают в 9-м классе, когда учащимся уже по 15 лет, а не по 13, как некоторым героиням романа в стихах, на которых сосредоточился митрополит.
Некоторые экстравагантные исследователи склонны предполагать, что в возрасте 13 лет была Татьяна Ларина, когда познакомилась с Евгением Онегиным и написала ему знаменитое письмо. Вспомним, как герой Пушкина рассуждает о любви в 4-й главе романа, тронутый признаниями Татьяны, с отвращением поминает «хладнокровный разврат», свойственный «старым обезьянам» образца XVIII века. Наскучившие Евгению (Онегину) отношения явно относятся не к юным дамам, потому что упоминается «дружба тяжкая мужей», мешающая развлечениям прелюбодеев.
Между прочим, эти строки настраивают читателя не совсем в пользу семьи и брака. Героя как раз привлекает в Татьяне «невинная душа», контраст с теми качествами зрелых женщин, «которых не было и нет у девочки в тринадцать лет».
Вопрос: что за девочку имеет в виду Евгений, если не Татьяну, раз размышляет о ее письме. Правда, в дальнейшем он говорит о невозможности брака с ней не потому, что она юна, а потому, что он не видит себя постоянным супругом, да и в прочность первого чувства девушки тоже не верит. В письме Петру Вяземскому от 29 ноября 1824 года сам Пушкин пишет о послании Татьяны Лариной: «Письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной». Поэтому «канонические» литературоведы именно этот возраст героини считают правдоподобным. Тем более что он вполне подходит для вступления в брак дворянской девушки.
Иное дело – крепостные крестьянки. «Мой Ваня моложе был меня, мой свет, а было мне тринадцать лет», – рассказывает Татьяне ее няня. «Так, видно, Бог велел», – рассуждает няня о своем раннем замужестве. «Мне с плачем косу расплели да с пеньем в церковь повели», – завершает она рассказ.
А когда Татьяна признается старушке, что влюблена, та предлагает окропить ее святой водой и «крестит» девушку «дряхлою рукой».
«В брак молодые дворянки в начале XIX века вступали рано, – писал в «Очерке дворянского быта онегинской поры» Юрий Лотман. – Правда, частые в XVIII веке замужества 14- и 15-летних девочек начали выходить из обычной практики, и нормальным возрастом для брака сделались 17–19 лет». «Ранние браки, бывшие в крестьянском быту нормой, в конце XVIII века нередки были и для не затронутого европеизацией провинциального дворянского быта. А.Е. Лабзина была выдана замуж, едва ей минуло 13 лет… Мать Гоголя, Марья Ивановна, пишет в своих записках: «Когда мне минуло четырнадцать лет, нас перевенчали в местечке Яресках; потом муж мой уехал, а я осталась у тетки, оттого что еще была слишком молода. Но в начале ноября он стал просить родителей отдать меня ему, говоря, что не может более жить без меня» (Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. – М., 1892. Т. 1, с. 43); отец «в 1781 году вступил в брак» с «Мариею Гавриловною, которой тогда было едва 15 лет от роду» (Миркович. С. 2). Проникновение романтических представлений в быт и европеизация жизни провинциального дворянства сдвинули возраст невесты до 17–19 лет», – отмечает патриарх литературоведения.
Так что не совсем понятно, кого имел в виду митрополит Евгений, но любопытно, что возраст 13 лет как пору возможного знакомства с «Семьеведением» вроде бы называла и автор идеи Нина Останина. В интервью «Инфо24» депутат аргументировала потребность в предмете ранними беременностями, утверждается на сайте этого курганского телеканала. В регионах отмечаются случаи, когда школьницы 12–13 лет «не ограничиваются только пожиманием ручек» с молодыми людьми, не думая о последствиях, передает слова председателя думского комитета сайт «Инфо24».
Но как раз элементы «секспросвета», как принято с осуждением говорить в этих кругах, вызывают неприятие у представителей РПЦ. «Важно, чтобы хорошая инициатива введения подобного предмета имела соответствующее содержание. Наряду с патриотическими и нравственными нормами, которые прописаны в курсе, существует опасность, которая подтверждается участниками процесса образования, что в данный курс могут быть внедрены элементы так называемого «секспросвета», «планирования семьи», с которыми давно борется родительская общественность», – сказал председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов РИА Новости. В свою очередь, популярный миссионер священник Павел Островский предостерег от того, чтобы сводить цели «Семьеведения» к разрешению проблем в демографии. Так или иначе, но и «секспросвет» и связанные с ним усилия по улучшению демографической ситуации никак не могут быть рассчитаны на детей младше 16 лет.
Не стоит, конечно, придираться к реплике Екатеринбургского митрополита, произнесенной вскользь, возможно, непродуманной. Но даже этот маленький экспромт, рожденный воспоминаниями о школьной программе по классической русской литературе, заставляет задуматься о том, сколь сложная задача поставлена перед разработчиками курса «Семьеведение». К упоминаемой нами 4-й главе «Евгения Онегина» Пушкин выбрал эпиграф «Нравственность в природе вещей» французского политика Жака Неккера, протестанта из кальвинистской Женевы, этой цитадели реформатского ригоризма. Можно сколько угодно рассуждать о смысле такого эпиграфа и его роли в понимании происходящего с пушкинскими героями, но автор «Евгения Онегина», несомненно, предлагает читателю задуматься о сложной, амбивалентной природе морали и нравственности, их обусловленности эпохой и обстоятельствами. Впрочем, чтобы поговорить об этом с подростками, необязательно вводить новый предмет, достаточно старой доброй «литературы».
комментарии(0)