Архиепископ Якутский и Ленский Роман (Лукин) не испытывает недостатка внимания ни властей, ни народа. Фото с сайта www.pravyakutia.ru
Архиепископ Якутский и Ленский Роман (Лукин) 25 июля раскритиковал очередной выпуск YouTube-канала «Русская община», в котором утверждалось, что в Якутии «сегрегация по национальному признаку не позволяет русским людям полноценно жить и работать». В ролике говорилось о том, что «долг епархии РПЦ достиг 40 млн руб.», а средства из бюджета «выделяются только на строительство культовых капищ и неоязыческих центров якутов». В качестве примера авторы канала использовали жалобу автора передачи «Православный календарь» Анжелики Тупицыной, которая уже два года не получает господдержку на ведение своей программы.
«Ряд высказываний в передаче вызвал у нас недоумение. Откуда сведения о якобы гонениях на русскую культуру и православие в Якутии, стоит спросить у команды передачи и приглашенного ими эксперта», – сказал архиепископ Роман. Он уточнил: «Анжелика Тупицына работает не от Якутской епархии. «Православный календарь» больше не имеет благословения архиепископа Якутского и Ленского. Каким образом автор будет изыскивать средства на производство программы – уже не наша проблема. Могу лишь заметить, что с нами почти постоянно связываются региональные СМИ с целью освещения тех или иных событий церковной жизни в Якутии, так что недостатка во внимании мы не испытываем».
Движение «Русская община» появилось в 2020 году. На сайте общественной организации оно представлено как «русское братство» и «единение русских людей для всех видов помощи друг другу». В последнее время «общинники» из разных регионов все чаще попадают в скандальные хроники, целью их протестной активности, как правило, становятся мигранты.
Казус в Якутии стал не единственным случаем за последнее время, когда деятельность общественников идет вразрез с интересами епархий РПЦ. А иногда даже прямо направлена против церковных институций.
Конфликт между православными активистами и священнослужителями разгорелся во Владимирской епархии. В начале июля в Октябрьском районном суде города Владимира началось рассмотрение иска суздальских общественников к митрополиту Владимирскому и Суздальскому Тихону (Емельянову). Активные миряне считают, что глава епархии дискредитировал деловую репутацию суздальской православной гимназии. Спор завязался в 2023 году, когда учебное учреждение оказалось на грани закрытия.
У образовательного заведения – два учредителя. Один из них – епархия РПЦ. Второй – общественная организация «Родители, педагоги и православная общественность – за русскую традиционную нравственную школу». Противостояние между сторонами сводится к вопросам финансирования гимназии. По утверждениям руководства гимназии, общественная организация за последние три года привлекла 20% средств, епархия – лишь 5% (сообщество «Чистый Суздаль» во «ВКонтакте»).
Для того чтобы получить областное финансирование, учреждение должно иметь только одного учредителя – церковь. Общественники отказались выходить из состава учредителей, опасаясь, что гимназия будет закрыта, а здание отдано епархиальному паломническому центру. В итоге суздальская гимназия не получила грант, утверждает администрация учреждения (сообщество «Чистый Суздаль» во «ВКонтакте»).
При этом подобные суммы были выделены другим общеобразовательным заведениям области, учредителем которых выступает только РПЦ (Постановление администрации Владимирской области от 27.12.2022 № 930),.
В декабре 2023 года на сайте епархии появилось обращение Владимирского митрополита, в котором он раскритиковал руководство гимназии и общественной организации. В частности, Тихон утверждал, что директор образовательного учреждения якобы «обманным путем» перерегистрировала устав гимназии, оставив епархию в меньшинстве при принятии решений. В итоге общественная организация «Родители, педагоги и православная общественность – за русскую традиционную нравственную школу» подала в суд на митрополита (информация есть на официальном сайте Октябрьского районного суда города Владимира).
Первое заседание прошло 4 июля с.г. В местных СМИ появились сообщения, что по решению епархиального совета от 11 апреля директора гимназии и председателя общественной организации «Родители, педагоги и православная общественность – за русскую, традиционную, нравственную школу» «отстранили от участия в церковном общении и запретили им принимать святые Христовы Тайны до тех пор, пока не принесут покаяние, ссылаясь на 74-е апостольское правило и 8-е правило Четвертого вселенского собора». На официальном сайте епархии есть только информация, что в этот день действительно состоялось заседание епархиального совета, однако не приводятся подробности.
На слуху еще дискуссия о псевдостарчестве, которая началась в середине июня между миссионером и блогером протоиереем Андреем Ткачевым и президентом Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) Александром Дворкиным (подробнее в «НГ» от 20.06.24). К дебатам присоединились и другие православные активисты и священники РПЦ. Например, 17 июня «Академия порядочных семинаристов», которая позиционирует себя как «сообщество адекватного православия», в социальных сетях представила собирательный «портрет» почитателей Ткачева.
Согласно публикации, люди, поддерживающие миссионера, не только «слепы к недостаткам своего гуру», «готовы обелить любое высказывание своего аввы, не вяжущееся не только с христианской, но и просто с человеческой и гуманной этикой», и «чрезмерно милитаристичны и нацелены на поиски врагов», но и «пропагандируют шовинизм и национализм».
Сложно сравнить ущерб, который наносят репутации РПЦ чрезмерно активные миряне и священнослужители, не выбирающие выражений в своих публичных выступлениях. Патриарх Кирилл еще в марте 2023 года выдвинул своего рода ультиматум блогерам в рясе. По мнению главы РПЦ, священнослужители, которые ведут блоги и «собирают лайки», должны или сложить полномочия, или отказаться от чрезмерного времяпрепровождения в Сети. «Очень важно, чтобы пастырь, работающий в информационном пространстве, не забывал о своей главной цели – помочь человеку обрести Христа как Спасителя», – заметил патриарх. Спустя год он повторил эту мысль. «Как только начинаешь думать о личной популярности, лучше крест сними и иди на «гражданку», – заявил он на собрании духовенства Калининградской митрополии в июне с.г.
Недавно напомнил о себе и Сергий Романов, бывший схиигумен Екатеринбургской епархии, отлученный от церкви в 2020 году. Романов был осужден за экстремизм, склонение к суициду, нарушение права на свободу вероисповедания и самоуправство. Он получил 6 лет и 11 месяцев лишения свободы. Этим летом Романов подал прошение на имя президента РФ с просьбой о помиловании. Он также попросил прощения у всех, «кого огорчил своими словами и поступками». В конце июля стало известно, что просьба о помиловании поступила в Главное управление ФСИН Свердловской области и в ближайшее время будет рассмотрена специальной комиссией.
«Церковное начальство, как правило, критически относится к любым активистам, особенно когда они не подчиняются епископату, а часто и критикуют его, – рассказал в беседе с «НГР» заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин. – Руководство РПЦ старается дистанцироваться как от либералов (что легко, так как многие за границей), так и от консерваторов (как только Константин Малофеев издал нашумевший наказ Всемирного русского народного собора, он был из этой околопатриархийной организации удален) и фундаменталистов типа Сергия Романова».
«Борьба с лжестарцами в ходе пандемии и после нее пока закончилась, хотя харизматичные духовники будут периодически появляться. Церковь сконцентрировалась на патриотической повестке, что хорошо видно по телеканалу «Спас», где ничего иного фактически и нет. Кроме того, акцент на традиционных ценностях и поддержке воинства помогает раскрутке таких проповедников, как Андрей Ткачев. Ему в роли поборника традиций и вестника победы никакие сектоборцы не страшны, что бы Ткачев ни говорил о женщинах или о том, насколько активно молятся белгородцы. Часть активистов вполне вписалась в эту линию патриархии, как движение «Сорок сороков», и не делает шагов в сторону», – указал эксперт.
«В епархиях есть личностные споры, такие как судебный процесс Владимирской митрополии против гимназии. Но в авторитарных действиях архиерея, отлучившего от причастия руководителей гимназии, есть и рациональное зерно, связанное с тем, что выделение средств властями обусловлено единоначалием в гимназии в лице РПЦ. Идеологический элемент есть, пожалуй, только в конфликте активистов с Якутской митрополией. Помимо личной неприязни бывшей телеведущей православной программы к епархии русские националисты недовольны якутизацией республики и участием в этом РПЦ. Однако это характеризует церковь с положительной стороны. Митрополии во главе с Романом (Лукиным) удалось наладить и развить якутскую миссию, достичь в этом больших успехов, подготовить местные кадры, у епархии хорошие отношения с якутскими властями и общественностью, тогда как в 1990–2000-е годы РПЦ и якутские националисты постоянно конфликтовали. В итоге опасность для патриархии со стороны активистов может быть только в том случае, если консервативно-патриотическим силам удастся представить церковь более воинственной и авторитарной, чем она есть на самом деле», – заключил Лункин.
В свою очередь, первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин в разговоре с «НГР» заметил, что для «священноначалия неудобна любая неконтролируемая активность, не важно, либеральная она или реакционная». «В принципе это свойственно и любым учреждениям, не только церковным. Церковь, как и любой другой институт, склонна к умеренности и конформизму. А тут возникает нонконформизм, а любой нонконформизм неудобен», – считает эксперт.
Кроме того, часто очень трудно провести грань между разными критиками церкви. «Классический пример – история иеромонаха Илиодора (Труфанова) времен Григория Распутина, который вначале был ультрареакционером. Потом он поругался с церковным начальством и вдруг стал критиком и разоблачителем церкви, то есть крайне неудобной фигурой. И те люди, которые ранее прославляли его как столпа православия, оказались в очень неудобном положении. И пример с Илиодором, он не один такой, когда человек по разным причинам может качнуться в совершенно непредсказуемую сторону. А институции, особенно религиозные, такой непредсказуемости не любят. Архиереям не хочется сталкиваться с проблемой, когда не просто не контролируешь ситуацию, но еще и оказываешься в ситуации непредсказуемости», – пояснил Макаркин.
«Еще один момент: если посмотреть на нашу современность последних тридцати лет, то можно увидеть, что движение в церкви, направленное на критику, связанное с критикой в отношении архиереев – оно часто консервативное, – продолжил эксперт. – Например, в начале 2000-х годов было целое движение за созыв Поместного собора и усиления роли мирян. При этом организаторы этого движения хотели, чтобы на Соборе были осуждены экуменизм и экуменически настроенные иерархи. И делать это должны были в том числе миряне, которые были связаны с крайне правыми политическими или политизированными группами. Понятно, что архиереи, у которых есть экуменический опыт, не хотели такого Собора. И здесь возник парадокс: требование созыва Собора мирян – внешне демократическое, но реально его продвигали люди, которые к демократии относились крайне негативно. Поэтому это движение, несмотря на то что было крайне правым, носило антииерархический характер. И это движение в той или иной форме сохраняется до сих пор».
«Но есть нюансы, – отметил Макаркин. – Если речь идет о низовой инициативе со стороны священника, который вдруг начинает обвинять патриарха, то такого священника легко наказать. У РПЦ в этом есть огромный опыт. Другое дело – ситуация с Ткачевым. Он не выступает против патриарха и церкви. Но при этом часть церковных деятелей сегодня предупреждает, что Ткачев потенциально может проделать такую эволюцию и в итоге стать неконтролируемым и неуправляемым, и предлагают заранее принять меры. Но Ткачев пока не дает оснований для каких-то кадровых решений, более того, патриарх недавно дал ему крупный московский приход. При этом Ткачев действительно популярен, у него массовая аудитория, которая носит уже общероссийский характер, и у него немало поклонников среди людей, связанных с государством. А эта аудитория очень важна для церкви. Поэтому когда Дворкин стал подвергать Ткачева критике, то возник вопрос: а у кого больше аудитория? Выяснилось, что ревностной аудитории, готовой идти за батюшкой, слушать батюшку и сочувствовать батюшке, больше у Ткачева. И поскольку Ткачев пока не идет против иерархии, то и иерархия к нему терпима. Что будет дальше, зависит от него самого». «В церкви может быть разное отношение к этим людям, к их неконтролируемости и неуправляемости, но ключевым критерием является то, идут они против иерархии или нет», – заключил политолог.