0
10039
Газета Факты и комментарии Печатная версия

16.07.2024 15:28:00

Не без вина виноватые

О проблеме бытовых нападений на священников и храмы

Тэги: рпц, храмы, теракты, нападения, священнослужители, канонизация


рпц, храмы, теракты, нападения, священнослужители, канонизация Фото сайта historyrussia.org

В последнее время ленты новостных агентств заполнили сообщения о нападениях в разных регионах России на православные храмы и священников. Эти инциденты дают основание определенного рода публицистам утверждать, что агрессия против церковных учреждений имеет под собой идеологическое основание. Подобная подоплека существует, но все-таки основным фоном проходят сообщения, связанные с бытовым криминалом, асоциальным поведением или психическими нарушениями преступников.

Скажем, 11 июля в Майкопе было предотвращено нападение на православный храм. В ходе оперативных действий выяснилось, что выходец из центральноазиатской страны планировал убить священнослужителей и охранников, а также поджечь здание церкви. Мужчина был задержан, и против него возбуждено уголовное дело по ст. 205 УК РФ (террористический акт). За несколько недель до того в Дербенте в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в результате нападения террористов 23 июня был убит священник Николай Котельников. «Не за какие-то преступления, а только потому, что какой-то злой силе потребовалась эта смерть», – сказал тогда патриарх Кирилл.

Но сила эта бывает не всегда осознанной. На днях вспоминали об одном таком громком преступлении. 13 июля в рамках фестиваля «Дни Достоевского», который прошел на территории Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь в Калужской области, епископ Можайский Иосиф (Королев) заявил, что в обители, наместником которой он служит, ведется работа по сбору документальных материалов для возможной канонизации убитых 30 лет назад трех монахов.

В пасхальную ночь с 17 на 18 апреля 1993 года были убиты иеромонах Василий (Росляков), иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников). Убийство совершил душевнобольной Николай Аверин, который позже был задержан и по результатам судебно-психиатрической экспертизы отправлен в спецлечебницу закрытого типа. Как утверждает наместник обители, к сегодняшнему дню собрано множество сведений о чудесах, связанных с этими насельниками. «Люди молятся, к ним обращаются – и помощь получают. Мы собрали десятки свидетельств о чудесах, связанных с убиенными отцами, и продолжаем собирать, но пока их для канонизации еще недостаточно. Надеемся, этот момент наступит», – сказал архиерей.

Для канонизации необходимо, чтобы был соблюден ряд условий. Дополнительным, но не определяющим может стать страдание за православную веру. Мученическая кончина выделена в отдельный критерий. Получается, что Котельников, убитый террористами в Дагестане, более очевидно пострадал за веру, чем те священнослужители, кто стал жертвой бытового криминала. А сообщений о подобных преступлениях и в эти дни было немало.

Так, 13 июля в городе Новодвинске Архангельской области мужчина напал на работницу церковной лавки с ножом. Выяснилось, что он был пьян и хотел ограбить храм. Обошлось без жертв, хотя пострадавшая получила легкие травмы.

За месяц до этого в городе Шахунья Нижегородской области задержали мужчину, бросившего зажигательную смесь в здание церкви. Возгорания удалось избежать. Пресс-служба регионального управления МВД тогда сообщила, что мужчина находился в состоянии опьянения и бросил «коктейль Молотова» в храм из-за конфликта с матерью.

И подобных случаев гораздо больше, чем «идеологические» нападения на церкви и ее священников. Впрочем, до сих пор так и не канонизирован священник Александр Мень, убитый неизвестными в 1990 году. В РПЦ еще в 2021 году допустили возможность этого, но только при условии, что «будет доказано, что его смерть была мученической». Видимо, пока доказать это не удалось.

Ну и еще один досадный вывод – что различные маргиналы почему-то очень озлоблены на церковь, и ведь это не какие-то последователи террористических и человеконенавистнических учений. По идее, эти люди, не состоявшиеся в жизни или попавшие в трудную жизненную ситуацию, должны были бы иметь отношения с церковью иного рода: быть ею опекаемы и утешаемы. Но маргиналы и социопаты подчас избирают духовенство в качестве предмета агрессии, вероятно, побуждаемые к тому заметной ролью, которую клерикальное сословие играет в общественной жизни.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
2013
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
2115
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
2985
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
2245

Другие новости