Избрание патриархом Даниила (Николова) должно устроить разные фракции в Болгарской православной церкви. Фото Reuters
В Болгарии избран патриарх. Предстоятелем поместной православной церкви 30 июня стал митрополит Видинский Даниил (Николов). Он получил 69 голосов из почти 140 возможных. Его оппонент – митрополит Врачанский Григорий (Цветков) – 66. Сразу после выборов в кафедральном соборе Святого Александра Невского в Софии была совершена интронизация, на которой помимо прочих почетных гостей присутствовал Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей.
По уставу Болгарской православной церкви (БПЦ), тройка кандидатов на патриарший престол была выбрана Синодом на начальном этапе кампании, который прошел 20 июня. Судя по количеству раундов голосования – а именно 42, – дебаты разгорелись нешуточные. Самым первым был избран Григорий (Цветков). За него выступили 11 архиереев в начальном раунде. С момента смерти патриарха Неофита он исполнял обязанности местоблюстителя престола. Настоящая борьба началась позже.
Вторым претендентом в патриархи стал Даниил (Николов). Он победил с девятью голосами в 32-м туре. Третьим вошел в тройку лидеров гонки митрополит Ловчанский Гавриил (Динев). За него голоса отдали также девять членов Синода, но лишь в 42-м туре. Правда, уже при голосовании на патриаршество Гавриил выбыл первым, набрав в первом туре всего 19 голосов, тогда как за Цветкова проголосовали 64 человека, а за Николова – 51.
Николов и Динев считаются «пророссийскими» иерархами. Оба они выступали за сохранение дружеских связей с Московским патриархатом и осуждали появление Православной церкви Украины (ПЦУ). Именно Николов и Динев некогда проголосовали против решения болгарского Синода воздержаться от сослужения с экс-экзархом африканских приходов РПЦ митрополитом Леонидом (Горбачевым), которого Александрийский патриархат лишил сана в 2022 году за «вторжение в юрисдикцию древней церкви». Митрополит Даниил также выражал сожаление в связи с решением властей Болгарии в сентябре 2023 года выдворить из страны занимавшего на тот момент должность настоятеля подворья РПЦ в Софии архимандрита Вассиана (Змеева) и еще двух служителей храма.
И Николов, и Динев накануне патриарших выборов делали программные заявления, которые касались не только внутренней жизни БПЦ, но и ее международных и межправославных связей. Николов 25 июня в интервью Болгарскому радио заявил, что преследования со стороны властей, которые сегодня переживает Украинская православная церковь (УПЦ), во многом связаны с действиями патриарха Варфоломея и «возвращают христианство к периоду иконоборчества»: «Во времена иконоборчества столько императоров, у которых была полная власть в империи, отправляли в заточение патриархов и вообще каждого, кто им перечил. Иконы сжигали, рубили и уничтожали. Храмы, монастыри превращали в казармы. Период гонений продолжался более 100 лет. В первые годы большевистской революции гонения против церкви в СССР также были ужасающие – истребляли священников, разрушали тысячи храмов, была предпринята попытка подмены самой институции через обновленческий раскол. Сегодня в Украине происходит нечто подобное. Теперь эта попытка подмены – через создание так называемой Православной церкви Украины Константинопольским патриархом Варфоломеем в 2019 году, притом что в Украине существует общепризнанная каноническая церковь – Украинская православная церковь с предстоятелем – Киевским митрополитом Онуфрием. Это неканоническое действие патриарха Варфоломея привело к еще большему разделению в Украине».
Также Николов дал понять, что, если станет патриархом, не допустит признания ПЦУ, в том числе и потому, что «там отсутствует апостольское преемство». «Есть отлученные по основательным каноническим причинам, которые приняты и возобновлены в сане неправомерно и без покаяния. И несмотря на это, патриарх Варфоломей попытался их легитимировать изданием так называемого томоса – документа об учреждении этой неканонической структуры», – заявил митрополит Даниил. Заметим на полях, что уже позже, во время своей интронизации, Николов был вполне любезен с Константинопольским патриархом, следуя вполне «византийскому» политесу.
Однако первое совместное богослужение, заявленное на 1 июля, так и не состоялось. Патриарх Даниил совершил литургию, а Варфоломей накануне вылетел в Стамбул. Видимо, константинопольца предупредили, что новый болгарский первоиерарх не намерен поминать во время богослужения главу ПЦУ митрополита Епифания (Думенко), и гость из Стамбула поспешил покинуть Софию, даже не явившись на праздничный банкет вечером 30 июня.
Даниил – самый молодой из тройки претендентов. Ему всего 52 года. Несмотря на то что и ранее он сохранял хорошие отношения с РПЦ, он не был публичным спикером по этому вопросу, а потому в нынешней кампании считался достаточно «слабым» кандидатом. Совпадение это или нет, но его выпады против патриарха Варфоломея накануне выборов в Софии пришлись на период серьезных проблем на Фанаре (район Стамбула, где находится резиденция Константинопольского патриарха). Дело в том, что Варфоломей ранее поставил свою подпись под итоговым документом «Саммита мира», состоявшегося в Швейцарии 14–15 июня, который был посвящен урегулированию конфликта между Россией и Украиной. За присоединение к коммюнике Вселенского патриарха поблагодарил президент Украины Владимир Зеленский.
Константинопольский патриарх Варфоломей присутствовал на интронизации главы Болгарской церкви, но потом поспешил вернуться в Стамбул. Фото с сайта www.ec-patr.org |
Недолюбливает патриарха Варфоломея и 73-летний митрополит Гавриил (Динев). Он уже был кандидатом на патриарший престол БПЦ в 2013 году, однако тогда его обошел митрополит Неофит, который и возглавил церковь. В начале июня с.г. Динев раскритиковал митрополита Пловдивского Николая (Севастиянова) за то, что 19 мая тот, находясь в Турции, сослужил с представителями ПЦУ. Из-за этого инцидента РПЦ на очередном заседании Синода 30 мая объявил о «невозможности сослужения» с несколькими болгарскими архиереями, которые присутствовали на той литургии. Известно, что митрополит Гавриил был учеником популярного русского «старца» Иоанна (Крестьянкина), а в 1986–1991 годах возглавлял подворье Болгарской православной церкви в Москве.
Однако во время выборной кампании Динев не стал активно критиковать действия патриарха Варфоломея по созданию ПЦУ, но аккуратно дистанцировался от главного кредо Фанара. «Каждый епископ, будь он епископом, архиепископом, митрополитом или патриархом, имеет одну и ту же благодать. У нас нет земного главы всех церквей. Автокефальные церкви равны между собой. По старшинству они отличаются, но по власти они равны, и высшим руководящим органом в церкви является Собор всех православных церквей. Он может принимать решения, которые должны исполняться всеми православными церквами. В остальном каждая церковь решает свои вопросы сама, и никто не может захватить власть данной церкви на ее канонической территории», – заявил он в интервью болгарским журналистам.
На 53-летнего митрополита Врачанского Григория (Цветкова) ставку делали прозападно настроенные духовенство и политики. Последние все время патриаршей кампании заявляли, что, мол, «Россия давит на Болгарскую церковь», а потому Цветков казался им самой подходящей фигурой. Именно он в качестве местоблюстителя направил патриарху Варфоломею приглашение на интронизацию в Софию. Во многом благодаря ему Синод БПЦ так и не осудил действия митрополита Пловдивского Николая в Стамбуле (подробнее в «НГР» от 05.06.24).
Цветков отказался давать какие-либо комментарии до выборов. Это не понравилось некоторым политикам. Члены партии «Возрождение» призвали президента Болгарии Румена Радева созвать Консультативный совет по национальной безопасности в связи с выборами патриарха БПЦ и заподозренными ими попытками вмешательства США. «Роль США в процессе освоения Болгарской православной церкви очевидна. Очевидно, что оно осуществляется с любезного согласия Вселенского патриарха и некоторых болгарских митрополитов и архиереев, нарушивших канон и служивших вместе с раскольниками в Турции», – заявили в партии.
Что касается Николая (Севастиянова), то он изначально рассматривался как очень сильный кандидат на патриарший престол, даже несмотря на то что с самого начала предупредил об отсутствии у него планов участвовать в выборах. Севастиянов известен своей поддержкой Православной церкви Украины. Еще в 2019 году иерарх участвовал в литургии в Греции, в ходе которой поминался митрополит Епифаний (Думенко). В том же году он отказался присутствовать на приеме, который патриарх Неофит устраивал в честь прибытия в Софию русской делегации во главе с тогдашним председателем ОВЦС РПЦ митрополитом Иларионом (Алфеевым). Свое решение архиерей объяснил в числе прочего неурегулированным украинским вопросом. «Из-за казуса Православной церкви в Украине ситуация в православном мире изменилась таким образом, что опасение раскола уже небезосновательно. Самое страшное заключается в том, что, какая бы ни была напряженность между Московским и Вселенским патриаршими престолами, она трансформируется в напряженность внутри отдельных поместных церквей», – заметил тогда митрополит.
Наблюдатели были уверены, что в случае победы Григория (Цветкова) Севастиянов вполне мог бы стать при нем «серым кардиналом». Однако БПЦ в своем большинстве выбрала иной путь. Это решение приняли не все. Например, настоятель Гигинского монастыря святых Космы и Дамиана иеромонах Никанор (Мишков) заявил, что из-за победы Даниила решил покинуть церковь. «Человек, избранный Болгарским патриархом, для меня не обладает необходимыми качествами. Позиции, которые он занимает как епископ, не соответствуют церковному учению. Болгарскую церковь возглавил человек, который идет в ином направлении, чем то, по которому идет Болгария в данный момент», – сказал Мишков.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заявил «НГР», что при выборах патриарха в БПЦ решили прийти к компромиссу. «Интересно, что на Синоде за Даниила проголосовало девять архиереев, тогда как симпатизантов России изначально было трое. Конечно, свою роль сыграло и то, что это был церковно-народный собор, в котором участвовали и клирики, и миряне, что делало результаты еще более непредсказуемыми. Но на первом этапе выборов, во время Синода, девять голосов можно было получить только благодаря каким-то договоренностям, которые бы включали болгарские интересы, а также компромиссам, которые могли быть достигнуты между архиереями. Скорее всего речь идет о каких-то личных договоренностях».
Эксперт напомнил, что в свое время митрополит Даниил был викарием митрополита США, Канады и Австралии Иосифа (Босакова). «Это старейший митрополит в Болгарской церкви и давний соратник патриарха Максима, с которым у РПЦ были теплые отношения. В силу возраста, а митрополиту Иосифу 81 год, он уже не участвует в текущей деятельности Синода БПЦ, но при этом сохраняет определенное влияние, основанное на его авторитете и стаже. И не исключено, что в ходе консультаций перед выборами митрополит Иосиф мог замолвить слово за Даниила».
В любом случае победа митрополита Даниила показала те настроения, которые сейчас преобладают среди верующих страны, добавил Макаркин. «Среди активных прихожан весьма популярны идеи сохранения отношений с Россией. Россия воспринимается ими и как страна, благодаря которой Болгария получила независимость, поэтому русофильские тенденции там всегда сильны. Русская православная церковь в свое время помогла Болгарской церкви получить автокефалию. Более того, Россия для большинства болгарских верующих – оплот традиционных ценностей, тогда как Европейский союз подвергает ревизии эти ценности. И многие вполне убежденно, из идейных соображений голосовали за Даниила. Им не нравилось, что группа архиереев слишком сближается с Константинополем, что они служили вместе с иерархами ПЦУ, и многим не нравилось, что у властей были планы изгнать русских священников из храмов Болгарии. Все это и стало причиной того, что в итоге из всех кандидатов был избран Даниил», – пояснил политолог. «Сейчас в Болгарской церкви выстроена некая компромиссная конструкция. Как и любой компромисс, эта конструкция устраивает не всех, но она поможет сохранить единство в церкви и предотвратить раскол. Болгарская церковь будет балансировать между Москвой и Константинополем. Вряд ли патриарх Даниил накажет митрополита Николая за сослужение с ПЦУ, но также сомнительно, что он сможет стать доминирующей фигурой в церкви», – заключил эксперт.
комментарии(0)