Раб рабов Божьих, викарий Христа и верховный понтифик Вселенской церкви может остаться лишь скромным епископом Рима и патриархом Запада. Фото Reuters
В июле католики отметят 154-летие провозглашения догматов о первенстве папы Римского во Вселенской церкви и о безошибочности учительства понтифика, когда оно провозглашено ex cathedra. Ранее Дикастерия по содействию христианскому единству опубликовала новый исследовательский документ, в котором первенство и безошибочность главы Католической церкви подвергаются «переосмыслению». Текст, который критики уже назвали «башней из слоновой кости», то есть уводящим от проблем современности, состоит из 150 страниц (с пояснениями и ссылками). Это первый ватиканский исследовательский проект после Второго Ватиканского собора (1962–1965 годы), где обобщается экуменический диалог, который произошел по вопросу папского первенства и соборности за последние 30 лет.
Представляя документ, который называется «Епископ Рима: первенство и соборность в экуменических диалогах и ответах на энциклику Ut unum sint», глава Дикастерии кардинал Курт Кох заметил, что на написание исследования ушло более трех лет и десятки консультаций с представителями других христианских конфессий. «В наше время вопрос первенства больше не рассматривается просто как проблема, но как возможность для общего размышления о природе церкви и ее миссии в мире», – подчеркнул прелат. Он добавил, что текст был опубликован с разрешения папы Франциска, однако «это не означает, что понтифик согласен с каждым словом».
В свою очередь, генеральный секретарь Синода епископов кардинал Марио Грек заявил, что «Епископ Рима» появился «в очень удобное время», поскольку церковь готовится ко второй сессии Синода, которая стартует в октябре, когда будет обсуждаться и этот документ. «Папа Римский не выше церкви, но внутри нее как один из крещеных, и в коллегии епископов он как епископ среди епископов, призванный в то же время руководить Римской церковью, которая председательствует в милосердии над всеми церквами», – заметил Грек.
Впервые пересмотреть постулат о первенстве папы Римского предложил еще в 1995 году папа Иоанн Павел II. В своей энциклике Ut Unum Sint («Да будут все едины») он призвал разные христианские церкви и церковные общины переосмыслить, как можно осуществлять «служение апостола Петра во имя большего христианского единства». Это было смелое на тот момент заявление, но оно не вызвало существенного отклика со стороны других христианских лидеров. В 2013 году, после восшествия на престол святого Петра, папа Франциск повторил призыв. Но лишь в 2020 году после ряда церковных реформ Дикастерия по содействию христианскому единству вплотную занялась этим вопросом.
Догматы о примате и безошибочности (ex cathedra) папы Римского были приняты на Первом Ватиканском соборе (1869–1870 годы) и закреплены в конституции Pastor aeternus. Тогда «за» проголосовали 535 участников Собора, 83 воздержались «после продолжительных дискуссий». Впрочем, дискуссии и споры привели к расколу внутри церкви и появлению старокатоликов, не принявших доктрины. Последние, в частности, утверждают, что апостол Петр и его преемники являются «непреходящим началом и зримым основанием» единства Церкви. Первенство папы Римского включает в себя также «верховенство учительства», которым наделен Петр и его преемники «ради спасения всех». В 1967 году папа Павел VI признал, что папство «несомненно является серьезнейшим препятствием на пути экуменизма».
В новом документе заявляется, что «первенство должно осуществляться синодальным образом, а синодальность требует первенства», – подчеркивает кардинал Курт Кох. «Более того, в нашем глобализированном мире, несомненно, растет ощущение необходимости служения единства на универсальном уровне», – добавляет префект. При этом текст не дает четкого ответа на поставленную в его названии проблему, но предлагает несколько «вариантов обновленного служения папы».
Первый из них призывает к «перевосприятию», «переинтерпретации» или даже «переформулировке» учений Первого Ватиканского собора о папстве.
«В некоторых диалогах отмечается, что эти учения были глубоко обусловлены их историческим контекстом, и предполагают, что Католическая церковь должна искать новые выражения и словарный запас, верный первоначальному замыслу, но интегрированный в общинную экклезиологию и адаптированный к нынешней культурной и экуменической ситуации контекст».
Подчеркивается также потребность «к более четкому разграничению между различными обязанностями епископа Рима, особенно между его патриаршим служением в церкви Запада и его первоначальным служением единства в общении церквей, как западных, так и восточных». «Необходимо отличать патриархальную и первоначальную роль епископа Рима от его политической функции как главы государства. Больший акцент на осуществлении служения папы в Римской епархии подчеркнет его епископское служение, которое он разделяет со своими братьями-епископами, и обновит имидж папства», – говорится в документе. Ссылаясь на принцип субсидиарности, который означает, что все, что может быть правильно решено на более низком уровне, должно быть передано на более высокий уровень, текст описывает, как в некоторых экуменических диалогах утверждается, что «власть епископа Рима не должна превышать необходимых для осуществления его служения единства на вселенском уровне, и предложить добровольное ограничение в осуществлении его власти».
Еще одно предложение заключается в том, чтобы Католическая церковь и дальше развивала свою практику синодальности, в частности, посредством «дальнейшего размышления над авторитетом национальных и региональных конференций католических епископов, их отношениями с Синодом епископов и с Римской курией». По мнению авторов документа, «многие синодальные институты и практики восточно-католических церквей могут вдохновить Римскую церковь». В тексте также упоминается необходимость регулярных встреч руководителей различных христианских церквей в духе «соборного общения». Кроме этого, отмечается: «крайне важно, чтобы восточные церкви сохранили автономию и имели равное с западной церковью положение».
Стоит напомнить и то, что нынешний документ появился вскоре после того, как папа Франциск восстановил исторический титул и вновь стал называться в числе прочего патриархом Запада (подробнее в «НГР» от 17.04.24). Критики понтифика тогда заявили, что сделал он это для того, чтобы легче было объединить церкви. Мол, в 2025 году будет отмечаться 1700-летие со дня первого Вселенского (Никейского) собора, а также дата православной Пасхи совпадет с датой католической Пасхи. Именно на Никейском соборе был установлен регламент торжеств в честь Воскресения Христова. Если во время торжеств 2025 года будет объявлено об объединении церковного календаря и праздновании Пасхи католиками и православными в один день, то это впоследствии может привести и к преодолению раскола 1054 года, называемого Великой схизмой.
При Святом престоле решение о восстановлении титула прокомментировали только сейчас, презентуя новый документ. 13 июня кардинал Курт Кох пояснил журналистам, что скорее всего «и папа Бенедикт XVI, который отменил этот титул, и папа Франциск, который ввел его снова, оба не хотели сделать что-то против кого-либо, но оба хотели сделать что-то экуменически уважительное». Представитель Армянской апостольской церкви при Святом престоле архиепископ Хаджаг Барсамян добавил, что «недавнее восстановление титула «патриарха Запада» среди исторических титулов папы важно, поскольку этот титул свидетельствует о его братстве с другими патриархами».
Оппоненты папы Франциска утверждают: синодальность – не решение тех проблем, которые возникли в христианском мире за последние годы, а документ «Епископ Рима» слишком далек от реальности и интересен только как исследование. По их мнению, соборность, которая, кстати, никогда не упоминалась в Ut Unum Sint, приводит не к единству, а к разделению. В пример ставится так называемый «Синодальный путь» Германии, который породил серьезные разногласия между Святым престолом и немецким епископатом, что уже привело к расколу внутри поместной церкви.
Напомнили Франциску и о том, что в марте этого года Коптская православная церковь – еще одна синодальная церковь – разорвала экуменические отношения с Ватиканом после того, как Дикастерия вероучения издала декларацию Fiducia Supplicans, которая якобы подразумевает возможность благословения нетрадиционных брачных союзов. Осудила декларацию и Синодальная библейско-богословская комиссия Русской православной церкви.
Нет единства и в Сиро-Малабарской церкви – восточно-католической церкви sui iuris (своего права), обладающей возможностью собирать свой Синод. Вот уже несколько лет в архиепископстве Эрнакулам-Ангамали духовенство не может прийти к консенсусу: спиной или лицом к верующим должен находиться священник в определенные моменты богослужения. Дело дошло до драки у алтаря в декабре 2022 года. Глава церкви собрал несколько заседаний Синода, однако и там договориться о богослужебных правилах и единообразии обрядов не удалось.
В 2023 году «соборные» трудности претерпели и общины Англиканской церкви, управляемые Синодом. В апреле 2023 года в Руанде прошла Глобальная англиканская конференция по вопросам будущего (GAFCON). Участники саммита заявили, что больше не могут признавать первенство архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби из-за того, что Генеральный синод Церкви Англии в январе разрешил благословлять однополые союзы. Не преминули напомнить папе и о прерванных взаимоотношениях между Русской и Константинопольской православными церквами, которые, как известно, управляются Синодами.
Впрочем, кардинал Кох успокоил папских антагонистов: нынешний текст – «рабочий», то есть он не претендует на истину в последней инстанции, и его обсуждение продолжится. «В публикацию включен ряд предложений под названием «На пути к осуществлению первенства в XXI веке», которые были одобрены в 2021 году кардиналами и епископами, входящими в Дикастерию. Наша Дикастерия хотела поделиться этим документом с различными христианскими общинами, вызнавая их мысли по этому поводу. Мы надеемся продолжить дискуссию для осуществления служения епископа Рима. В любом случае новое проявление первенства в конечном итоге должно быть основано на служении, на диаконии. Власть и служба тесно связаны между собой», – заключил прелат.
комментарии(0)