Новый закон обращен против правонарушений, связанных с некоторыми религиозно обусловленными практиками физиотерапии. Фото с сайта www.thereikischool.com
Во Франции принят новый закон, направленный на «усиление борьбы с религиозными злоупотреблениями и улучшение поддержки жертв». Во всяком случае, так звучит его официальное целеполагание. Некоторые эксперты уже назвали его «антикультистским», тогда как правительство заверило, что закон «криминализирует не убеждения, а только методы, с помощью которых пропагандируются определенные убеждения». Документ, в частности, описывает два новых преступления. Одно определяется как «помещение или поддержание человека в состоянии психологического или физического подчинения». Другой говорит о «побуждении человека отказаться от лечебного ухода или воздержаться от него или принять методы, которые явно подвергают соответствующее лицо серьезному риску для здоровья».
Так, «помещение или удержание лиц в состоянии психологического или физического подчинения в результате оказания серьезного или неоднократного давления или методов, которые могут повлиять на их суждения, и последствия, вызывающие серьезное ухудшение их физического или психического здоровья или побуждающие их совершить действие или воздержаться от действий, которое наносит им серьезный вред» будет наказываться тремя годами тюремного заключения и штрафом в размере 375 тыс. евро. Пять лет тюремного заключения и штраф в размере 750 тыс. евро – если «психологическое подчинение» будет касаться несовершеннолетнего или «человека, особая уязвимость которого из-за возраста, болезни, немощи, физической или умственной неполноценности или беременности является очевидной или известна преступнику».
Такое же ужесточенное наказание применяется, «когда преступление совершено фактическим или де-юре лидером группы, осуществляющей деятельность с целью или результатом создания, поддержания или использования психологического или физического подчинения лиц, участвующих в этой деятельности». Наказания дополнительно увеличиваются до семи лет тюремного заключения и штрафа в 1 млн евро, если два из вышеперечисленных обстоятельств происходят одновременно или «преступление совершено в составе организованной банды членами группы, осуществляющей деятельность с целью или результатом создания, поддержания или использования психологического или физического подчинения лиц, участвующих в этой деятельности». При этом «организованными бандами» по определению называются «культы, практикующие психологическое подчинение».
Закон был принят, несмотря на то что Сенат несколько раз отклонял текст проекта. Дебаты длились несколько месяцев. Парламентарии опасались, что его принятие будет серьезно угрожать свободе религии и убеждений. Однако, согласно своеобразной французской системе, если Сенат и Палата представителей высказывают противоположные и непримиримые друг с другом позиции по законопроекту, мнение нижней палаты преобладает. Хотя правительство активно лоббировало закон, оппозиция была значительной даже в Палате представителей, где закон в итоге и был одобрен 146 голосами «за» и 104 голосами «против».
Необходимость в появлении этого документа связана с тем, что только в 2021 году французская Межведомственная служба по надзору за культовой деятельностью (Miviludes) получила 4020 обращений (в 2018 году таковых было 2 779), около четверти которых касались здравоохранения. В ноябре 2022 года Miviludes опубликовала отчет, в котором заявила, что после пандемии коронавируса страна переживает небывалый взлет деятельности нетрадиционных религиозных и околорелигиозных организаций.
Согласно отчету, за последние два года как минимум 140 тыс. человек пострадали от злоупотреблений на религиозной почве. В 2020 году в условиях эпидемии COVID-19 появились новые теории заговора, апокалиптические течения и т.п. При этом женщины оказались больше подвержены психологическим манипуляциям. Анализ религиозных рисков, связанных с обращением в Miviludes, показал, что 41% приходится на сферу здоровья и благополучия; 24% затрагивают молодежь; 14% обращений связаны с экономическими делами, работой, трудоустройством или профессиональной подготовкой.
Правительственной службой было также зафиксировано повышенное число обращений граждан как к деструктивным организациям, так и к антропософии – духовно-мистическому учению о достижении наивысшего состояния сознания через различные практики. Среди стремительно развивающихся направлений Miviludes отметил службы личностного развития и коучинг, религиозные общины христианского вдохновения, члены которой обязаны вступать в брак внутри сообщества, а также движение протестантского происхождения «Плимутские братья» с очень строгим кодексом поведения и т.п. Определенную обеспокоенность у чиновников стали вызывать экодеревни, «места общения и самодостаточности», где наблюдается психологическое или даже физическое насилие, а также псевдоцелители и рост числа антипрививочников, которые все чаще становятся «проблемой общественного здравоохранения».
Благодаря новому закону Miviludes впервые за последние два десятилетия добилась законодательного статуса своей инициативы и рассматривает это достижение как шаг к «расширению миссии». До этого роль ведомства заключалась лишь в борьбе с эксцессами, которые возникали из-за нетрадиционных практик. При этом Межведомственная служба не имела права давать определение понятию «секта», поскольку принцип секуляризма запрещает «выносить оценочные суждения о доктринах, теориях или убеждениях как таковых». Во Франции нет юридического определения сект, как нет и определения религии.
Теперь в обязанности службы входит не только наблюдение за деструктивными религиозными и околорелигиозными организациями. Совместно с Министерством национального образования она будет разрабатывать и обеспечивать специальную программу для средних школ, посвященную осведомленности подростков о терапевтических и религиозных злоупотреблениях. Служба также сможет подавать иски в суд и участвовать в судебных процессах по различным нарушениям, связанным с исполнением культа.
Принятое положение расширяет действие закона Абу–Пикар, получившего название в честь членов французского парламента. Он был принят 30 мая 2001 года и позволил на государственном уровне применять санкции к организациям, совершившим преступления на религиозной почве. Считалось, что закон Абу–Пикар направлен против деструктивных культов, которые «подрывали права человека и основные свободы», а также «манипулировали психикой». Тогда в качестве предельно допустимой меры уголовного наказания были установлены штраф в размере 500 тыс. франков и лишение свободы на срок до пяти лет. Закон вызвал споры как в самой Франции, так и на международном уровне. Например, его критиками выступили президент Федерации протестантов Франции пастор Реформатской церкви Жан-Арман де Клемон.
В этот раз Национальный совет христиан-евангеликов (CNEF), представляющий более 700 тыс. верующих, заявил, что поддерживает новый закон. «Протестанты-евангелики хотят, чтобы их церкви были безопасным местом для тех, кто стремится открыть или жить верой в Иисуса Христа. Коллективное исповедание религии не исключает уважения к личности и наоборот. Поэтому CNEF призывает своих членов уважать закон, а также передовую практику внутри церквей, чтобы гарантировать свободу и безопасность людей и, что более важно, демонстрировать любовь Иисуса Христа ко всем», – заявили они в релизе, опубликованном на официальном сайте организации.
В CNEF напомнили, что в начале 2021 года, когда в парламенте Франции рассматривался закон об исламском сепаратизме, в одном из интервью министр внутренних дел Жеральд Дарманен сравнил евангеликов и исламистов. Позже глава МИД принес извинения за свои «неудачные» высказывания.
Любопытно, что законодательное нововведение поддержала ассоциация массажистов-физиотерапевтов страны. В ее заявлении говорится: «Этот закон влияет на некоторых медицинских работников, в частности на массажистов-физиотерапевтов, устанавливая новое отягчающее обстоятельство в отношении незаконных занятий спортом. Он обеспечивает лучшую информацию о правонарушениях, связанных с религиозными злоупотреблениями, совершенными медицинским работником… и предусматривает наказание за принуждение к отказу от медицинской помощи. Союз массажистов-физиотерапевтов активно занимается борьбой с культовыми отклонениями и регулярно участвует во встречах с правительством и Miviludes по этому вопросу». На официальном сайте организации появился перечень «мнимых практик», которые не признаются французскими физиотерапевтами и использовать которые в сообществе запрещено. В частности, речь идет о биокинергии (мануальный метод восстановления в организме подвижности), фасциотерапии (мануальная терапия, которая мобилизует ресурсы и возможности пациента для борьбы с заболеванием), рэйки – вид альтернативной медицины, в котором используется техника так называемого исцеления путем прикасания ладонями и т.д.
комментарии(0)