Храм Александра Невского в Таллине грозят отобрать у верующих. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru
Министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс намерен предложить парламенту страны (Рийгикогу) признать Московский патриархат «террористической организацией», чтобы в конечном итоге запретить его деятельность на территории государства. Такое заявление прозвучало в эфире телеканала ETV 11 апреля и основано на экспертизе МВД страны и оценке полиции безопасности. «Учитывая имеющийся контекст, у меня как министра внутренних дел нет другого выбора, кроме как предложить Рийгикогу объявить Московский патриархат террористическим и поддерживающим в своей деятельности терроризм. Как следствие, министр внутренних дел сможет обратиться в суд и предложить прекратить деятельность действующей здесь церковной организации. Это не повлияет на прихожан, это не означает, что храмы будут закрыты, но это означает, что связи с Москвой будут разорваны», – пояснил чиновник. Речь идет о взаимоотношениях Эстонской православной церкви Московского патриархата (ЭПЦ МП) с РПЦ.
Оппозиционные политики негативно восприняли предложение главы МВД. Представитель фракции Центристской партии Андрей Коробейник заявил, что «свобода вероисповедания служит краеугольным камнем эстонского общества». «Предложение Ляэнеметса противоречит внутренней безопасности Эстонии, любое такое разделение общества во время кризиса очень неправильно. Если мы говорим о терроризме, то все равно приходится говорить о личностях, а не об институтах», – считает Коробейник.
«Первое, о чем я всегда думаю, когда поднимается шум вокруг ЭПЦ МП, – это Пюхтица (женский монастырь. – «НГР»). Вообразить, что монахинь объявляют террористками, – это просто трэш и угар… Насколько я знаю, в церкви существует каноническая иерархия. Ляэнеметс предлагает им остаться Русской церковью в изгнании?» – написала в социальной сети депутат Европейского парламента Яна Тоом.
За несколько дней до этих вербальных баталий ЭПЦ МП в целях самосохранения решила самостоятельно дистанцироваться от РПЦ и патриарха Кирилла. 10 апреля на официальном сайте митрополии был опубликован документ, в котором отрицалось какое-либо политическое влияние Москвы на эстонское духовенство. А днем ранее епископ Даниил (Леписк) выступил в Таллине перед журналистами и заявил: «Поскольку в нашем названии упоминается Московский патриархат, это вызывает недопонимание. Говорят, что мы находимся под прямым руководством Московского патриархата и Русской православной церкви. На нас попытались возложить прямую ответственность за слова патриарха Кирилла. Это не так. Я бы сказал даже больше: епископы в России также не находятся в прямом подчинении Московского патриарха. В его подчинении только Московская церковь». Вероятно, Леписк имел в виду столичную епархию, непосредственным главой которой действительно выступает патриарх, «первый среди равных» епископов, а вся Русская церковь формально управляется Синодом, а не единолично.
«Если проводить аналогию, то самой разумной будет такая: Эстония является частью Европейского союза, имеет определенные связи со структурами Евросоюза, но никто из членов правительства и руководства государства не ответствен за слова, например, председателя Еврокомиссии. Так же и в нашем случае: наша церковь не отвечает за слова патриарха. Если кто-то думает, что нам поступают указы напрямую из Москвы, то это неправильно», – подчеркнул епископ Даниил. Он заверил, что ЭПЦ МП также экономически не связана с РПЦ и не получает из Москвы субсидий.
При этом Леписк утверждал, что отделяться от Московского патриархата ЭПЦ МП пока не собирается. «Патриархи сменяют друг друга, а канонические связи остаются. Люди в церкви могут ошибаться, но из-за каждой человеческой ошибки невозможно и неразумно менять церковь. Почему мы не можем разорвать канонические связи? Мы не можем в одностороннем порядке разорвать эти связи, так как находимся в автономном статусе, это не в нашей власти, а также это было бы в противоречии с нашей совестью. Во-вторых, Русская православная церковь на церковном уровне не приняла ничего такого, что вынудило бы нас покинуть ее», – сказал священник. «Проповедь церкви должна быть выше так называемой политической борьбы.
Епископ Даниил (Леписк) убеждал эстонскую публику, что проповедь церкви – вне политики. Фото с сайта orthodox.ee |
Пресс-конференция, на которой выступал Леписк, была посвящена кризису в отношениях между государством и ЭПЦ МП. То, что главным спичрайтером встречи стал именно епископ Даниил, вполне объяснимо. Во-первых, митрополит Таллинский и всей Эстонии Евгений (Решетников) с начала февраля находится в Москве и руководит Эстонской церковью в удаленном формате, поскольку власти республики не продлили ему вид на жительство. Во-вторых, из трех оставшихся в балтийском государстве архиереев ЭПЦ МП Леписк – единственный, кто родился и вырос в Эстонии. В епископский сан он был рукоположен стремительно за несколько дней до отъезда Решетникова из Таллина. Это была первая за последние 34 года хиротония, которая прошла в Эстонии. Новость о том, что Леписк станет архиереем, была опубликована на официальном сайте Московского патриархата за сутки до самого мероприятия. Утром 2 февраля Леписк был пострижен в монашество, вечером 3 февраля возведен в сан архимандрита, а сутки спустя стал не только епископом Тартуским, но и викарием Таллинской епархии. С тех пор он позволяет себе делать самостоятельные заявления, которые митрополит Евгений никак не комментирует.
Например, в начале апреля во время беседы с вице-канцлером МВД Эстонии Райво Кюйт, куда он вместе с двумя другими епископами, Лазарем (Гуркиным) и Сергием (Телихом), был вызван, чтобы дать разъяснение по поводу прошедшего в Москве съезда Всемирного русского народного собора, именно Леписк заявил, что решения ВРНС не имеют значения для ЭПЦ МП.
Упомянутый съезд прошел 27 марта в Москве под председательством патриарха Кирилла. По итогам форума был принят документ под названием «Наказ. Настоящее и будущее Русского мира». Текст, в частности, наделяет «священным» статусом специальную военную операцию (СВО). В «Наказе» говорится, что «Россия является создателем, опорой и защитником Русского мира» и что «границы Русского мира как духовного и культурно-цивилизационного феномена существенно шире государственных границ как нынешней Российской Федерации, так и большой исторической России». То есть воспроизвел такие идеологемы, которые действуют на европейские и особенно балтийские государства как сильный раздражитель.
Как бы ни пытались эстонские архиереи дистанцироваться от РПЦ, правительство страны, видимо, ждет от них каких-то конкретных и решительных шагов. Так, Ляэнеметс сразу после отмежевания епископов от «Наказа» заявил: «Мы знаем, что есть такая вещь, как вынужденная ложь. Мы все читали учебники истории и знаем, что к вынужденной лжи прибегали часто. Учитывая, что Россия заинтересована во влиянии на Эстонию, а религиозные организации могут использоваться как проводник такого влияния, это заявление может быть специальным заданием». 11 апреля Ляэнеметс добавил: «Мы должны понимать, что если патриарх Кирилл является главой церкви в Москве, что бы ни говорили в приходах в Эстонии, это послание Кирилла очень мощное и сильное и оно обязательно дойдет до людей. И это то, на что определенные люди (также в Эстонии) опираются. Мы знаем, что в кризисных ситуациях церкви доверяют больше, чем властям». Опасаясь влияния патриарха Кирилла на своих граждан, Эстония еще в июне 2023 года запретила главе РПЦ въезд в страну.
С 21 по 25 марта с.г. по заказу Государственной канцелярии социологической службой «Turu-uuringute AS» был проведен опрос, участие в котором приняли 1260 человек в возрасте от 15 лет. Согласно полученным данным, 62% жителей Эстонии идентифицируют себя как эстонцы. 24% считают себя эстонскими русскими, русскоязычными эстонцами или эстонцами и русскими одновременно. 8% идентифицируют себя только как русские, а 7% – как представители других национальностей. Видимо, на основании полученных цифр политики страны предложили расторгнуть с ЭПЦ МП все договоры аренды на религиозные здания и передать недвижимость в пользование альтернативной религиозной структуре – Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ), которая находится в подчинении Вселенского (Константинопольского) патриарха Варфоломея.
В заявлении ЭПЦ МП от 10 апреля особо отмечается, что ее присоединение к ЭАПЦ, как бы того ни хотели заинтересованные стороны, невозможно. «Есть несколько причин, которые сегодня делают объединение церквей маловероятным. Исторически эти церкви, конечно, выросли из Русской церкви и из автономии, предоставленной патриархом Тихоном, но более позднее время внесло много корректив. В 1993 году произошел раскол в православной церкви и начался поиск разных способов его решения. Соглашение было окончательно достигнуто на встрече в Цюрихе в 1996 году, на которой присутствовали представители Московского и Константинопольского патриархатов. Ключевыми словами этого соглашения были «мир» и «равные права». Равные права как в церковном, так и в юридическом смысле. Приходам было предоставлено право сделать свой выбор, и обе церковные структуры должны были работать вместе, чтобы приходы получили эти права, в том числе признание исторической преемственности в обоих случаях с вытекающими отсюда правами. К сожалению, ничего подобного не произошло. Такое недоверие сохраняется по сей день, и люди оставались в нашей церкви даже в то время, когда она не имела статуса юридического лица. Если сейчас начать решать эту ситуацию с позиции силы, то здесь мы видим очень серьезное посягательство на свободу вероисповедания, совести и убеждений, а это означает нарушение конституционных прав очень значительной части жителей Эстонии», – отмечает документ.
ЭАПЦ была восстановлена в Эстонии в начале 1990-х годов и существует параллельно с ЭПЦ МП. При этом власти республики вплоть до 2002 года отказывали в официальной регистрации церкви Московского патриархата. Однако в октябре 2002 года тогдашний министр внутренних дел Айн Сеппик подписал с митрополитом Корнилием (Якобсом) меморандум о намерениях, согласно которому ЭПЦ МП были переданы 18 церковных зданий и приходских домов. По условиям договора митрополия арендовала все здания на срок до 50 лет по цене одной кроны в месяц за каждое здание, но обещала платить государственные и местные налоги, предусмотренные законом. При заключении договора 13 зданий, переданных ЭПЦ МП, до Второй мировой войны принадлежали ЭАПЦ, однако та не стала требовать реституции.
Проправительственные СМИ, которые сейчас пытаются доказать, что ЭПЦ МП не имеет прав ни на одно религиозное сооружение в стране, уверяют, что так было, например, в отношении Пюхтицкого монастыря. В октябре 1997 года государство и ЭАПЦ подписали договор, в котором «константинопольцы» отказались от притязаний на монастырскую собственность – землю, здания и священную атрибутику, при этом «не уступая права на нее никому другому». По версии РПЦ, обитель, которой многие годы руководил будущий патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер), статус ставропигиальной (то есть подчиняющейся непосредственно патриарху) получила еще в июне 1990 года и тогда же перешла в полное подчинение РПЦ. В 1993 году Алексий II томосом (указом) восстановил самоуправляемую Эстонскую церковь в юрисдикции Московского патриархата.
Борьба может развернуться не только за Пюхтинский монастырь, но и, например, за собор Александра Невского в Таллине. Советник отдела по делам религии Министерства внутренних дел Ринго Рингвеэ заявил, что договор аренды у ЭПЦ МП на него закончится в 2037 году, однако получен он был благодаря политическому давлению России. По утверждениям Рингвеэ, здание этой церкви еще в 1995 году якобы было возвращено ЭАПЦ. Однако сразу после этого архиепископ Корнилий (Якобс) обратился к городским депутатам с ходатайством. 11 декабря 1995 года городская комиссия изменила свое предыдущее решение о возвращении собора в собственность ЭАПЦ. А в 2001 году город подписал договор о нулевой арендной плате с общиной, зарегистрированной в 1999 году и входящей в ЭПЦ МП. Сегодня собор Александра Невского считается ставропигиальным.
В ЭПЦ МП намерены отстаивать свои права. В церкви заявили, что признание структуры в 2002 году на государственном уровне проходило с нарушениями. «Согласно действовавшему тогда закону, получить регистрацию и стать правопреемницей могла религиозная организация, имеющая епископальную структуру, а также правление на территории Эстонии вне зависимости от нахождения ее духовного центра. Кроме того, членом правления и духовным наставником могло быть лицо, имеющее избирательное право на выборах в местное самоуправление. Синод ЭАПЦ в изгнании (Стокгольмский синод), через который осуществилась регистрация, не имел на тот момент епископа и находился за пределами Эстонии. Из этого становится понятным, что ЭПЦ МП отстаивала свои права на имущество, которое она приобретала, строила, содержала, защищала от закрытия во времена атеистических гонений и которым пользовалась на момент восстановления независимости Эстонской Республики, а не пыталась завладеть чужим», – подчеркнули в пресс-службе ЭПЦ МП. Там добавили, что решение о регистрации ЭПЦ МП «принималось не под давлением, а в результате переговорного процесса, итогом которого стал трехсторонний взаимовыгодный договор: Эстонской Республике это облегчило возможность вступления в EC, ЭПЦ МП получила возможность пользоваться своими храмами, ЭАПЦ – щедрую денежную компенсацию от государства».
На фоне этих прений выделяется молчание главы ЭПЦ МП митрополита Евгения (Решетникова) и руководства Московского патриархата. Впрочем, в последнее время свое мнение по острым вопросам РПЦ предпочитает обозначать в решениях Синода и до последнего не комментирует какие бы то ни было заявления с конфликтным потенциалом.