Понтифики помнят о значении белого цвета в политической культуре Древнего Рима. Чезаре Маккари. Речь Цицерона против Катилины. 1888. Дворец Мадама, Рим. Изображение с сайта www.senato.it
Интервью папы Римского Франциска, за которое понтифик был стигматизирован политиками и даже духовными лидерами подчиненной ему Украинской грекокатолической церкви, должно выйти в эфир Швейцарского радио и телевидения (RSI) 20 марта. Казалось бы, к чему это? Официальный портал Ватикана опубликовал расшифровку разговора понтифика с журналистом RSI Лоренцо Буччеллой еще 9 марта. Из-за этой текстовой публикации на папу обрушили негодование президент Украины Владимир Зеленский, генсек НАТО Йенс Столтенберг, глава евродипломатии Жозеп Боррель и даже архиепископ Святослав Шевчук вместе с другими грекокатолическими иерархами. Все эти люди совершенно проигнорировали библейский контекст слов папы. Слов, появившихся в результате диалога с искушенным, вероятно, в христианском символизме интервьюером.
Зеленский упрекнул папу в «дистанционном посредничестве». Дескать, он сидит более чем за две тысячи километров от линии боевого соприкосновения сторон, а те священники, которые находятся рядом с солдатами, правильнее понимают свой духовный долг, поддерживая военных и неся службу в качестве капелланов.
Грекокатолическое начальство подхватило этот посыл, хотя и само находилось за несколько тысяч километров от Украины. В те дни как раз проходил Постоянный синод УГКЦ, причем на территории США. Из своего присутствия на американской земле, фотографируясь на фоне символов политической мощи Вашингтона, грекокатолические епископы, вероятно, черпали воодушевление в большей степени, чем из поучений своего «святейшего отца». Суть специального заявления Синода УГКЦ по поводу интервью Франциска сводилась к тому, что Россия якобы намерена уничтожить украинскую нацию и в первую очередь самое украинское грекокатоличество. А посему капитулировать никак нельзя.
Когда интервью папы покажут по телевидению, появится полная картинка. Возможно, по драматургии разговора, которую не всегда возможно передать в стенограмме, по мимике, жестам, излучению глаз можно будет глубже вдуматься в контекст, в атмосферу и тональность беседы. Не стоит упускать из виду, что беседы, проповеди и прочие выступления, звучащие в стенах Ватикана, обладают весьма своеобразной стилистикой, образностью, метафоричностью, которую трудно уловить обычной публике.
Даже комментарий директора пресс-службы Святого престола Маттео Бруни не смягчил критиков понтифика. «Своими словами по Украине папа Франциск намеревался призвать к прекращению огня и возобновить смелость переговоров. Папа использует термин «белый флаг» в ответ на слова, предложенные интервьюером», – заявил он журналистам, добавив: «Это то, что уже говорилось за эти два года непрерывных призывов и публичных заявлений, а именно важность диалога и забота о судьбе гражданского населения».
Обратимся к тексту, который опубликован на официальном портале Ватикана. «В Украине некоторые призывают к смелым уступкам, к белому флагу. Но другие считают, что такой шаг узаконит сильнейшего. Что вы думаете по этому поводу?» – спрашивает Буччелла. «Это интерпретация. Я уверен, что самым сильным будет тот, кто осознает ситуацию, думает о людях и имеет мужество «белого флага», чтобы сесть за стол переговоров. Сегодня можно договориться с помощью международных сил. «Переговоры» – это очень смелое слово. Когда вы видите, что терпите поражение, что дела идут не лучшим образом, нужно иметь мужество провести переговоры. Можно испытывать стыд, но ценой скольких смертей это должно закончиться? Необходимо вовремя начать переговоры», – ответил понтифик. Он считает, что сегодня «есть много желающих выступить в роли посредников» в украинском конфликте. «Турция предложила себя. И другие. Нельзя стыдиться переговоров, пока все не стало еще хуже», – призвал Франциск.
«Значит, белый – цвет мужества?» – уточняет журналист. «Хорошо, пусть белый – цвет мужества. Но иногда гнев, приводящий к мужеству, не бел», – отвечает папа. И далее интервьюер продолжает отыгрывать колористический мотив, сравнивая одинокую молитву Франциска на площади Святого Петра во время карантина из-за ковида со светлым пятном во всепоглощающей тьме.
Франциск принимает эту подачу журналиста и развивает мысль: «Месяц назад казначей рассказал мне о положении финансовых дел в Ватикане – а они всегда в убытке – и спросил, знаю ли я, какие инвестиции сегодня приносят наибольший доход. В оружейные заводы! Прибыль за убийства. Фабрики вооружений приносят максимальную прибыль. Война ужасна, и никогда не бывает «белой» войны: она цвета крови или черная».
На интервью так резко отозвались только Украина и ее союзники, хотя беседа на Швейцарском телевидении начинается с темы войны Израиля и ХАМАС. Да и белый флаг не обязательно обозначает безоговорочную капитуляцию, часто это сигнал, что идут парламентеры. Правда, папа намекнул, что Украина проигрывает вооруженное противостояние.
Что это за символика цвета, к которой первым прибег не папа, сам, к слову, облаченный в белую сутану, а журналист? Находим в Откровении Иоанна Богослова: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр 3: 5). В белых одеждах являются евангелисту представители всех народов: «И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр 7: 13, 14).
Папа Франциск восседает на престоле святого Петра, воздвигнутом на обломках Римской империи, когда, согласно христианскому толкованию истории, царство духа сменило царство силы, воплощенное в языческом милитаристском государстве. Согласно Новому Завету, Иисус входил в Иерусалим, а его апостолы – в Рим и другие большие города тогдашней ойкумены в скромных, поношенных хитонах. Когда Понтий Пилат отправил Иисуса на суд к тетрарху Ироду Антипе, властитель Галилеи велел набросить на хитон бедного проповедника «великолепные», «светлые» одежды, говорится в Евангелии от Луки (Лк 23: 7–15). Комментаторы предполагают, что имеется в виду белая тога. Это было сделано в насмешку, потому что Иисуса обвиняли в претензиях на «царскую власть» в Иудее. Белоснежную тогу-«кандиду» носили претенденты на государственные должности и только граждане империи.
Учитывали ли весь этот контекст европейские политики и религиозные деятели, когда обрушились на Франциска? Похоже, церковь говорит с миром на таком языке, который ему уже непонятен. Кто-то может в этом найти подтверждение, что современная Европа оторвалась от своих христианских корней, разучилась разговаривать на универсальном языке христианской цивилизации. А возможно, дело совсем в другом. Не мир забывчив, а церковь, которая называет себя кафолической, вселенской, трагически оторвана от града и мира.
комментарии(0)