0
9991
Газета Факты и комментарии Печатная версия

05.03.2024 15:08:00

Зачем Румынский синод посягнул на территорию Украины

Бухарестское решение расценивают как защиту верующих от киевского режима

Тэги: украина, упц, киев, румыния, церковь, зеленский, рпц, синод, молдавия, бессарабская митрополия


украина, упц, киев, румыния, церковь, зеленский, рпц, синод, молдавия, бессарабская митрополия Румынский патриарх Даниил отнюдь не намерен представить себя святителем Украины. Фото Мирчи Флореску/www.basilica.ro

Синод Румынской православной церкви (РумПЦ) в конце февраля учредил Румынскую православную церковь в Украине. Свое решение синодалы из Бухареста пояснили «поощрением и поддержкой инициатив румынских православных общин в Украине по восстановлению общения с матерью-церковью, Румынским патриархатом». Появление еще одной православной структуры в Украине вызвало негодование в Московском патриархате, но нашло понимание в Украинской православной церкви (УПЦ).

Глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент (Вечеря) 2 марта заявил, что решение Синода РумПЦ обращает всеобщее внимание на процессы, потенциально угрожающие территориальной целостности Украины. «Румынская церковь своими решениями засвидетельствовала перед всем миром факт возможных открытых государственных запретов и гонений на УПЦ, частью которой являются румыноязычные приходы и монастыри на прилежащих к современной Румынии украинских территориях. Предлагая свою юрисдикцию таким церковным единицам, Румынская церковь констатирует очевидную опасность, что в Украине они могут оказаться вне закона или того хуже – под прямым запретом. Это громкий сигнал для украинского парламента о том, как об украинской политике думают в Европе и какие последствия это будет иметь», – отметил архиерей. «Как бы ни пытались украинские политики оправдать перед европейскими коллегами сегрегацию своих соотечественников по религиозному признаку, все больше сигналов приходит из-за рубежа об опасении за ситуацию с фундаментальными для Европы правами и свободой совести в Украине. То, что стало известно о решениях румынского Синода, говорит, что эта обеспокоенность довольно быстро перерастает в практическую плоскость», – пояснил Вечеря. Но при этом он сомневается в конечной правоте Синода РумПЦ: «Все, кто знаком с реальным положением церкви в румыноязычных регионах Украины, согласятся, что на современном этапе такая инициатива имеет очень мало реальных перспектив».

Решение об образовании румынской церковной структуры в Украине было принято на фоне рассмотрения Верховной радой закона о запрете деятельности УПЦ, на принятии которого настаивает президент Владимир Зеленский. Документ под номером № 8371, предусматривающий запрет религиозных организаций с центрами влияния в России, был принят в первом чтении в октябре 2023 года. Тогда за законопроект проголосовали 267 человек. Против выступили 15 депутатов, двое воздержались, 17 не голосовали. Планировалось, что запрещающий УПЦ закон может быть принят к концу 2023 года. Но 21 ноября группа парламентариев направила спикеру Верховной рады Руслану Стефанчуку письмо с требованием обратиться в Венецианскую комиссию с просьбой предоставить вывод про соответствие проекта европейским стандартам. Стефанчук законопроект решил никуда не отсылать и заявил, что сейчас идет его доработка и ужесточение. В документ уже внесено более 1 тыс. правок.

Еще в январе 2023 года ряд румынских общественных и политических организаций опубликовали обращение к румыноязычным общинам Украины с призывом перейти в Румынский патриархат. «Из-за инициатив киевской власти по запрету УПЦ мы обращаемся ко всем румынским православным христианам в Украине – мирянам, священнослужителям и иерархам – инициировать внутренние консультации в местных румынских православных общинах в Украине, чтобы определить наилучший способ выхода из Украинской православной церкви, происходящей от Русского патриархата, и вернуться в непосредственное общение Румынского патриархата», – говорилось в тексте. Также указывалось, что из 121 румыноязычного прихода как минимум 110 находятся в юрисдикции УПЦ.

Согласно последней переписи населения, в Украине проживают более 150 тыс. румын и 250 тыс. молдаван. В основном они живут в двух приграничных с Румынией областях – Закарпатской и Черновицкой, составляя в последней более 12% населения. В 1995 году Синод РумПЦ поручил своей Бессарабской митрополии попечение над восточной румынской диаспорой, то есть этническими румынами, проживающими на территории Украины и Молдовы. А в 2007 году в составе этой митрополии открыли три епархии: Бельцскую, Южно-Бессарабскую и Дубоссарскую, которые территориально охватывают часть Черновицкой и Одесской областей.

Недовольство в Бухаресте вызвали также гонения Киева на митрополита Лонгина (Жара). Румын по происхождению, Жар служил викарием Черновицко-Буковинской епархии. В мае 2023 года ему предъявили обвинение в разжигании межрелигиозной вражды из-за его критики Православной церкви Украины (ПЦУ) и завели в отношении него уголовное дело. В сентябре решением Синода УПЦ он был лишен наместничества в Свято-Вознесенском Банченском мужском монастыре Черновицко-Буковинской епархии.

В январе с.г. на Лонгина было совершено нападение. В связи с этим в Бухаресте прошли митинги в поддержку митрополита, а румынские политики сделали ряд громких заявлений. 19 февраля в одной из клиник Румынии ему сделали очередную операцию на сердце.

Лонгину давно поступали предложения о том, чтобы он перешел в Украинское викариатство РумПЦ, однако архиерей до последнего отказывался. Викариатство было создано еще в 1990 году. Структура, которая распространяет свою юрисдикцию на украинцев, проживающих в Румынии, подчиняется непосредственно патриарху Румынскому Даниилу и обладает автономией. До 2020 года у викариатства не было своего устава. Когда же устав был принят, в УПЦ это назвали «внутренним делом Румынской церкви». «Это шаг, направленный на улучшение и оптимизацию пастырского окормления украинцев, которые проживают на территории Румынии», – пояснил тогда заместитель главы Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич, добавив, что на территории Румынии находится около 60 украиноязычных приходов.

В 2023 году у УПЦ проявилось Западноевропейское викариатство. Благодаря этому Украинская православная церковь сейчас имеет более 80 общин и приходов в 15 странах Западной Европы: Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Италии, Ирландии, Испании, Нидерландах, Германии, Норвегии, Португалии, Венгрии, Франции, Швейцарии и Швеции. «Однако мы не создаем самостоятельно наших общин в таких странах, как Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Сербия, Румыния, Греция, Албания, потому что там есть поместные православные церкви», – подчеркнул Данилевич.

Несмотря на то что еще в мае 2022 года Украинская православная церковь объявила о своем отделении от РПЦ, Московский патриархат до сих пор считает УПЦ своей частью. Поэтому и появление Румынской православной церкви в Украине вызвало в Москве раздражение. В РПЦ считают, что это «экспансия РумПЦ на каноническую территорию другой поместной православной церкви».

Отношения РПЦ и Румынского патриархата вот уже несколько лет не самые теплые в том числе и из-за активизации Бессарабской митрополии РумПЦ в Молдавии, которой Православная церковь Молдовы (входит в юрисдикцию Московского патриархата) пытается противостоять, но, похоже, проигрывает. Недаром в решении нынешнего Синода РумПЦ этому вопросу был посвящен отдельный пункт, в котором говорится, что санкции со стороны РПЦ в адрес священников, перешедших в Бессарабскую митрополию, считаются недействительными.

Возмущены итогами встречи румынских архиереев и в Православной церкви Украины, которая, напомним, находится в юрисдикции Константинопольского патриархата. Глава Мукачевско-Карпатской епархии ПЦУ епископ Виктор (Бедь) заметил, что «на уровне румынского политикума и румынской церковной иерархии господствуют российские нарративы». Он призвал украинские власти «принять меры» в отношении Румынской церкви. «Украина и Православная церковь Украины должны не поддаваться на эту румынскую церковную провокацию, но наряду с этим должны принять безотлагательные и действенные меры с целью защиты национальной и религиозной безопасности Украины», – сказал Бедь. Священник припомнил и то, что РумПЦ так и не признала ПЦУ в качестве канонической структуры. Впрочем, это лишь частное мнение архиерея. На официальном уровне ПЦУ пока никак не высказалась. Любопытно и то, что на информационном ресурсе Константинопольского патриархата – сайте Orthodox Times нет ни слова о решении Синода РумПЦ об Украине.

Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей не единожды призывал глав поместных церквей признать созданную в 2018 году ПЦУ. Однако лишь три церкви последовали этому совету: Александрийская, Кипрская и Элладская. РумПЦ также рассматривала возможность легализовать ПЦУ. 21 февраля 2019 года на сайте Румынской патриархии появилось заявление, что церковь может признать ПЦУ, но в обмен на гарантии прав и свобод румыноязычных церковных общин на Буковине, находящихся в юрисдикции УПЦ. «Нам необходимо получить письменные заверения от церковных и государственных органов Украины в том, что этническая и языковая идентичность румын будет уважаться и что эти верующие будут иметь возможность объединиться в румынский православный викариат и возможность развивать духовные отношения с Румынским патриархатом», – говорилось в сообщении.

Летом 2019 года ПЦУ учредила собственный румынский викариат и заявила, что в него «смогут входить на добровольных началах религиозные организации (общины и монастыри) с преобладающим числом этнических румын». «Для этих религиозных общин гарантируются права на соблюдение по собственному выбору румынской православной богослужебной, языковой и календарной традиции», – сообщала пресс-служба ПЦУ. Подчеркивалось, что румынский викариат подчиняется непосредственно главе ПЦУ митрополиту Епифанию (Думенко) и является «особой административной структурой с правами самоуправления». Однако ни эти, ни другие действия представителей ПЦУ в отношении румыноязычного населения Украины Бухарест не удовлетворили, и в итоге РумПЦ вопрос о признании ПЦУ сняла с повестки.

В румынских СМИ прозвучало мнение, что прецедент создания Румынской церкви в Украине открывает возможность другим поместным церквам образовывать собственные религиозные организации в стране. Указывается, что пример показала в свое время как раз Русская церковь. При организации патриаршего экзархата в Африке в конце 2021 года Московский патриархат пояснял, что новое религиозное образование появилось по просьбам православного духовенства и верующих стран Африки, не желающих оставаться в составе Александрийского патриархата, признавшего ПЦУ и со священноначалием которого РПЦ разорвала евхаристическое общение. В РумПЦ, а также других поместных церквах, утверждают эксперты, желающие открыть свои церкви в Украине теперь также могут заявлять, что действуют только во благо верующих, притесняемых властями и которых ни УПЦ, ни РПЦ в силу объективных причин не в состоянии защитить.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин не согласен с этими выводами. В беседе с «НГР» он заметил, что «желающих» повторить действия РумПЦ в Украине среди церквей почти нет. «Когда-то епархии на Западе Украины входили в состав Польской православной церкви. Там были и архиереи, и приходы, которые подчинялись Варшаве. Однако после того как эти территории были в 1939 году присоединены к СССР и в церковном отношении произошло переподчинение епархий Московской патриархии. Сейчас же Польская православная церковь проявляет очень большую осторожность, в отличие от Румынской церкви, которая с начала1990-х годов ведет себя активно на территориях, которые РПЦ считает своими. Помимо Польши Украина граничит также с Венгрией и Словакией. Но в Венгрии нет своей поместной православной церкви. В Словакии есть автокефальная Церковь Чешских земель и Словакии. Но она не проявляет внешней активности и маневрирует между Москвой и Константинополем, получив автокефалию и от тех, и от других», – заметил эксперт.

«Формально решение Румынской церкви является экспансией, – продолжает политолог. – Но экспансия бывает разной, и учитываются разные факторы. Румынская православная церковь – влиятельная и серьезная сила в мировом православии, с мощным потенциалом, большим количеством практикующих верующих и заполненными по выходным храмами. Румынская церковь сейчас хорошо осознает свои возможности и во многом именно поэтому пошла на такой шаг. Складывается ощущение, что для румыноязычных приходов это в некотором роде вариант защиты. Они не хотят идти в ПЦУ и соответственно ищут какие-то другие возможности. Создание Румынской церкви в Украине для них – наилучший вариант».

«РПЦ не единожды была вынуждена смиряться с решениями РумПЦ. Это мы видим и на примере Бессарабской митрополии. Московский патриархат, который не признал эту митрополию и критиковал ее, так и не порвал церковные отношения с Бухарестом. Поэтому и сейчас Москва вряд ли будет применять какие-то санкции к Румынской церкви. Еще и потому, что если Москва начнет что-то против Румынской церкви, то последняя может признать Православную церковь Украины. Поэтому сейчас и Москва, и Киев будут предельно осторожны в своих действиях и высказываниях», – заключил эксперт.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1147
Министр энергетики Молдавии едет просить топливо у "Газпрома"

Министр энергетики Молдавии едет просить топливо у "Газпрома"

Светлана Гамова

Остановка ГРЭС в Приднестровье оставит без света и Кишинев

0
1327
"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

Наталья Приходко

В Киеве накануне уверяли в обеспечении необходимого финансирования на год вперед

0
1215
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1330

Другие новости