Ряды архиереев пополнились епископом Туранским Ермогеном (Корчуковым). Фото с сайта www.patriarchia.ru
Патриарх Кирилл 18 февраля совершил рукоположение архимандрита Ермогена (Корчукова) в епископа Туранского. С одной стороны, событие не очень примечательное. С другой – только за последние две недели глава РПЦ возвел в епископский сан архимандритов Митрофана (Еврокатова), Владимира (Бирюкова) и Павла (Кривоногова).
В первосвятительском слове на хиротонии Корчукова патриарх заявил: «Иногда люди, обладающие властными полномочиями, переоценивают свое значение – потому что многие им подчиняются, многие от них зависят, – и теряют критическое отношение к самим себе. Вот самый большой грех человека во власти – когда голова начинает кружиться, и он связывает свое положение не столько с тем, что занимает определенное место, а с собственной личностью. И мы знаем, что у людей, подчиняющихся такой жизненной логике, развивается множество пороков».
Это не были слова напутствия, обращенные именно к новому епископу. Глава РПЦ произнес проповедь, приуроченную к недельному евангельскому чтению. Она как раз совпала с толкованием притчи о мытаре – раскаявшемся чиновнике-таможеннике, как пояснил сам патриарх. Но можно рассматривать патриаршие намеки также в контексте происходящих в РПЦ кадровых перестановок, взлетов и падений, их усилившемся темпе и особенной административной логики.
В последнее время прошла череда судебных процессов как над простыми священниками, так и над архиереями, а в актуальной фразеологии Московского патриархата появилось словосочетание «нахождение под церковным судом». Впервые выражение прозвучало в середине февраля в отношении епископа Игнатия (Пунина). «В связи с поступившими обвинениями в адрес епископа Игнатия (Пунина) в грубых нарушениях Устава РПЦ при управлении Выборгской епархией и при освобождении от ее управления патриарх Кирилл передал дело о совершении церковных правонарушений епископом Игнатием на рассмотрение Высшего общецерковного суда. В связи с нахождением под церковным судом… епископ Игнатий освобожден от управления Минусинской епархией», – говорилось в тексте, опубликованном на официальном сайте РПЦ.
Есть мнение, что термин будет все чаще встречаться в новостях Московского патриархата. И потому, что в последний год церковь усиленно стала избавляться от клириков и архиереев, извергая их из сана. И потому, что работа Высшего общецерковного суда по ряду причин сейчас стала невозможна, а стало быть, дела обвиняемых долгое время могут оставаться без рассмотрения и вердиктов.
С начала 2024 года Московским епархиальным судом лишены сана протоиерей Алексий Уминский и игумен Петр (Еремеев). В отношении последнего патриарх Кирилл еще не подписал указ, хотя церковный епархиальный суд по городу Москве принял это решение 8 февраля. Дело Уминского рассматривалось в середине января. 13-го числа арбитры постановили лишить его сана, а 8 февраля патриарх это одобрил. Ранее на сайте Московской епархии появилось сообщение, что из сана извержен архимандрит Кирилл (Говорун).
Примечательно, что церковные наказания все трое получили за разные деяния, но по одной «статье» – нарушение 25-го апостольского правила, согласно которому изверженным из сана может быть «епископ, или пресвитер, или диакон, уличенный в блудодеянии, клятвопреступлении или краже». Если в деле Уминского и Говоруна прослеживается политический подтекст (один отказывался произносить молитву, утвержденную патриархом Кириллом, а второй – сослужил с представителями Константинопольской церкви), то за что был наказан Еремеев, до сих пор остается тайной для широкой общественности. В середине февраля известия об извержении из сана пришли из Уфимской и Казанской епархий. Там тоже сработало «25-е апостольское правило».
В то время как епархиальные суды вовсю наказывают рядовое духовенство, архиереям «повезло» чуть больше. По церковным правилам, они могут быть облечены лишь Высшим общецерковным судом и только в полном его составе. На рассмотрении главного церковного трибунала к сегодняшнему дню находятся как минимум два дела. Одно из них касается вышеупомянутого епископа Игнатия (Пунина), второе – экс-экзарха патриарших приходов Африки митрополита Леонида (Горбачева). Последний был вызван на судебное заседание в конце января. Его обвиняют в совершении церковных правонарушений при передаче храма. Суд, однако, так и не состоялся и был перенесен на «неопределенный срок».
Эта отсрочка, возможно, связана с невозможностью проведения церковного суда над Горбачевым. Напомним, что высший орган судебной власти у РПЦ появился в 2008 году, а активно заработал и того позже – в 2012 году. Согласно Положению, он состоит «из председателя и четырех членов в архиерейском сане, которые избираются Архиерейским собором по представлению президиума Архиерейского собора сроком на четыре года с правом последующего переизбрания на новый срок (но не более трех сроков подряд).
Заместитель председателя и секретарь Общецерковного суда назначаются патриархом Московским и всея Руси из членов Общецерковного суда». Последний Архиерейской собор состоялся в 2017 году. Пандемия, а затем события большой политики не дали возможности архиереям из разных епархий РПЦ, находящихся за пределами России, собраться вместе. Созыв Собора в 2022 году откладывали трижды, пока не пришли к формулировке «провести его во благовремении».
В августе 2020 года умер тогдашний председатель церковного трибунала митрополит Исидор (Кириченко). Поскольку из-за пандемии коронавируса экстренно провести Архиерейский собор было невозможно, Синод назначил и.о. председателя суда митрополита Германа (Моралина), а также четырех временных членов «с целью сохранения непрерывности деятельности… в условиях, когда члены Высшего общецерковного суда из Украины и Белоруссии не могут прибыть на его заседания по причине противоэпидемических ограничений».
В самом Положении о церковном суде есть такой пункт: «В случае образовавшихся вакансий право назначать временно исполняющих обязанности судей Высшего общецерковного суда (до избрания судей в установленном порядке) принадлежит Священному синоду во главе с патриархом Московским и всея Руси, а в случаях, не требующих отлагательства, – патриарху Московскому и всея Руси».
К настоящему моменту состав Высшего церковного суда выглядит так: временный исполняющий обязанности председателя митрополит Курский и Рыльский Герман (Моралин), заместитель председателя – митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий); секретарь – епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов), а также митрополит Брянский Александр (Агриков) и архиепископ Новогрудский Гурий (Апалько). Временными членами числятся митрополит Томский Ростислав (Девятов) и митрополит Каширский Феогност (Гузиков), а дополнительными временными членами – архиепископ Одинцовский Фома (Мосолов) и епископ Балашихинский Николай (Погребняк).
Напомним, что Герман (Моралин) был назначен Синодом в 2020 году, то есть его статус и.о. председателя еще действителен. Сергий (Генсицкий) сейчас значится постоянным членом Синода Украинской православной церкви, которая еще в мае 2022 года заявила о своей независимости от Московского патриархата. Однако даже если бы УПЦ не отдалилась от РПЦ, полномочия митрополита Сергия в качестве зампреда и так истекли бы еще в 2020 году. Алексий (Поликарпов) был назначен секретарем решением Синода от 26 декабря 2019 года. Александр (Агриков) с 2008 года находился в должности судебного секретаря. В 2017 году на Архиерейском соборе он был переизбран в состав суда. Гурий (Апалько) членом Высшего церковного трибунала стал решением Архиерейского собора от 2016 года.
Таким образом, почти у всех арбитров сроки полномочий истекли к 2022 году. Пока суд мог собираться в полном составе, он активно работал. Согласно сайту Московского патриархата, в 2021 году трибунал рассмотрел как минимум шесть дел. В тот год в священнослужении были запрещены епископ Армавирский и Лабинский Игнатий (Бузин) и епископ Костомукшский и Кемский Игнатий (Тарасов). Оба, как следует из вердикта, помимо прочего, нарушили 25-е апостольское правило. В 2022 году было рассмотрено пять дел. В основном все они касались апелляционных жалоб и присутствия всех членов суда не требовали. Ни одного заседания, проведенного в 2023 и 2024 годах, на сайте патриархии не указано.
Согласно официальным данным, сейчас в РПЦ более 220 архиереев, «несущих служение в России». В начале работы Высшего общецерковного суда в 2009 году их было лишь 88. То есть количество иерархов за годы правления патриарха Кирилла увеличилось почти в три раза. Так что ураган церковных наказаний ни в коем случае не иссушит кадровый резерв церкви. Наоборот, молодые и энергичные, с восторгом принимающие из рук патриарха знаки своей власти новые «владыки» получают дополнительные возможности при естественной ограниченности количества церковных кафедр.
комментарии(0)