На фото протоиерей Павел Адельгейм. Фото сайта sfi.ru
В РПЦ разгорелся спор из-за книги проповедей известного православного миссионера протоиерея Павла Адельгейма, убитого более 10 лет назад в Псковской области. Проект поддержал митрополит Тихон (Шевкунов), распространять книгу стало издательство Санкт-Петербургской духовной академии. Но Издательский совет РПЦ запретил продавать сборник в храмах из-за его «политизированности».
Протоиерей Павел Адельгейм и при жизни был гоним церковным начальством. Его привычку открыто говорить о внутрицерковных проблемах архиереи часто объясняли «увлечением политикой». В 1959 году Адельгейм как «антисоветчик» был исключен из Киевской духовной семинарии по инициативе Филарета (Денисенко; нынешний глава непризнанного Киевского патриархата). Будучи клириком Псковской епархии, Павел также много лет подвергался травле со стороны тогдашнего митрополита Псковского и Порховского Евсевия (Саввина). Последний даже пытался изгнать из епархии Адельгейма и ставил этот вопрос на местном епархиальном собрании.
Автор известной в церковных кругах книги «Догмат о Церкви в канонах и практике» (2013 год), Адельгейм был своеобразным церковным демократом. Он критиковал Устав РПЦ как документ, не соответствующий каноническим нормам православия, и резко высказывался на тему всевластия архиереев в церкви и ущемления прав прихода. Кроме этого, Павел создал при псковском храме Святых Жен Мироносиц крепкую общину верующих, члены которой и спустя 10 лет после его смерти поддерживают связь друг с другом.
К десятилетию кончины Адельгейма почитатели его памяти во главе с бывшим председателем приходского совета храма Жен Мироносиц, артистом Псковского театра драмы Виктором Яковлевым издали сборник проповедей священнослужителя, произнесенных в разные годы («С Богом и по-Божьи», 2023). Все тексты были созданы прихожанами на основе расшифровки магнитофонных и видеозаписей. В основном – разговоры о значении церковных праздников. Они размещены в издании в соответствии с годовым циклом православного богослужения – с тем чтобы книгой могли пользоваться священнослужители при подготовке к проповеди. Полемические тексты, такие как «Догмат о Церкви...», в сборник не вошли. Тем не менее Издательский совет счел книгу недостаточно благонадежной.
Экспертиза в Издательском совете длилась необычно долго – больше двух месяцев вместо обычного месяца. 28 сентября 2023 года, по словам Виктора Яковлева, в ответ на присланный еще летом макет книги совет направил издателям письмо, в котором сообщалось о невозможности присвоить сборнику так называемый гриф (своего рода «знак качества» со стороны РПЦ, разрешающий продавать книгу в церковных книжных лавках). Вместо этого издатели получили по электронной почте анонимный критический отзыв, составленный от имени совета. В нем сообщалось, что некоторые проповеди «имеют определенную степень политизации», в особенности проповедь «Возвращение имен» на с. 386, в которой нацистская власть в Германии сравнивается с советской. Кроме того, авторы рецензии напоминают высказывания Адельгейма о том, что РПЦ «превращается в тоталитарную секту».
Ситуация обернулась внутрикорпоративным конфликтом. Дело в том, что предисловие к изданию было написано вторым после патриарха лицом в Русской православной церкви – митрополитом Тихоном (Шевкуновым). Так совпало, что на момент подготовки издания тот был еще Псковским и Порховским. Митрополит Тихон поддержал издание проповедей протоиерея Павла и оказал издателям финансовую и организационную поддержку. «Отец Павел Адельгейм – один из выдающихся, известных и очень интересных священников Псковской епархии. Я с уважением отношусь к памяти отца Павла и знаю, что она не предана забвению, его помнят и любят в Пскове. Мы знаем и катехизическую его работу, и образовательную. Он был человеком со своей позицией, и эта позиция была для него принципиальна. У него были непростые отношения с правящим архиереем, и об этом мы тоже знаем. Но я не поставлен здесь судить, кто был прав, кто виноват.
Время рассудит. Это был выдающийся пастырь, любящий Церковь Божию, который много потрудился ради Христа. И вспоминаем мы о нем с доброй памятью», – сказано во введении Шевкунова к книге.
Распространять книгу взялось официальное церковное издательство Санкт-Петербургской духовной академии. Рецензию на сборник, направленную вместе с макетом книги в Издательский совет, составил проректор СПбДА по научной и богословской работе, профессор-протоиерей Константин Костромин. В рецензии Костромина, текст которой есть в распоряжении автора статьи, протоиерей Павел Адельгейм характеризуется как «известный в православном мире исповедник веры Христовой». «Значительная и по-особому ценная часть его наследия – проповеди. Когда отец Павел произносил проповедь, люди в храме стояли с диктофонами, снимали на видео, делились записями с друзьями, выкладывали в соцсетях. Некоторые проповеди он публиковал в своем Живом Журнале, на страницах которого постоянно возникали горячие заинтересованные дискуссии о вере и церкви. Глубокая образованность, аналитический ум, литературная одаренность и умение донести живое слово сделали его выдающимся проповедником своего времени», – отмечается в рецензии.
Поскольку Костромин официально числится членом коллегии рецензентов при Издательском совете РПЦ, можно было предполагать, что в ведомстве председателя Издательского совета митрополита Климента (Капалина) к его мнению прислушаются. Однако вышло иначе. По словам Костромина, его рецензию не учли, а вместо нее представили другой отзыв, составленный анонимным специалистом. На официальном сайте Издательского совета негативный отзыв при этом не опубликован – получается, «отклонить» книгу хотели кулуарно. «У многих людей в церковном руководстве есть убеждение, что отец Павел – человек опасный. Поэтому дело не в самой книге и не в тексте. Видимо, сначала они приняли решение отклонить книгу отца Павла просто из-за личности автора, а потом кому-то поручили это уже готовое решение обосновать», – считает Виктор Яковлев. «Думаю, конкретной причины здесь не было. Просто на всякий случай решили перестраховаться», – полагает Костромин. По словам Костромина, именно поэтому «рецензию на книгу» Издательский совет просто заменил «рецензией на личность отца Павла».
По мнению Яковлева, в ситуации с грифом, возможно, проявилось желание Издательского совета и лично митрополита Климента лишний раз «уязвить» митрополита Тихона, показать его «оппозиционность» Московской патриархии: «Такое противостояние, конечно, ощущается – это видно невооруженным глазом, это все витает в воздухе». Тем не менее, по словам Яковлева, когда он в телефонном разговоре сообщил новость митрополиту Тихону, у того «была нормальная человеческая реакция». «Он так тяжело вздохнул, – вспоминает Яковлев, – и сказал: «Да... Бедный, бедный отец Павел!» (парафраз на название фильма Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел» 2003 года, об убийстве российского императора. – «НГР»). При этом он не отказался от своего участия в книге и добавил: «Конечно-конечно, ну что ж сделаешь – все равно давайте издавать!».
Интерес митрополита Тихона к наследию протоиерея Павла Адельгейма сам по себе заслуживает внимания. Шевкунов в последние годы тоже много критикует внутрицерковные порядки – стоит вспомнить хотя бы про отмену практики «конвертов» и «подношений» архиерею (Тихон отменил их сначала в Пскове, а теперь и на новом месте, в Крымской митрополии). За это он уже заслужил любовь рядового духовенства по всей стране и тихую ревность со стороны архиерейского корпуса, не готового поступаться привилегиями. По мнению Виктора Яковлева, личность протоиерея Павла не случайно вызывает неприятие у некоторых архиереев даже спустя 10 лет после трагической кончины священнослужителя: «Как говорил Христос, «Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» (Ин 7, 7). Он всей своей жизнью обличал их, и они это понимают. Ведь смысл его книги «Догмат о Церкви в канонах и в практике» в том, чтобы показать разницу между тем, что есть в Церкви, и что должно быть на самом деле».
Де-факто, по мнению издателей, рецензия Издательского совета никак не воспрепятствует распространению книги в светских книжных сетях, и тем более популярности идей Павла Адельгейма. Поэтому единственный эффект, которого добилось ведомство митрополита Климента, – это столь неуклюже заявить (не вполне понятно, кому конкретно) о своей политической лояльности. Может быть, только это и было их целью?
комментарии(0)