Патриарх Кирилл уподобил возвращающихся релокантов блудному сыну из Евангелия. Николай Лосев. Блудный сын. 1882. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Владелец московского клуба Mutabor Михаил Данилов в канун православного Рождества, которое в России отмечали 7 января, передал столичному храму Знамения иконы Божией Матери на Шереметевском дворе частицу мощей святого Николая Мирликийского. Как пояснил сам предприниматель, святыня была приобретена им в Ватикане еще в ноябре, и он ждал лишь праздника для того, чтобы преподнести дар «любимой» церкви. Вместе с мощевиком Данилов вручил церковникам сертификат подлинности, на котором написано: «Всем и каждому ставим на веру и свидетельствуем, что к вящей славе Бога и ради почитания святых Его мы из надежного места с верою извлекли и признали святые останки костей святого Николая, епископа Мир, их мы благочестиво поместили в реликварий под хрусталь, связанный шелковой нитью красного цвета, и снабдили печатью Новарской курии». Тут же виден и год – 2018-й.
Настоятель собора протоиерей Михаил Гуляев, по сообщениям СМИ, дар принял, однако на сайте прихода ни в разделе «Новости», ни в разделе «Святыни храма» никакой информации о мощах Николая Чудотворца – одного из самых почитаемых святых на Руси – так и не появилось.
В этой истории с передачей «мощей из Ватикана» возникает много вопросов. Первый: действительно ли мощи были куплены при Святом престоле и являются ли они подлинными. Известно, что «основные» мощи Николая Чудотворца хранятся в одноименной католической базилике итальянского города Бари. Небольшие фрагменты содержатся еще в нескольких городах Италии. В 2017 году прогремела новость, что в окрестностях Анталии (Турция) была якобы найдена гробница святителя. Тогда ученые обнаружили в одной из затопленных церквей, названных в честь Николая Чудотворца, в регионе Демре подземное помещение. Рентгеновская томография показала, что там в совершенно нетронутом состоянии с IV века находится некая конструкция с арочными перекрытиями размером 80 кв. м. Однако добраться до места они смогли лишь к 2022 году, но вопрос, является ли найденный артефакт гробницей святого, до сих пор остается открытым.
Итальянская газета La Stampa 12 января с.г. написала, что из-за мощей Николая Угодника при Святом престоле разгорелся целый скандал. В отношении священника Франко Черрути, который ранее заведовал реликвариями сначала в Ватикане, а потом в итальянской Новаре и чье имя стоит на сертификате подлинности, преподнесенного Даниловым, уже проводится расследование. Сам Черрути факт продажи отрицает и утверждает, что с тех пор, как покинул пост главного хранителя в 2016 году, к святыням никакого отношения больше не имел и никому ничего не передавал, тем более за деньги. Он заметил, что помимо сертификата о подлинности на мощевике должна присутствовать специальная печать. Сертификат, по его словам, «сам по себе недостаточен для подтверждения подлинности объекта поклонения».
Еще в 2017 году тогдашней Конгрегацией (ныне Дикастерия) Римско-католической церкви по канонизации святых было опубликовано обновленное руководство «Мощи в Церкви: подлинность и хранение». Документ не только регулировал основные аспекты отношения Святого престола к почитанию мощей святых, но и запрещал любые продажи реликвий. После появления и активного развития интернет-аукционов и онлайн-продаж Ватикан не единожды сталкивался с проблемой поддельных святынь, которые продавались доверчивым верующим за достаточно внушительные суммы.
Приобрести мощи различных святых можно и сегодня. Так, на одном из сайтов аукционного дома примерно за 2 тыс. долл. можно купить мощи святого Петра Хризолога, одного из учителей Церкви. В описании «товара» утверждается, что вместе с реликварием передается и сертификат подлинности, а также некий «архиерейский документ».
«Настоящая печать, все пломбы целые», – утверждает продавец. На этом же портале желающие могут купить палец святого Паскуаля Байлона – «одного из самых почитаемых святых Испании и Европы». «Мумифицированный палец святого в реликварии с документом генерального викария Рима, 1899 г. Отличное состояние. Высота реликвария 46 см (18,11 дюйма), ширина основания 25 см (9,84 дюйма), длина самой реликвии внутри 9 см (3,54 дюйма)», – говорится в описании. Стоимость лота 14 600 долл.
Другой сайт предлагает к продаже «подлинные» мощи почти всех святых церкви, среди которых значатся имена Франциска Ассизского, апостолов Петра и Павла и, конечно же, Николая Чудотворца. Есть там и совсем странные лоты. Например, «кость руки неизвестного святого». Датирован «священный товар» XVIII веком. Цена скрыта. Ее, судя по всему, называют только в переписке с потенциальным покупателем.
Даже если предположить, что храму Знамения Иконы Божией Матери на Шереметевском дворе были переданы «подлинные» мощи Николая Чудотворца, неважно, где и у кого купленные, то возникает другой вопрос. Передача святыни произошла после того, как клуб Mutabor попал в скандальную ситуацию. В конце декабря там прошла вечеринка, гости которой кутили в клубе почти обнаженными. До сих пор и организаторы, и посетители злополучного мероприятия расхлебывают его последствия. Досталось и клубу. Деятельность заведения была приостановлена, запланированные торжества перенесены или отменены. 10 января в Лефортовском районном суде Москвы состоялось слушание о совершении административного правонарушения по статье 6.6. КоАП («нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения»). По решению арбитров клуб закрыт на 90 суток.
При вручении предположительной святыни Михаил Данилов заверил публику: «Мы против мракобесия, дьявольщины, мы поддерживаем церковь всячески».
В начале января стало известно, что еще до Нового года российский певец и блогер Эдуард Шарлот, который сейчас находится под следствием в СИЗО, написал покаянное письмо главе РПЦ. Летом прошлого года, будучи за пределами РФ, он выложил в интернет ролик, в котором оскорбил патриарха Кирилла. Видео вызвало широкий резонанс, православные активисты потребовали привлечь Шарлота к ответственности за оскорбление чувств верующих. В конце ноября юноша был задержан в аэропорту Пулково при возвращении в Россию. Сейчас блогеру вменяют несколько уголовных статей, среди которых и «оскорбление чувств верующих». Как пояснил отец обвиняемого Валерий Шарлот, это он по просьбе сына отправил обращение на имя патриарха. «Мой сын осознал вину, признав, что его поступок был ошибкой, и перед патриархом он выразил глубокие извинения, тем более что мой сын крещеный. Ответа пока не поступало. Но при поздравлении россиян с Рождеством патриарх Кирилл читал притчу о блудном сыне и сказал, что если грешник покаялся, то его надо простить», – добавил отец артиста.
Действительно, в интервью телеканалу «Россия 1» глава РПЦ заявил, что государство должно проявить христианское милосердие к тем релокантам последних двух лет, которые изъявят желание вернуться домой. «Не надо отталкивать человека, который согрешил, если он приходит с чувством покаяния, осознания своей вины. Если люди, покинувшие Россию, даже выступавшие где-то и говорившие что-то против, вернулись с пониманием того, что совершили ошибку, то родина не может их отвергнуть. Другого подхода к этой теме, кроме христианского, я сформулировать не могу», – сказал патриарх.
Все это невольно наводит на мысли о средневековой практике покупки индульгенций, за которую Ватикан до сих пор вынужден оправдываться. Напомним, что слово «индульгенция» происходит от латинского indulgentia («милость», «прощение») и означает полное или частичное освобождение верующего от наказания и соответственно от искупительного действия или покаяния за грехи.
Сегодня индульгенциями при Святом престоле занимается Апостольская пенитенциария, или Верховный трибунал. В Средние века и в эпоху Возрождения практика предоставления индульгенций нередко приводила к злоупотреблениям со стороны духовенства. Доходило до того, что за отмену наказаний требовали так называемые денежные пожертвования, а попросту продавали индульгенции состоятельным людям. Это во многом послужило поводом для протестного выступления Мартина Лютера и начала реформационного движения, породившего протестантизм. В 1567 году папа Пий V буллой «Etsi Dominus» запретил любое предоставление индульгенций, включающее какие-либо денежные расчеты.
В июле 2018 года на официальном информационном портале Святого престола появилось разъяснение: «Согласно катехизису Католической церкви, индульгенция – это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена в таинстве исповеди». «Практика индульгенций в зачаточном состоянии существовала уже в первые времена жизни церкви. Для примирения с церковью кающимся верным, впавшим в ересь, предписывалось паломничество к гробницам мучеников. Церковь всегда имела убеждение, что, подобно заслугам Христа, плоды которых изливаются на всех верных, заслуги святых также являются сокровищем для всех, в силу общения святых, которое мы исповедуем в Символе веры. Прежде всего, начиная с XI века, когда на кающихся налагались различные епитимьи в зависимости от тяжести греха (эти епитимьи могли быть продолжительными – от месяца до всей жизни), появилась практика смягчать покаяние посредством совершения каких-либо действий, например паломничества к святыням. Учение об индульгенциях основано на двух элементах: во-первых, на том, что заслуги Христа бесконечны и вместе с заслугами святых они могут излиться на всех, кто расположен к ним приобщиться. Это убеждение основано на вере, что Христос дал Своей Церкви всякую власть в том, что касается вечного спасения людей», – гласит сообщение.
Хотя принято считать, что индульгенции – это явление, характерное только для западного христианства, подобный опыт есть и в восточных церквах. Иерусалимский патриарх Досифей Нотарас в XVIII веке так писал об индульгенциях: «Возобладал обычай и древняя традиция, которая известна всем, чтобы святейшие патриархи давали церковному народу грамоту об отпущении грехов». Досифей называл эти грамоты «синхорохартион», что буквально означало «бумага о прощении». Еще одно название – «афесис», то есть «оставление». Документ, к слову, мог получить каждый, в том числе за определенную сумму денег. В 1727 году на Константинопольском соборе практика выдачи индульгенций была разрешена официально. Но такое право имели лишь патриархи первых четырех древнейших православных церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской.
Возможно, сейчас происходит возрождение практики подобных покаянных действий, предназначенной по крайней мере для состоятельных людей.
комментарии(0)