0
13780
Газета Факты и комментарии Печатная версия

05.12.2023 15:32:00

Слово пацана против слова пастыря

О нашумевшем сериале, духовно-нравственных понятиях и региональной специфике

Тэги: сериал, слово пацана, кровь на асфальте, казанский феномен, группировки, духовнонравственное воспитание, криминал, молодежь, ссср, насилие


сериал, слово пацана, кровь на асфальте, казанский феномен, группировки, духовно-нравственное воспитание, криминал, молодежь, ссср, насилие Кадр из сериала

Настоящим «казанским феноменом» стала стойкость, с которой религиозные лидеры Татарстана обходят вниманием скандалы вокруг сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+). В дискуссию вокруг его показа на стримах включился даже глава республики Руслан Минниханов. «В последнее время стали выходить фильмы, которые романтизируют период истории нашей страны, связанный с появлением подростковых группировок. Мы это предполагали. К сожалению, ни к чему хорошему это не приводит», – сказал чиновник. Уже вышло пять серий премьерного показа, осталось еще три.

Влиянию скандальной ленты приписывают криминальные происшествия в Татарстане и Иркутске и еще в других местах, где подростки, якобы вдохновленные образами из 1980-х годов, воссозданных в сериале, совершают насильственные действия. Тем более удивительно, что об этом молчит духовенство, которое обычно не упускает возможности упомянуть о духовно-нравственном попечении молодежи.

В разгар показа сериала муфтий Татарстана Камиль Самигуллин поехал в Махачкалу и выступил на конференции, посвященной деструктивной идеологии. Обсуждалась опасность радикального ислама, который не так давно проявился в погромах в махачкалинском аэропорту. Тема религиозного экстремизма действительно актуальна, но, как оказалось, деструктивные настроения в такой мусульманской республике, как Татарстан, могут возникнуть на совершенно иной почве. Да и в Дагестане сейчас произошел жестокий бытовой инцидент с участием девочек в хиджабах.

Игнорирует «пацанский» ажиотаж и Татарстанская митрополия РПЦ. Под ее эгидой в Казани состоялась дискуссия на тему «Молодежь и церковь», но этот форум не был использован для обсуждения ренессанса уличных реалий советского времени.

Казалось бы, татарстанская молодежь уже 30 лет подвергается перекрестному духовно-нравственному воздействию со стороны мусульманских и православных миссионеров, а такой простой религиозной истины, что Бог есть любовь, юным поколениям внушить не удалось. Появился сериал – и вспыхнул, как утверждают чиновники, примитивный культ насилия. Словно и не бывало духовного возрождения, да и всего исторического опыта постсоветской жизни.

В обсуждениях сериала в эти дни часто звучит тема национальной специфики. Считается, что кино основано на истории так называемого казанского феномена – периода расцвета молодежных уличных группировок в столице Татарии и Набережных Челнах. И за это многие республиканские деятели обиделись на кинематографистов, якобы реабилитирующих «уголовную романтику» с этническим уклоном.

Создатели ленты даже усилили региональный мотив, использовав в качестве одного из саундтреков песню на татарском языке «Пыяла» группы «Аигел». Этот хип-хоп-дуэт действительно эксплуатирует криминальные мотивы, замешенные на этническом колорите. «Пыяла» прозвучала еще в 2020 году, а сейчас на фоне увлечения сериалом вышла в топ нескольких музыкальных рейтингов. У группы есть и другие композиции и клипы. Популярность еще до «Слова пацана» завоевал ролик под названием «Татарин». Текст песни написан на русском языке, а сюжет клипа довольно неприхотлив. Суровый урка в костюме Adidas выходит из мест лишения свободы и по пути к возлюбленной переживает различные криминальные происшествия, из которых легко выбирается, не меняя выражения лица. В финале – любовные объятия, а за спинами уголовника и его подруги видны сполохи полицейской машины.

Тут любовь без Бога и сплошное насилие как норма жизни. Вспоминается еще киллер с прозвищем Татарин из культового балабановского «Брата».

Все же создатели сериала перестарались с казанским колоритом. В основу сериала положены материалы книги Роберта Гараева «Слово пацана», на которую в «НГ» была рецензия (в номере от 14.01.21). Это не беллетристика, а нон-фикшен. Гараев систематизировал многолетние публикации в паблике «Казанский феномен» в одной из соцсетей. Пухлая книга подробно освещает явление с разных сторон, воссоздает детали, прослеживает эволюцию этого позднесоветского явления. Издание произвело сенсацию в кругах интеллектуалов, что и вдохновило режиссера Жору Крыжовникова на съемки киносаги, которая и заразила улицу пацанской лихорадкой.

Вероятно, впечатляющий эффект был достигнут из-за того, что собраны рассказы участников казанских группировок, так и получилось название «Слово пацана». Ведь и ранее о явлении писали повести и снимали фильмы, даже в те самые 80-е. Можно вспомнить ленту режиссера Валерия Рыбарева «Меня зовут Арлекино» (1988) и повесть белорусского писателя Владимира Козлова «Гопники» (2002).

Вероятно, секрет успеха книги Гараева – в ее особом, исповедальном жанре. Только эта исповедь происходит не ради покаяния, а ради самопознания. И вот о чем говорит откровение бывших «пацанов».

Казань в 1970–1980-е годы была типичным советским городом с соответствующими социальным укладом и менталитетом. Криминализация повседневной жизни и культ насилия росли именно на фоне нивелирования национальной и региональной самобытности. Подростки дрались не за этнические интересы, а за территорию. Если сейчас молодое поколение видит в таком антисоциальном явлении пример для какого-то подобия национальной гордости отдельно взятой республики – это тревожный симптом, но по отношению к СССР – анахронизм.

Тогда группировки существовали по всему Советскому Союзу. А в Татарской АССР они расплодились, видимо, на фоне социалистической бесцветности и бедности как результата уравниловки. Особенность советской урбанистики как раз и состояла в унылой унификации пространств большой страны. А от бедности казанские парни отправлялись в набеги на московских «мажоров».

В сериале есть такой эпизод. Герой приходит на сбор участников группировки, чтобы попроситься в ряды уличных «бойцов». При этом у него на шее повязан пионерский галстук. «Старший» усмехается: «Ты что, в комсомол пришел вступать?» Герой смущенно срывает со своей шеи лоскут материи, который цвета одного с рабоче-крестьянским знаменем социалистического государства. Этот визуальный маркер используется и в дальнейшем: вступившие в группировку школьники не носят галстук.

Это значимый символ. Уличный обычай оказался сильнее той идеологии, которая насаждалась сверху с поистине религиозным фанатизмом. Как только страна разуверилась в официальных идеалах, люди стали подыскивать себе новые этические и поведенческие ориентиры.

Также не надо путать жизнь по уличным понятиям с криминальной субкультурой, которая в наше время признана экстремистской организацией. Каторжане, конечно, всегда привносили что-то свое в уклад жизни народа, но оставались группой, отчужденной от основной массы населения. Уличные группировки же – массовое явление, затронувшее слишком широкие подростковые слои, чтобы отождествляться с «эксклюзивным» воровским миром.

Правила жизни и своеобразный кодекс чести «пацаны» черпали не только «из-за забора». Определенную роль играли вернувшиеся из Советской армии с ее дедовщиной дембеля. Подростки вдохновлялись даже сюжетами массовой детской культуры вроде… «Трех мушкетеров». Да! «Один за всех и все за одного!» Ведь с этой присказкой легендарные мушкетеры осуществляли свои дерзкие акции насилия по отношению к гвардейцам (читай: правоохранителям) крепкого государственника и духовного пастыря (читай: комсорга) кардинала Ришелье. Подтверждение всему сказанному можно найти в эпизодах сериала, кстати.

В этом смысле ренессанс негативных социальных проявлений эпохи перестройки и распада СССР тревожит. Особенно косплей жестоких уличных разборок времен краха веры в коммунизм. Прошло ведь уже 30 лет с начала духовного возрождения. Все это время религиозные организации имеют широкие полномочия для воздействия на подрастающее поколение. Религии, как известно, призывают к миру и взаимопониманию. Странно, что в результате такой массированной «бомбардировки любовью» современные подростки не увлекаются массовой благотворительностью, восстановлением храмов, помощью бедным. А вот появился сериал – и мгновенно вспыхнувшая тяга к чистому насилию охватила массы. Даже, говорят, в соседней Украине популярность «Слова пацана» смогла преодолеть жгучую ненависть ко всему российскому.

Если что и осталось за все эти годы глубоко укорененным в подсознании постсоветских народов – вот это низовое «пацанство», альтернативная этика улиц, в поединке с которой рано или поздно пасует любая идеология, спускаемая свыше.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Молодежь нашла зарплатные лазейки

Молодежь нашла зарплатные лазейки

Анастасия Башкатова

Большинство работников так и не впечатлились ростом своих трудовых доходов

0
2323
Смогут ли россияне съедать шесть бутербродов с красной икрой в год

Смогут ли россияне съедать шесть бутербродов с красной икрой в год

Валентин Балашов

На свою зарплату житель РФ может купить примерно столько же деликатесного продукта, сколько и советский человек

0
5258
Оммаж фильму "Москва слезам не верит"

Оммаж фильму "Москва слезам не верит"

Вера Цветкова

Жора Крыжовников замахнулся на святое, но должен справиться

0
9291
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
13043

Другие новости