0
12109
Газета Факты и комментарии Печатная версия

05.12.2023 15:27:00

Патриарх Кирилл вступился за Конституцию

Глава РПЦ высказался против государственной идеологии

Тэги: рпц, патриарх кирилл, врнс, президент рф, владимир путин, государственная идеология, традиционные ценности, русский мир, нравственность, национальная идея, этнос, корни, народ, язык, культура


рпц, патриарх кирилл, врнс, президент рф, владимир путин, государственная идеология, традиционные ценности, русский мир, нравственность, национальная идея, этнос, корни, народ, язык, культура Президент Владимир Путин обратился к соборянам и следил за ходом ВРНС по видеосвязи. Фото Sputnik/Reuters

На пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора (ВРНС) 28 ноября церковь и государство в очередной раз сблизились, но не нашли абсолютных точек соприкосновения.

Мероприятие проходило в Государственном Кремлевском дворце. Такое уже бывало, например, в 2018 году, но, как правило, пленарные заседания проводят в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Дважды в заседаниях ВРНС принимал участие президент России Владимир Путин. Такое случалось в 2001 и 2018 годах.

На этот раз глава государства обращался к соборянам из Сочи, с огромных экранов, под которыми, на сцене, сидел патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сначала президент произнес свою речь, потом он обратился к патриарху, а уже затем глава РПЦ ответил на учтивые слова политического лидера, произнесенные в его адрес. Таким образом, получилось что-то вроде диалога, плавно перетекающего в речь религиозного деятеля. В двух программных выступлениях – президента и патриарха – прозвучала некоторая перекличка идей, но при этом, как представляется, глава РПЦ позволил себе легкую полемику с рядом государственных мужей.

Самым большим откровением стали слова патриарха Кирилла о государственной идеологии. Все началось с обсуждения проблемы русской идентичности. Этим вопросом, надо сказать, ВРНС занят едва ли не с самого начала своего существования, с 1993 года. Коснулся важной темы и президент Путин. Он сказал, что «русский мир» объединяет всех, кто чувствует духовную связь с нашей родиной, кто считает себя носителем русского языка, истории, культуры независимо даже от национальной или религиозной принадлежности».

В своем выступлении, прозвучавшем сразу после президентского, глава РПЦ несколько сместил акценты с государственнических и общекультурных на духовно-нравственные мотивы. Он почему-то выразил скепсис в отношении роли языка при определении национальной идентичности. Патриарх считает, что некоторые люди, даже говорящие на русском языке, «открыто отрекаются от своих национальных корней, свидетельствуя о неприятии русского культурного кода».

Эта мысль тоже звучала в резолюциях и дискуссиях ВРНС прошлых лет. По мнению патриарха, язык не имеет определяющего значения в самоидентификации народа.

В этом уже слышится некоторая несостыковка с мнением президента, который считает, что «русский – это больше чем национальность». Напомним, некоторое время назад патриарх Кирилл неожиданно упрекнул тех, кто считает себя русскими, но не посещает православный храм. Он предложил подумать таким людям, относятся ли они в полной мере к государствообразующему народу. Путин же говорит, что молитвы о России, «звучат на разных языках», и предостерегает от попыток посеять межнациональную рознь в стране. Хотя и подчеркивает стержневую роль русского народа в Российском государстве.

Патриарх же развивал свою мысль о религиозной идентичности в контексте появившейся в последнее время в его выступлениях мигрантской темы. Точнее, исходящей от иностранцев с иной культурой опасности изменения культурного кода России. Тема нежелательной миграции прозвучала и в речи на ВРНС. «Подчеркну: дело здесь не в том, что большинство работников-мигрантов – не христиане. Нет! Если бы они были христианами, например, иной конфессии, прибывшими из другого региона со своими обычаями, традициями и культурой, – это тоже могло бы создавать определенные проблемы», – добавил он ко всему сказанному в более ранних выступлениях. «Россия, убежден, нуждается в значительной корректировке миграционной политики. Практика жизни показала неэффективность решения проблем с мигрантами через попытки договориться с национальными диаспорами и кланами, которые готовы не только горой вступиться за своего представителя, чтобы избавить его от справедливого наказания по закону, но и всячески мстить тем, кто посмел обратиться в правоохранительные органы, сообщив о преступлении», – категорично высказался глава РПЦ.

Размышляя о сердцевине национального самосознания, патриарх уточнил, что определяющее значение здесь «имеет единство культуры, состоящее в осознании народами общности исторической судьбы и общности духовно-нравственных ценностей, от чего и проистекает, в свою очередь, единство мировоззрения». Тут, пожалуй, звучит уже согласие с мнением Путина о том, что в основе русского самосознания – «культурная, духовная, историческая идентичность».

Но дальше глава РПЦ делает смысловое ударение: «Подчеркну – именно мировоззрения, а не идеологии. Эти вещи ни в коем случае нельзя смешивать. Идеологии могут меняться в зависимости от политической ситуации – поэтому единство на такой основе непрочно, ненадежно и может рассыпаться при неблагоприятных условиях. Наша страна на печальном историческом опыте минувшего столетия хорошо это знает». И уж совсем неожиданное: «Именно с учетом отрицательного, но все же ценного опыта в действующей сегодня российской Конституции закреплен запрет на установление общей государственной идеологии, обязательной для всех. Тем, кто по-настоящему любит страну, свой народ и культуру, не нужна никакая идеология». Под отрицательным опытом имелся в виду советский период, не самый благоприятный для церкви.

В этих двух выпадах – критике идеи сформулировать обязательную идеологию и поднятой проблеме возможных негативных последствий миграции – просматриваются признаки полемики с разными кругами государственной бюрократии. Напомним, что именно представители силового блока в последнее время пробрасывают в информационное поле предложения дальнейших правок Конституции РФ. Те же чиновники довольно радикально поднимают вопрос о мигрантах. А в защиту завозной рабочей силы выступают уже иные круги, связанные с экономическим и финансовым блоками государственной машины. Антимигрантская волна в РПЦ набегает в одном ритме с такими инициативами чиновников, как предложение брать с въезжающих в Россию иностранцев «подписку о лояльности». Московский патриархат, кажется, хочет, чтобы эта лояльность распространялась не только на политику государства, но и на доминирующий статус православной церкви в стране.

Тем не менее есть некое средостение, в котором сходятся все множественные позиции, высказанные на прошедшем ВРНС и на других, вовсе не церковных форумах и совещаниях последнего времени. Национальная идентичность определяется не только гражданством, происхождением или родным языком. Теперь это еще и общий образ мысли, мнения. В случае позиции РПЦ – вероисповедание.

Кроме того, мотивированный и деятельный консерватизм. «Недостаточно только гордиться историей, победами и достижениями предков, восхищаться культурой и богатым наследием прошлого. Если подобные чувства не подкреплены опытным переживанием традиции, погруженностью в культуру, конкретными делами, то это – опасная подделка традиции», – отметил патриарх. Словом и делом надо доказывать приверженность традиционным устоям. В свою очередь, президент страны упоминал о революционных потрясениях 1917 и 1991 годов и их последствиях на российское общество, по мнению Путина, губительных. В общем и целом получается, что религиозные и политические лидеры солидарны в своем консервативном устремлении, неприятии любой модернизации, каких-либо изменений. Зафиксировать и удерживать все в состоянии стабильности – вот основной пафос державной соборности.

Тот же запрос слышится и в обращении патриарха к властям. Глава РПЦ регулярно повторяет, что нынешние времена – наилучшие в истории взаимоотношений церкви и государства, они гораздо комфортнее, чем были в Российской империи и СССР, и эту модель предлагается по возможности законсервировать: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!» Все, что будет по-другому, будет гораздо худшим. Об этом, видимо, свидетельствует и рассказанный патриархом на заседании ВРНС исторический анекдот об императоре Александре I и назначенном им «неправославном» обер-прокуроре князе Александре Голицыне.

Эту занятную историю патриарх Кирилл, вероятно, почерпнул из воспоминаний Московского митрополита Филарета (Дроздова). Видимо, глава РПЦ готовился еще и к другой речи, которую он произнес 2 декабря, в день памяти святителя. «Вот таким был угодник Божий – глубоким богословом, искренним пастырем, человеком, озабоченным судьбой своей страны. В наше время сказали бы – хорошим политиком, но к нему это слово никак не применимо при всем том, что он активно участвовал в жизни страны и, несомненно, влиял на людей во власти, определявших жизнь государства», – рассказал патриарх. Он и ранее с ностальгией вспоминал о тех временах, когда «патриархи рядом с царем всегда сидели». Вероятно, главе РПЦ кажется предпочтительной государственническая модель, когда церковь влияет на государство, а не власть опекает церковь и определяет ее жизнь, как это было во времена бюрократической Российской империи.

Однако и во время заседания ВРНС в Государственном Кремлевском дворце у патриарха не получилось в реале посидеть рядом с теми, кто вершит в России большую политику.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
2531
Абхазия лишилась президента

Абхазия лишилась президента

Игорь Селезнёв

Отставку главы государства поддержало большинство депутатов

0
2761
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
2463
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2062

Другие новости