Митрополит Борис (Бойович) намерен добиться для самопровозглашенной Черногорской церкви легитимной автокефалии. Фото со страницы митрополита Бориса в социальной сети Х (Twitter)
В Черногорской православной церкви (ЧПЦ), не признанной поместными православными церквами мира, объявили, что намерены взять курс на примирение с «матерью-церковью», то есть Константинопольским (Вселенским) патриархатом. Заявление прозвучало на так называемом Всечерногорском народном соборе, на котором был переизбран глава ЧПЦ. Новым лидером религиозной организации стал 42-летний Борис (Боян Бойович), бывший до этого епископом Острожско-Никшическим. Предыдущего руководителя, 84-летнего митрополита Михаила (Мираша Дедеича), соборяне почти единогласно отправили на покой в связи «с его неспособностью управлять церковью». Дедеич с этим решением не согласился, 13 сентября созвал Синод в количестве трех человек и не только лишил Бойовича сана, но и выгнал его из церкви.
Как пишут местные СМИ, сразу после избрания Бойович пообещал в кратчайшие сроки возобновить активность ЧПЦ, возродить Митрополичий совет и работу Синода, которые не собирались более 10 лет, а также приложить максимум усилий для того, чтобы примирить Черногорскую церковь с Вселенским патриархатом. Он рассказал о надеждах на получение томоса, то есть указа об автокефалии. Такой документ, по заверениям Бойовича, поможет легализовать церковную организацию не только в стране, но и в мировом православном сообществе. «Я соберу команду, которая будет адекватно реагировать на любое нарушение религиозных прав православных черногорцев и помогать каждому реализовывать свои права перед государственными органами. Мы будем вести переговоры с государством и инициировать регистрацию приходов во всех странах, где есть черногорская диаспора. Мы сформируем команду выдающихся черногорцев в области дипломатии, которая поможет начать процедуры приема ЧПЦ в международные организации церквей, такие как Европейский совет церквей и Всемирный совет церквей», – добавил Бойович.
Заявления Бойовича очень напоминают то, что в свое время говорил глава Киевского патриархата Филарет (Денисенко). Итогом стало образование в 2018 году Православной церкви Украины (ПЦУ), правда, под началом митрополита Епифания (Думенко). Следование украинскому сценарию в словах нового главы ЧПЦ не случайность. Бойович получил богословское образование в духовной академии Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). Там же в 2016 году принял монашеский постриг, а позже и сан архимандрита. Свободно говорит по-украински и по-русски. Из-за его любви к Украине в ПЦУ и Константинопольском патриархате разгорелся скандал. В 2019 году Бойович принял участие в богослужении ПЦУ, на котором присутствовал представитель Константинополя митрополит Эммануил Адамакис. В конце службы Бойович поцеловал ему руку, что многим не понравилось. В ПЦУ тут же заявили, что участие черногорца в литургии не означает факта признания ЧПЦ, а митрополит Эммануил сообщил, что и вовсе не знал о присутствии Бойовича. Ведь Константинопольский патриарх Варфоломей ничего не хочет слышать о Черногорский церкви. В 1997 году Варфоломей лишил сана Дедеича именно за создание ЧПЦ и отделение ее от Сербской православной церкви (СПЦ). Во многом именно поэтому патриарх Варфоломей долгое время отказывал бывшему президенту Черногории Мило Джукановичу в признании национальной церкви.
Джуканович не только разрешил официально зарегистрировать ЧПЦ как религиозную организацию в 2000 году, но и спустя 19 лет подписал закон, направленный против Сербской православной церкви. Варфоломей не замедлил отправить Джукановичу обращение, в котором ясно дал понять, что не поддерживает черногорского президента.
«Мы во Вселенской патриархии были удивлены, узнав, что вы выразили поддержку созданию православной черногорской церкви, а правительство вашей страны приняло законопроект о свободе вероисповедания, предусматривающий переход в собственность государства всех православных церквей, построенных до 1918 года, как и прочего церковного имущества. Вселенская патриархия вместе с прочими православными церквами как единственную каноническую православную юрисдикцию в Черногории признают ту, что находится под руководством высокопреосвященного митрополита черногорского Амфилохия (митрополит Амфилохий Радович умер в 2020 году. – «НГР»). Церковь Черногорская никогда не была автокефальной, и нынешняя так называемая Черногорская православная церковь под руководством Мираша Дедеича не принадлежит к православной церкви. Господин Дедеич не епископ православной церкви, а особа, лишенная сана Вселенской патриархией», – отмечалось в документе.
Помимо прочего Бойович обвинил Дедеича в связях с Россией. Новый предстоятель ЧПЦ напомнил, что «не так давно» Дедеич якобы обращался к главе Истинно-православной церкви России (ИПЦ) Рафаилу (Мотовилову) с просьбой принять ЧПЦ в общение. Просьба повлекла за собой скандал внутри ЧПЦ. Как и Черногорская православная церковь, ИПЦ считается самопровозглашенной.
Дедеич ни одно из обвинений не признает. На официальном сайте ЧПЦ он почти ежедневно дает пояснения. В начале сентября он запретил в служении всех, кто поддержал выдвижение Бойовича. «Заблудшие священники ЧПЦ, участвовавшие в неканоническом, незаконном и антиконституционном провозглашении викария Бориса Бойовича митрополитом Черногорской православной церкви, отказались от послушания легитимной иерархии ЧПЦ. Совершали они и другие ошибки и грехи, а также противоправные действия в церкви, поэтому на основании апостольских правил налагаю временный запрет на их священническую деятельность до принятия окончательного решения на очередном заседании Священного синода. Все введенные меры временного запрета распространяются и на епископа Бориса Бойовича», – говорится в указе.
Спустя несколько дней Дедеич заявил о том, что в Цетинье, древней столице этого балканского государства, церковные фрондеры попытались отобрать церковь Святого праведного Ивана Црноевича, взломав на здании замки. «Духовный глава Черногорской православной церкви митрополит Михаил подал в Министерство юстиции Черногории уведомление о том, что среди других зданий церковь Святого Ивана Црноевича находится в ведении Черногорской православной церкви, которую он один законно представляет. В связи с этим неоспоримым фактом Министерство юстиции выдало справку, подтверждающую, что данная церковь является собственностью ЧПЦ», – заверил незадачливый митрополит. А позже он и вовсе заметил, что Бойович, которого, мол, Дедеич «вывел в люди» и даровал ему в 2019 году сан епископа, чуть ли не несколько лет вынашивал планы сместить его с высокого поста.
В последнее время у Дедеича с Бойовичем действительно были публичные разногласия. Бывший глава ЧПЦ не единожды обвинял своего епископа в излишней политизированности, «не имеющей отношения к церкви». В середине апреля была опубликована запись телефонного разговора между двумя иерархами о сомнительном расходовании денег из пожертвований. Во время 48 минут переговоров они постоянно ссорились и обвиняли друг друга. Упоминали Джукановича и встречи с ним, а также деньги, которые они получали от политика в качестве пожертвований.
Помимо Дедеича и Бойовича в Черногорской православной церкви есть еще два архиерея. Это архиепископ Которский и Приморский Симеон (Минихофер) и епископ Аргентинской Горазд (Гломазич). Они оба уже публично подтвердили свою верность опальному предстоятелю ЧПЦ и подписали синодальный акт о лишении Бориса Бойовича сана. Гломазич за это получил кафедру Бойовича. Мобилизовались и верные Дедеичу церковные эксперты, которые в один голос утверждают, что ситуация, сложившаяся за последние годы в Черногорской церкви, не позволит ей повторить путь ПЦУ. «Никто не будет давать томос тому, кто не имеет авторитета в православии посредством знаний и действительных университетских дипломов, которых нет у Бойовича. Никто не даст томос там, где нет построенной инфраструктуры. У нас нет даже церковного хора, духовной семинарии и академии, и Бойович прекрасно это знает. Сейчас у нас нет и поддержки со стороны государственной власти, которую имели верующие в Украине», – в частности, написал иподьякон Булат Булатович.
Примечательно, что раскол в национальной церкви остался почти не замеченным политиками. Новый президент страны Яков Милатович позиционирует себя прихожанином Сербской церкви. После того как партия Джукановича в 2020 году проиграла выборы, среди политических деятелей Черногории число поддерживающих ЧПЦ резко сократилось. В июле 2022 года Дедеич попытался восстановить позиции своей организации и написал письмо премьер-министру Дритану Абазовичу с предложением заключить Соглашение о регулировании взаимных отношений с правительством Черногории. Ответом было подписание подобного договора 3 августа, но с Сербским патриархом Порфирием.
О расколе в ЧПЦ молчат и в Сербской православной церкви. Двоюродный брат Бориса (Бойовича) Кирилл (Бойович) служит епископом Буэнос-Айреса, Южной и Центральной Америки Сербской церкви. Он также не комментирует происходящее.
Любопытно, что избранию Бойовича открыто порадовался сербский политик, бывший лидер левоцентристской Лиги социал-демократов Воеводины Ненад Чанак. «Епископ Борис – мой друг, и успехи моих друзей всегда служат для меня поводом для радости. Я убежден, что после отставки предыдущего митрополита по причине преклонного возраста в ЧПЦ появится новая энергия и свежие идеи. Я думаю, что это может стать важным шагом на пути к потеплению отношений с Вселенским патриархатом, что может иметь значение в более широком контексте деятельности ЧПЦ», – заявил Чанак.
комментарии(0)