Если будут утрачены украинские святыни, то древнейшей лаврой русского мира станет Троице-Сергиев монастырь. Фото агентства «Москва»
Московский патриархат собирается провести в среду, 19 июля, Архиерейское совещание. Мероприятие пройдет в Троице-Сергиевой лавре. Как ожидается, епископы будут обсуждать проблемы другой лавры, в Киеве, а заодно наболевшие вопросы православия в Украине.
Украинская православная церковь (УПЦ) пытается проплыть между Сциллой и Харибдой. Или так: лежит на боку между молотом и наковальней. Можно использовать любую метафору, чтобы описать плачевное положение религиозной организации, которая пока еще остается крупнейшей в Украине. УПЦ растаскивают, с одной стороны, украинское государство в пользу конкурирующей Православной церкви Украины (ПЦУ), а с другой – Московский патриархат, от которого Киев требует УПЦ отречься. Причем Московский патриархат действует, кажется, не совсем по своей воле. Или совсем не по своей воле. Опять же – как посмотреть.
Минкультуры Украины вроде бы отбирает Киево-Печерскую лавру у УПЦ. 6 июля в монастырь пришли приставы и описывали имущество, заперли и опечатали несколько корпусов. С другой стороны, в минувшее воскресенье, 16 июля, митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский) вместе с другими священнослужителями УПЦ совершил в лаврском храме литургию.
Обоснования для изгнания канцелярии Онуфрия, монашеской общины и Киевской духовной академии с правовой точки зрения не очень убедительны. Еще не завершен суд по иску Минкультуры о нарушении церковью договора о пользовании монастырем, а министерство не оставляет попыток вытеснить представителей УПЦ за ограду обители и уж очень уверенно рассуждает об исключительно музейном существовании архитектурного ансамбля в ближайшем будущем. В российских СМИ появляются версии, что лавру якобы отдадут Константинопольскому (Вселенскому) патриархату, а реликвии продадут на европейских аукционах. Впрочем, упоминавшийся в публикациях аукционный дом эти обвинения в письме «Независимой газете» опроверг (см. «НГ» от 13.07.23).
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 14 июля сделал специальное заявление о том, что «украинские власти приступили к силовым акциям, направленным на окончательное изгнание верующих Украинской православной церкви из Киево-Печерской лавры». «Насилие применяется в том числе в отношении мирных граждан, которые пришли к стенам монастыря, чтобы защитить свое право молиться в дорогой их сердцам обители», – утверждает глава РПЦ. В тот же день он направил послания главам поместных православных церквей и другим религиозным лидерам об «изъятии лавры» и о «дискриминационных законах, о незаконных действиях украинских спецслужб, силовых структур и местных властей, о продолжающихся захватах храмов, о случаях агрессии и насилия по отношению к верующим канонической церкви и о реакции на это международных правозащитных организаций».
Отозвался патриарх Кирилл и на то, что 14 июля Соломенский районный суд Киева удовлетворил ходатайство прокуроров об изменении меры пресечения наместнику Киево-Печерской лавры митрополиту Павлу (Лебедю). Домашний арест митрополиту изменили на содержание под стражей. Прямо из зала суда Павла отправили в СИЗО, причем заставили отдать соратникам панагию – наперсное иконное изображение и митрополичий посох. Что, конечно, объяснимо: у помещенных под стражу отбирают даже шнурки. Все это происходило под видеозапись и не могло не повлиять на многих религиозных деятелей в мире, которые с неудовольствием наблюдают за происходящим. И ранее с Запада раздавались голоса, что власти Киева бесцеремонно обращаются с религиозной свободой.
«Этот скандал уже стал предметом обсуждения ситуации с фундаментальными правами и свободами в Украине за границей», – уверяет глава Информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент (Вечеря). Его заявление 15 июля опубликовал официальный сайт УПЦ. «Ведь трансляция хода судебного заседания над митрополитом Павлом наглядно показала, что едва ли не единственным отягчающим обстоятельством, достойным того, чтобы впервые в новейшей истории демократического мира упрятать епископа в тюрьму, стала разве что его принадлежность к Украинской православной церкви, которая сегодня равна статусу человека второго сорта», – утверждает Вечеря.
В тот же день в соцсетях распространилась видеозапись небольшого комментария митрополита Онуфрия. Глава УПЦ тихо и печально говорит для Павла (Лебедя): «До нас дошли слухи о том, что вас закрыли в СИЗО. Мы это восприняли с грустью и скорбью. Но я знаю, что вы – хороший монах, хороший архиерей, хороший наместник святой лавры Печерской. И что произошло просто какое-то недоразумение». Многим эти слова напомнили незабвенное: «Товарищ Сталин! Произошла чудовищная ошибка…» Непонятно, дойдет ли видеопривет начальника до митрополита-сидельца. Если бы заявление главы церкви было оформлено официально и опубликовано на сайте УПЦ, как комментарий его подчиненного Климента, было бы больше вероятности, что наместник Киево-Печерской лавры услышал его в своем новом, гораздо более скорбном затворе, чем монашеский. Еще немного странно, что решение судей для Онуфрия – только слухи, хотя это свершившийся факт.
Даже патриарх Кирилл в Москве наутро после робкого комментария Онуфрия уже точно знал, что Павел отправился в СИЗО, и по этому поводу обратился за помощью к религиозным лидерам и в международные организации. «Религиозный деятель не может и не должен подвергаться такого рода репрессивным мерам за свои религиозные убеждения, – написал коллегам глава РПЦ. – С большой тревогой отмечаю, что изменение меры пресечения митрополиту Павлу, человеку, находящемуся в преклонных годах, с домашнего ареста на помещение его под стражу грозит ему серьезным ухудшением здоровья и может привести к его смерти в следственном изоляторе».
Однако и ранее при подобных случаях заступничества из Москвы звучали опасения, что оно только усугубит положение УПЦ. Ведь власти в Киеве как раз добиваются того, чтобы эта религиозная организация решительно оборвала все связи с Московским патриархатом.
Да и сама РПЦ занимает двойственную позицию по отношению к происходящему в бывшей Киевской митрополии. Оценки действий УПЦ варьируются от призывов принять во внимание обстоятельства давления властей на церковь до обвинений Онуфрия и его епископов в расколе. В последние дни государственные органы России перерегистрировали сразу несколько административно-территориальных церковных единиц на РПЦ, причем сделали это, не дожидаясь соответствующих решений собственно церковных органов управления.
Странное творится и с некоторыми епархиями, расположенными на территориях ДНР и ЛНР, но до последнего входивших в состав Украинской православной церкви. В Telegram-каналах временно исполняющих обязанности Донецкой и Луганской народных республик Дениса Пушилина и Леонида Пасечника 14 июля появились объявления о том, что духовенство епархий, расположенных на вверенных этим чиновникам территориях, перешло из юрисдикции УПЦ под омофор патриарха Московского.
«Главы Луганской и Алчевской, Северодонецкой и Старобельской, а также Ровеньковской епархий неоднократно обращались ко мне с вопросами о своем будущем. Как и во всех остальных случаях, я сказал им: правильно делать так, как хотят жители Луганщины. Ведь мы строили нашу республику для них и во имя их. Я рад, что духовенство приняло решение поддержать обращения жителей нашей республики о регистрации епархий в составе Русской православной церкви. Мы не допустим, чтобы на нашей земле происходило то, что сегодня творится на Украине, когда государство фактически заставляет церковь отказываться от своего существования, топчет святыни и покушается на основополагающее право любого человека – свободу вероисповедания», – заявил, в частности, Пасечник.
Пушилин «дал соответствующие распоряжения в Минюст ДНР об оказании всей необходимой поддержки и ускорения процедуры оформления документов согласно законодательству РФ». «Хочу подчеркнуть, что регистрация приходов в правовом поле Российской Федерации – это еще и шаг к созданию необходимых условий для их работы: приходы смогут пользоваться льготной системой налогообложения и тарифами ЖКХ, предусмотренными законодательством России», – написал Пушилин, добавив: «Я убежден, что это был непростой, но верный шаг».
ТАСС утверждает, что на сайте Министерства юстиции РФ в пятницу вечером появилось сообщение о том, что «ведомство зарегистрировало в качестве религиозных организаций Донецкую и Горловскую епархии». Однако на сайте Минюста во вкладке «Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Луганской Народной Республике» от 14 июля действительно значится новость «О государственной регистрации религиозных организаций». Но там написано следующее: «21 июня 2023 г. и 30 июня 2023 г. Минюстом России приняты решения о государственной регистрации Религиозной организации «Ровеньковская епархия Русской православной церкви (Московский патриархат)» и Религиозной организации «Луганская епархия Русской православной церкви (Московский патриархат)». Сведения о религиозных организациях внесены налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц 26 июня 2023 года и 3 июля 2023 года». Вместе с тем на сайте сервиса проверки и анализа контрагентов Rusprofile можно найти обновленные ОГРН (Основной государственный регистрационный номер) в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) вышеупомянутых епархий в качестве церковных округов РПЦ.
Как пояснил ТАСС заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Савва (Тутунов), «Луганская, Донецкая и Горловская епархии были зарегистрированы как российские юридические лица, поскольку религиозные организации, действующие на территории России, должны быть юридически оформлены, как это предполагает российское законодательство». «Сейчас мы видим, что Украинская церковь претерпевает гонения, что общение епархий, которые сейчас находятся на территории России, с церковным Киевом очевидно затруднено, поэтому по всем вопросам, которые раньше они задавали митрополиту Киевскому, они обращаются к патриарху Московскому».
Но раньше епархии УПЦ под омофор Московского патриарха переводил непосредственно Синод РПЦ. Так было, например, 7 июня 2022 года, когда решением синодалов Джанкойская, Симферопольская и Феодосийская епархии, находящиеся на территории Крыма, вошли в состав новообразованной Крымской митрополии РПЦ. 13 октября Синодом официально выведена из состава УПЦ была и Ровеньковская епархия, расположенная южнее Луганска. А решением от 16 мая с.г. в непосредственное подчинение патриарху Кириллу переведена и Бердянская епархия (Запорожская область). Впервые в истории таких административных изменений там был назначен и новый управляющий – епископ Лука (Волчков) вместо митрополита Ефрема (Яринко), который остался верен УПЦ.
Последнее постановление архиереев Московского патриархата вызвало недовольство в Украинской православной церкви. Священноначалие УПЦ заявило, что не признает этот перевод как законный, и запретило в служении четырех клириков епархии. В РПЦ запрет назвали «не имеющим силы», а на просторах интернета теперь действуют два сайта Бердянской епархии. Один из них работает под грифом Украинской православной церкви, второй – под логотипом Московского патриархата. Если первый перестал обновляться с середины мая, то последний активно рассказывает о ежедневной жизни верующих и служении архиерея.
Решений о переводе Луганской, Северодонецкой, Донецкой, а также Горловской епархий до 14 июля со стороны РПЦ не было. Даже после объявления Пушилиным и Пасечником о том, что теперь приходы ДНР и ЛНР относятся к РПЦ, на официальном портале Московского патриархата не появилось об этом ни слова. Молчат и сайты вышеуказанных епархий. Кроме этого, с сайта Горловской епархии исчезла надпись о том, что она относится и к УПЦ, и к РПЦ, о которой «НГР» писали в номере от 19.04.23. А в общих сведениях теперь значится: «Горловская епархия Украинской православной церкви создана 29 июля 1994 года путем отделения от Донецкой. Она объединяет православные приходы и монастыри северных районов Донецкой области».
На официальном портале Луганской епархии также сказано, что она находится в юрисдикции УПЦ. При этом имя митрополита Онуфрия тут предпочитают упоминать только в случае крайней необходимости. В последний раз это было в августе 2022 года. Однако последняя новость, опубликованная на ресурсе, касается Вознесенского монастыря в селе Роскошное. При переходе на официальный сайт обители можно прочитать: «Вознесенский мужской монастырь. Московский патриархат. Луганская епархия».
На портале Северодонецкой епархии, напротив, митрополит Онуфрий отмечен как «предстоятель». Судя по всему, собственными публикациями портал не обновлялся уже почти 10 лет, но регулярно дает ссылки на новости официального сайта РПЦ. Несмотря на то что сайт Донецкой епархии обновляется практически ежедневно, там также нет ни слова о переходе в юрисдикцию РПЦ. Портал действует под эгидой УПЦ, с указанием в качестве предстоятеля митрополита Онуфрия. В то же время во вкладке «Свято-Успенская Святогорская лавра» 6 июля была опубликована новость, что из печати вышли календари с изображением обители на 2024 год. Если подробно изучить представленные фотографии, то ни на одном из них не упоминается ни УПЦ, ни РПЦ.
Итак, что же мы видим? На протяжении многих лет после начала возрождения религии в постсоветских странах в РПЦ мечтали о возвращении к так называемой симфонии государства и церкви, то есть гармоничном сосуществовании и сотрудничестве. Однако реальность неумолимо вносила коррективы в эти планы. Государства все более и более подминали под себя церковь, а в последние несколько лет этот процесс пошел быстрее. В наши дни, похоже, симфония совсем распалась, она звучит как какофония, исполняемая расстроенным оркестром под управлением деспотичного дирижера. Не надо гадать, о какой конкретно стране постсоветского пространства идет речь: это общая проблема наследников СССР.