0
11213
Газета Факты и комментарии Печатная версия

18.07.2023 16:55:00

РПЦ под стальными грозами

Разворачивается внутрицерковная дискуссия о ценностях и мифотворчестве

Тэги: рпц, доктрина, патриарх кирилл, мировоззрение, общество, политика, вера, консерватизм, миссионеры, андрей ткачев


рпц, доктрина, патриарх кирилл, мировоззрение, общество, политика, вера, консерватизм, миссионеры, андрей ткачев Философствовать молотом – это как-то совсем не по-христиански. Артур Рэкем. Тор, поднявший молот (Фрагмент). Иллюстрация к либретто оперы Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга». 1910

Вооруженный конфликт на западных рубежах России уже 500 дней определяет многое из того, что происходит в обществе, а значит, и в Русской православной церкви. Разнообразие мнений, реакций, высказываний множится, несмотря на то что церковный официоз старается выстроить максимально ровную картинку духовно-патриотического служения. Внутренние противоречия вырываются наружу, и их уже невозможно не замечать.

Вот и в предыдущие две недели церковные деятели отметились рядом противоречивых высказываний. Еще 8 июля появились первые публикации, авторы которых обратили внимание на реплику Рязанского митрополита Марка (Головкова). Она прозвучала накануне, видимо, спонтанно, в ходе радиоэфира местного СМИ, в ответ на вопрос обеспокоенной слушательницы – из тех, что боятся «оскоромиться» малейшим отступлением от благонравия. Обсуждался проект памятника павшим воинам на одном из рязанских кладбищ. Изваяние, по задумке скульптора, представляет погибшего солдата в образе ангела.

«Мне показывали однажды вот этот образ солдата, и образ какой-то немножко странный, и с крыльями, – ответил митрополит. – Вообще я считаю, что тема воинского подвига – это не тема для спекуляций. А в данной ситуации она стала предметом какого-то нового, такого языческого мифотворчества. Я беседовал с архитектором, который сказал: «Вот, есть такая идея, что воин, который отдал свою жизнь за Родину, он становится ангелом-хранителем для своих ближних». Я сказал ему: «Откуда это? Откуда такие воззрения? Ведь церковь молится за души воинов. Какие ангелы-хранители? Это совсем другая тема. Это какая-то полуязыческая мифология. И зачем множить какие-то бредовые идеи?» Я свою позицию высказал и сказал, что я никакого участия ни в каком благословении таких памятников не дам. И, конечно же, призываю тех людей, которые все еще настаивают на своем, отказаться от этой, ну, я бы сказал, псевдодуховной идеи и не спекулировать на святой для всех нас теме воинского подвига».

Головков известен своей принципиальностью. Многим еще помнится его отповедь Алле Пугачевой, когда он укорял певицу за венчание с очередным мужем. Тогда Пугачева еще обладала влиянием в России, а ее новый муж еще не был назван иноагентом, и для противостояния с иконой шоу-бизнеса священнослужителю требовалось определенное мужество. Теперь Марк выступил против весьма мощных трендов в настроениях консервативных общественных сил.

Сопротивление мифотворчеству на почве патриотизма отмечалось и ранее в церковной среде, скажем, когда председатель Синодального миссионерского отдела епископ Евфимий (Моисеев) обвинил ЧВК «Вагнер» в язычестве. Правда, произошло это на следующий день после самого мятежа, а с тех пор, как известно, состоялась частичная реабилитация мятежников.

Беспокойство церковников можно понять. В деле патриотического воспитания российского общества у РПЦ есть серьезная идеологическая конкуренция в виде крайне консервативного течения, практически сакрализующего государственническое начало и его синтез с мифологическими реконструкциями, характерными для Европы в годы, последовавшие сразу после Первой мировой войны. Сказывается это влияние и на самих священнослужителях, особенно тех, кто не боится выделяться на ниве духоподъемной публицистики.

К примеру, протоиерей Андрей Ткачев, выступая на Днях Достоевского в Оптиной пустыни 8 июля (то есть спустя сутки после эфира Головкова), заявил о необходимости для русского человека жить в состоянии постоянных военных действий. «Так гнить, как мы гнием в мирные времена, очень редко у кого получается. Мирные времена – это сущее проклятие, по крайней мере для такого человека, как наш», – выдал миссионер. Ранее он утверждал, что «умереть – большее счастье», чем всю жизнь «какать в баночку».

Ткачев «прозвучал» в явном диссонансе с патриархом Кириллом, который неоднократно заявлял о необходимости прийти к миру, о том, что он переживает за русский и украинский народы. 11 июля в тиши Валаама глава РПЦ пожелал в проповеди, чтобы «жизнь становилась лучше, чтобы она была более спокойная, мирная, чтобы из жизни уходили конфликты, противоречия и та самая борьба, которую безбожная философия провозгласила неким двигателем истории, но которая на самом деле разрушает человеческие жизни и делает людей врагами».

В Оптиной же открыли памятник Достоевскому, причем выступавшие рядом с Ткачевым ультрапатриоты «переосмыслили» слова писателя о слезинке ребенка, утверждая, что за эту слезинку на самом деле надо еще повоевать. Мысли о «благотворности» постоянного военного напряжения, тотальной мобилизации и «пагубности» мирной жизни высказывают те российские публицисты, которые в 1990-е годы вдохновлялись трудами идеологов так называемой консервативной революции. Расцвет этого европейского идеологического движения пришелся на период Веймарской республики. Один из тех российских политических философов, которые в последнее время выступают с позиций перманентной военной мобилизации, в 1990 году перевел трактат итальянского публициста Юлиуса Эволы «Языческий империализм». Эвола, в свою очередь, развивал идеи немецкого писателя Эрнста Юнгера, автора мемуаров «В стальных грозах» (1920) об окопной «романтике» Первой мировой войны и эссе «Тотальная мобилизация» (1930).

Обращение к наследию консерваторов первой половины XX века выводит на уровень публичных обсуждений также различные концепции в духе «почвы и крови», предшествовавшие социальным катастрофам прошлого столетия. Заместитель управделами Московской патриархии епископ Савва (Тутунов) 4 июля поднял вопрос русского национального государства. «Об искусственном конструкте «гражданской идентичности» и рассуждать-то особо нечего: он оторван от земли, от рода, от крови и, в конце концов, от веры. Безжизненный. Более бессмысленным сочетанием двух слов является только «гражданская нация». Что же касается национальной идентичности, то она неотрывно связана с нацией (вот удивительно...), родом, верой, языком, поэтому если за словом «российская» подразумевать совокупность народов России, то «российская идентичность» – это нонсенс. Национальная идентичность России – русская. Россия – русское национальное государство, вобравшее в себя множество народов и уважительно сохранившее их местные идентичности», – сделал он запись в Telegram-канале.

Отметим, что и по поводу ЧВК «Вагнер» епископ тоже высказался. «Не по правде клеймить, забегая вперед паровоза, тем более когда поезд уже набирает скорость. Потому что утихающую рознь не надо раздувать», – написал Савва 11 июля, на следующий день после того, как стало известно, что вагнеровцы были приняты в Кремле еще 29 июня.

Вагнерианские мотивы отзываются мощным резонансом в церковной иерархии, причем, кажется, больше, чем в церковном народе. Германская «ученость туманная» – удел интеллектуалов, которые с восторгом упиваются монструозными порождениями тотального катастрофизма, и у них самих захватывает дух от собственной кабинетной смелости.


Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1451
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
562
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1637
Украина готовит для ударов по России собственные ракеты

Украина готовит для ударов по России собственные ракеты

Владимир Мухин

Обновление ядерной доктрины позволяет РФ дать особенно жесткий ответ на использование Киевом дальнобойного оружия

0
3244

Другие новости