Старинная икона теряется на фоне пышного убранства храма Христа Спасителя. Фото автора
Министерство культуры России продлило срок пребывания иконы «Троица» кисти Андрея Рублева в храме Христа Спасителя на месяц, до 19 июля, сообщили 18 июня в пресс-службе ведомства. Что интересно, в РПЦ эту новость опубликовали двумя днями ранее. На официальном сайте Московского патриархата размещено объявление, что Минкульт готовит документы для безвозмездной передачи святыни в распоряжение РПЦ. На таком фоне корреспондент «НГ-Религий» решила сверить свои впечатления о происходящем вокруг иконы с официальными отчетами.
«Троица» пребывает в ХХС начиная с 4 июня. В церкви утверждают, что ежегодно посмотреть на нее приходят до 6 тыс. человек. Однако в тот субботний день, 17 июня, народу в соборе было немного. Каждый желающий должен пройти двойной досмотр, который, впрочем, занимает всего несколько секунд. Тем не менее вокруг храма расставлены металлические ограждения, хотя особой нужды в них уже на первый взгляд нет.
Огромная витрина с иконой расположена в центральной части храма, перед амвоном. Но подойти к «Троице» можно только с одной стороны – справа от алтаря. Все остальное пространство огорожено. В левой стороне зала верующие выстраиваются в очередь, чтобы поклониться ковчегу с частицами святых мощей. Это единственная очередь в храме. У «Троицы» никакого ажиотажа не заметно. Сам проход мимо витрины не занимает и пяти минут. Около иконы можно остановиться только лишь для того, чтобы «приложиться» к киоту с копией оригинала. После каждого прикосновения губ стекло с мини-версией «Троицы» протирается сухой тряпкой. По наблюдению корреспондента «НГР», тряпицу долго не меняют.
У иконы помимо двух росгвардейцев дежурит десяток православных добровольцев. Последние, облаченные в салатового цвета ветровки, образуют живой коридор, через который необходимо пройти к рублевскому творению. Фото и видеосъемки около витрины строго запрещены. Бонусом на выходе выдают картонную иконку с изображением «Троицы» и благословение патриарха Кирилла «по случаю возвращения святыни домой», а также небольшой буклет, рассказывающий об истории шедевра XV века. Здесь же – несколько молитв, которые якобы можно произнести около иконы. Правда, как это сделать, не совсем понятно – ведь останавливаться можно лишь на миг.
Впрочем, истово верующих, для которых возвращение «Троицы» в церковь – предположительно событие вселенского значения, в этот день было совсем мало. Все больше к иконе подходили люди, выглядевшие как туристы, посетившие собор из любопытства.
Можно сказать, что знаменитая икона теряется на фоне пышного убранства кафедрального собора – золотых царских ворот, отсвета до блеска начищенного мраморного пола и иного богато украшенного новодела. В храме Христа Спасителя она словно скромная гостья, никак не вписывающаяся в его интерьерное пространство и убранство, – такое складывается впечатление. На взгляд автора этого репортажа, находясь в Третьяковке в специально отведенном зале, расположенная наособицу, она выглядела значительнее.
Несмотря на то что у самой витрины в храме находиться можно лишь какие-то мгновения, все же корреспонденту «НГР» удалось разглядеть, что папирусная бумага, которой маркировали самые проблемные элементы иконы, в нескольких местах надорвалась. Когда это замечаешь, вспоминается протокол реставрационной комиссии, который был составлен экспертами еще в середине мая и свидетельствовал о нестабильном состоянии шедевра. На фотографиях, сделанных в день переезда «Троицы» в храм Христа Спасителя 4 июня, все папирусы выглядят целыми.
При этом в Минкультуры утверждают в сообщении от 18 июня, что «состояние иконы стабильное, резких колебаний температурно-влажностного режима в храме не зафиксировано». Впрочем, увидеть датчики, расположенные у иконы, простому посетителю невозможно. Примечательно и то, что нынешнее объявление Минкульта появилось после того, как митрополит Леонид (Горбачев), который в РПЦ официально занимается обращением африканцев в русское православие, но при этом активно комментирует самые разные темы, обвинил ведомство чуть ли не в саботаже исполнения указания президента России. Напомним, что, по утверждению РПЦ, Владимир Путин в середине мая принял решение передать церкви икону в «ответ на многочисленные просьбы верующих». Впрочем, в Московском патриархате заявления о саботаже со стороны Минкультуры России поспешили назвать «безответственными высказываниями». Молчит по поводу «Троицы» и руководство Третьяковской галереи. 14 июня депутат Московской городской думы (МГД) от фракции КПРФ Павел Тарасов обратился с запросом к гендиректору галереи Елене Проничевой по поводу содержания иконы в ХХС. Он также потребовал объяснить, на каком основании памятник искусства вообще был изъят из музея, однако ответа не получил.
Изначально министр культуры Ольга Любимова уверяла, что «Троица» после двухнедельного пребывания в храме Христа Спасителя (с 4 по 18 июня) отправится во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, а работы по реабилитации шедевра могут длиться чуть ли не год. Теперь о реставрации даже не упоминают. Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) заявил, что «Троица» сейчас нуждается «даже не в реставрации, а в консервации» и «отдыхе». В Моспатриархии, судя по всему, считают, что «Троица» ни в реставрации, ни в отдыхе не нуждается. Появились слухи, что «консервировать» икону могут непосредственно в стенах ХХС, но никаких подтверждений или опровержений этим разговорам пока нет ни со стороны церкви, ни со стороны Минкульта.
комментарии(0)