0
11067
Газета Факты и комментарии Печатная версия

20.06.2023 16:41:00

Спецслужба супружеской верности

Околоправославная группа троллит силовиков

Анастасия Коскелло

Об авторе: Анастасия Сергеевна Коскелло – журналист.

Тэги: служба духовной безопасности, секта, околоправославная группа, брак, собор, рпц, нравственность, силовики


служба духовной безопасности, секта, околоправославная группа, брак, собор, рпц, нравственность, силовики На фото Валерий Сутормин. Кадр из видео со страницы Валерия Сутормина в социальной сети

«В храмах Новосибирска замечен руководитель секты «Служба духовной безопасности» Валерий Сутормин. Одет в подрясник. Ведет вкрадчивые разговоры, втираясь в доверие». Это сообщение на портале Новосибирской митрополии РПЦ от 12 июня было стремительно растиражировано светскими СМИ. Оно и понятно, ведь сюжет про «секту» – и в самом деле захватывающий, в духе мыльных опер.

Актив движения объединяет прежде всего непростая семейная история. Трое москвичей, среди них Валерий Сутормин, а также мужчина из Орла и еще житель Белоруссии, – все они пережили развод. А дамы – участницы движения называют себя «жертвами прелюбодеяния». Теперь все эти люди обвиняют в крахе своей семейной жизни духовенство Русской православной церкви и лично патриарха Кирилла. Ведь те не спасли их православный брак.

По мнению Сутормина и его последователей, священноначалие РПЦ повсеместно легализует распад церковных «венчаных» браков, давая согласие на второбрачие одного из супругов буквально по первому требованию (так, в частности, произошло с бывшими женами активистов движения, и эти женщины устроили свою личную жизнь в новом союзе). Тем самым, считает бывший семинарист Сутормин, при попустительстве священноначалия нарушаются каноны церкви и поощряется грех прелюбодеяния.

Несмотря на резкую отповедь пресс-службы Новосибирской митрополии, «суторминцы» не являют собой секту в классическом понимании. У них нет четкой иерархии, нет собственных ритуалов или «богослужений». Они разбросаны по разным городам бывшего СССР и связываются между собой исключительно через интернет. Какой-либо коммерческий интерес в деятельности Сутормина также не прослеживается.

Согласно информации на сайте движения, оно было создано в 2015 году «в совете с духовенством Русской православной церкви». Руководство РПЦ до сих пор публично не опровергло эту информацию. Никакого официального церковного осуждения деятельности «суторминцев» также не было. Сами члены группы не считают себя раскольниками. Наоборот, они называют себя «защитниками церкви» и «борцами с прелюбодейской сектой». Все свои обращения они подписывают формулировкой «верные чада Русской православной церкви». При этом «суторминцы» живут по собственному церковному праву – так, они уже провели несколько «поместных соборов», на которых осудили «прелюбодейскую ересь».

По мнению «суторминцев», значительная часть духовенства РПЦ исповедует «поврежденное» православие и нарушает каноны церкви. Однако Сутормин и его последователи пытаются увещевать священноначалие и наставлять его на «путь истинный». За последние годы группа Сутормина несколько раз обращалась в различные епархиальные церковные суды РПЦ с жалобами на священно- и церковнослужителей самого разного уровня, которые, по их мнению, проповедуют «прелюбодейную ересь» (самое громкое такое обращение было сделано в Московский церковный суд, с обвинениями в адрес профессора Московской духовной академии Алексея Осипова). Судя по всему, «суторминцы» подходят к священнослужителям со спрятанным диктофоном, проводят с ними под запись «интервью» о православном понимании брака, а затем публикуют «позорные» материалы в соцсетях (жертвой такой «обструкции» стал известный миссионер, священник Георгий Максимов). Иначе как использованием диктофона нельзя объяснить публикации в соцсетях практически дословных стенограмм таких бесед.

Помимо «защиты брака», «суторминцы» разделяют достаточно традиционный для околоправославных групп круг идей. Когда-то в 1990-х годах все это было едва ли не мейнстримом в РПЦ, затем, в нулевых, стало уделом «стариков-маргиналов» вроде «старца» Иоанникия из Чихачёво. И вот теперь все это вновь было поднято на щит, причем довольно молодыми церковными людьми, вчерашней православной молодежью, поколением того самого «кураевского» призыва, который было принято считать самым «просвещенным» в истории РПЦ. Ключевые больные темы «суторминцев» – паспортизация и вообще системы учета граждан (сам Сутормин бравирует тем, что до сих пор живет с советским паспортом и не получал от РФ никаких документов), монархия («суторминцы» – ярые поклонники царя-мученика Николая II), ковид-диссидентство (здесь участники группы полностью поддерживают заключенного ныне бывшего схиигумена Сергия (Романова) из Екатеринбурга), а также Ватикан («сутормицы» активно протестовали против встречи патриарха Кирилла с папой Римским в Гаване в 2016 году).

В свое время публичные увещевательные беседы с «суторминцами» вел ныне покойный протоиерей Всеволод Чаплин. Уже будучи отставленным от своих должностей в патриархии, в 2017 году Чаплин пытался отговорить Сутормина и его последователей от создания секты и ухода в раскол, предлагая им «железобетонный» аргумент: «Нам нельзя отдавать нашу церковь тем, кто хочет сделать из нее обновленческий кружок. Понимаете, они же радуются этому всему. Я знаю, я все-таки имею информацию из многих источников: сейчас чем дальше уходят в какие-то дальние путешествия наши ревнители, тем больше радуются те, кто хотел бы узурпировать нашу церковь, сделать из нее кружок либералов. Я знаю эти все слова: «Пусть идут, пусть катятся! Нам будет легче дышать» (видеозапись беседы Чаплина и Сутормина опубликована в YouTube). Тем не менее группа Сутормина все-таки пошла по пути отхода от церкви.

Особенность «суторминцев», отличающая их от других околоправославных групп и отчасти объясняющая их продвижение, – в активном использовании терминологии, принятой в силовых ведомствах РФ. Продвигая свое учение, «суторминская группа» активно оперирует понятиями «духовная безопасность», «духовный щит», «щит нации». Само название движения – «Служба духовной безопасности» – отсылает к понятию, введенному в оборот известным ученым-криминалистом А.И. Хвылей-Олинтером, многолетним сотрудником МВД, а ныне – ветераном труда, пенсионером и священнослужителем РПЦ, священником Андреем. Книга Хвыли-Олинтера «Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества» популярна среди православных силовиков. На ее основе разработаны несколько учебных курсов для студентов вузов МВД.

Иными словами, медийная раскрутка «суторминцев» представляется троллингом силовых и правоохранительных органов. Все описанное выглядит как своеобразная творческая «ответка» на указ президента РФ от 9 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». «Суторминская группа» (сама того, видимо, не осознавая) представляет идеи и наработки специалистов по «духовной безопасности» в предельно комическом свете.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
2241
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1913
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
2345
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
3227

Другие новости