В Московском патриархате обещали обращаться с памятником культуры бережно. Фото агентства «Москва»
«Троица» Андрея Рублева перевезена из Третьяковской галереи в храм Христа Спасителя. Патриарх Кирилл вечером 3 июня заявил, что шедевр русской иконописи выставлен в московском кафедральном соборе на год, а потом отправится «домой» – в Троице-Сергиеву лавру. Во время утреннего богослужения 4 июня глава РПЦ сказал, что «по указанию президента страны нашей Владимира Владимировича Путина этот образ был передан в наш храм для того, чтобы здесь он находился определенное время». Согласно версии Министерства культуры и пресс-службы Третьяковской галереи, «Троица» пробудет в храме лишь две недели и уедет на реставрацию. В госорганизациях ссылаются на подписанный с церковью договор. Глава РПЦ – на договоренность с президентом России.
Напомним, что 15 мая на сайте Московского патриархата появилось объявление о решении Владимира Путина передать «Троицу» церкви «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих». На следующий день патриарх Кирилл пояснил, что незадолго до этого он обратился в администрацию президента «со скромным пожеланием» разрешить пребывание иконы Рублева в храме Христа Спасителя сроком на две недели начиная с 4 июня, на праздник Пятидесятницы (Троицы). Глава РПЦ якобы сам не ожидал, что руководство страны передаст икону на постоянной основе. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков пояснил, что это было сделано «из гуманитарных соображений». Патриарх Кирилл направил обращение к президенту, в котором благодарил Путина. «Глубоко символично, что восстановление исторической справедливости происходит в судьбоносный период государственного бытия России. Возвращение церкви этих святынь имеет не материальное, но духовное значение для православного народа», – написал глава РПЦ.
Сообщения о том, что «Троица» навсегда может сменить место хранения, всколыхнуло музейное сообщество страны. Специалисты настаивали: даже после краткосрочной передачи РПЦ шедевр русской и мировой культуры погибнет. На сайте Ассоциации искусствоведов размещено открытое письмо на имя министра культуры Ольги Любимовой. В обращении члены комиссии Научного совета РАН «История мировой культуры» призвали «сделать все возможное, чтобы предотвратить разрушение величайшего памятника русской и мировой культуры». Указывалось, что «судьба шедевра древнерусской иконописи вызывает глубокую тревогу у всех, кто ценит русскую средневековую культуру или профессионально занимается ее изучением и популяризацией». «Планируемые перемещения иконы подвергают ее серьезной опасности из-за смены микроклимата и из-за вибрации в процессе переездов», – уверяют авторы текста. Они пишут, что «разнообразные манипуляции с иконой, чье состояние уже граничит с аварийным, лишь ускорят процесс ее разрушения, который будет крайне трудно остановить». «Единственным пространством, подходящим для размещения иконы «Троица» Андрея Рублева, являются залы Третьяковской галереи. Обеспечить условия сохранения «Троицы» для будущих поколений способен только музей, поскольку наряду с изучением и популяризацией памятников это и есть его главная функция», – подытожили авторы письма.
При этом от Третьяковской галереи и ее директора Елены Проничевой поначалу официальных сообщений не было, и наблюдатели было решили, что музей «без боя» решил отдать творение Рублева. Спустя неделю в Сети появились копии протоколов заседания реставрационного совета галереи от 15 мая (дня, когда стало известно о решении президента), в которых подробно описывалось состояние экспоната. Из текста следовало, что новое исследование иконы специалисты сделали по запросу Министерства культуры от 5 мая. В рамках экспертизы, помимо осмотра в бинокулярный микроскоп, были проведены фото- и видеомикросъемка, а также 3D-сканирование, «что позволило зафиксировать динамику изменений состояния сохранности».
Реставраторы напомнили: в июле 2022 года, после того как икона была на несколько дней перемещена в Троице-Сергиеву лавру, они зафиксировали «61 участок отставания левкаса и красочного слоя». Заведующий реставрационной мастерской древнерусской живописи Михаил Шитов в своем выступлении отметил: «Происшедшая расконсервация, вероятно, является следствием транспортировки и изменения температурно-влажностного режима». Для убедительности Шитов продемонстрировал серию фотографий, сделанных в храме лавры, когда там пребывал экспонат. Он заметил, что тогда при всем желании невозможно было соблюдать необходимые условия. «Температурно-влажностный режим с перепадами максимальных и минимальных значений от 21 до 25 градусов, а влажности от 46 до 62% во время пребывания в соборе витрины с иконой регулировался в ручном режиме проветриванием, включением/выключением кондиционеров и ограничением по возможности доступа верующих», – пояснил искусствовед.
Перемещения особенно опасны для древнего памятника. Фото с сайта www.culture.gov.ru |
Присутствовавший на заседании протоиерей Леонид Калинин, тогда еще глава Экспертного совета Московского патриархата по церковному искусству, архитектуре и реставрации, в ответ заявил, что церковь выполнила все оговоренные с музейщиками условия. Представитель РПЦ предположил, что, возможно, «дестабилизация» памятника произошла еще в музее, до вывоза в Троице-Сергиеву лавру. Ведь 3D-сканирование, которое помогло выявить аварийное состояние шедевра, впервые провели уже после возвращения экспоната в хранилище музея.
В ходе разговора Калинина с экспертами выяснилось, что ответственность за транспортировку иконы тогда полностью лежала на Третьяковке. Галерея предоставила специальный фургон, предусматривающий гашение вибрации, а также дополнительный варио-ящик. Однако во время перекладки экспоната в новый ковчег, которая производилась в присутствии сотрудников галереи, икона на несколько секунд оказалась на открытом воздухе. Да и во время пребывания в лавре «Троица» находилась не в специальной климатической капсуле, а в «сборно-разборной выставочной витрине», которая «предполагала в своей нижней части размещение кассет с силикагелем».
Дискуссия, участие в которой приняли не только эксперты ведущих музеев Москвы и Санкт-Петербурга, затянулась на несколько часов. Музейщики пытались доказать, что ухудшение состояния «Троицы» произошло по вине РПЦ, а представитель церкви видел в этом недоработки музейщиков. Но в итоге искусствоведы единогласно пришли к заключению, что сейчас «Троица» не только нуждается в срочной реставрации, но еще как минимум год «должна находиться в покое», а потому «не подлежит выдаче за пределы Третьяковской галереи»: «В настоящий момент первейшей необходимостью для сохранения памятника является проведение консервационных мероприятий с целью стабилизировать состояние иконы с генеральной задачей сохранить икону для будущих поколений. Обсуждение вопроса участия памятника в мероприятиях вне музейных условий в любой форме возможно лишь при достижении стабилизации состояния его сохранности». «Икона «Святая Троица» Андрея Рублева не подлежит выдаче за пределы Третьяковской галереи на праздник Троицы 4 июня сего года из-за сложного и нестабильного состояния, а также непредсказуемости продолжающегося процесса негативных изменений. В настоящий момент икона находится в реставрационной мастерской в процессе неотложной реставрации памятника», – заключал протокол, который подписали все участники заседания, в том числе Калинин.
Позже в разговоре с Интерфаксом священнослужитель сказал, что он лишь написал, что ознакомлен с документом, однако не был согласен с его выводами. Калинин также назвал опасения музейщиков «чрезмерными» и заявил, что хотя и «разделяет обеспокоенность музейного сообщества», однако считает, что Третьяковка должна выполнить «указание президента и благословение патриарха» и передать икону церкви. «Решения руководства не обсуждаются, они выполняются – всеми законопослушными гражданами», – добавил Калинин. В то же время он предположил, что, вероятно, 4 июня в ХХС может быть выставлен не оригинал, а копия иконы, правда, «если того захочет патриарх».
Патриарх, судя по всему, не захотел показывать верующим копию. Пострадал и Калинин. Указом патриарха Кирилла от 26 мая он был освобожден от ряда должностей в Московской патриархии и запрещен в священнослужении с формулировкой «в связи с воспрепятствованием принесению в кафедральный соборный храм Христа Спасителя г. Москвы иконы «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева для молитвенного поклонения в праздник Святой Пятидесятницы».
Калинин уже однажды был одним из действующих лиц политико-искусствоведческого спора. Весной 2020 года выяснилось, что в недавно возведенном главном соборе Вооруженных сил России, расположенном в подмосковном парке «Патриот», на мозаичном панно планируют поместить изображение Иосифа Сталина. Поднялся шум, и Калинин неожиданно заявил, что с церковью не согласовывали изображение вождя СССР. Позже он пытался объяснить, что фигуры политиков будут занимать «незначительное» место на панно, а их присутствие важно, поскольку это «попытка сохранения исторической правды прошлого и настоящего страны». Однако спорные изображения в храме так и не появились. В августе 2020 года указом президента Калинину был вручен орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени («за большой вклад в организацию и проведение социально важных, общественно значимых мероприятий»). Что пошло не так в этот раз и как конкретно священнослужитель «воспрепятствовал принесению «Троицы», осталось тайной.
В Минкульте утверждают, что в соборе Христа Спасителя «икона установлена в капсулу, которая обеспечивает режим необходимой влажности». «В храме будут строго контролироваться условия, требуемые для сохранения памятника. За иконой в соборе будут наблюдать сотрудники Третьяковской галереи. Подойти к «Святой Троице» можно ежедневно с 10.00 до 19.00. После нахождения в храме Христа Спасителя икону отправят на плановую реставрацию», – пояснил вечером 3 июня Telegram-канал Министерства культуры. Однако на первый взгляд кажется, что витрина, в которой пребывает экспонат, почти ничем не отличается от той, в которой «Троица» была год назад в лавре и которую раскритиковали в Третьяковке. На самом творении Рублева заметно множество специальных пластырей, которыми реставраторы закрепили аварийные места иконы, в том числе стыки досок. Примечательно, что за двое суток до отправки «Троицы» в храм Христа Спасителя директор Третьяковки Елена Проничева взяла больничный. Год назад, кстати, тогдашний директор галереи Земфира Трегулова также «исчезла» из общественного пространства на те дни, что икону перемещали в лавру.
До конца непонятно, передана ли «Троица» церкви в постоянное пользование или же после «гастролей» она останется в хранилище Третьяковки. Неясно и за чей счет будет реставрироваться творение Рублева. В Минкульте лишь пообещали, что «сохранность иконы «Святая Троица» во время перевозки и временного экспонирования будет обеспечиваться всеми необходимыми и самыми современными средствами». В РПЦ, говоря о ее «возвращении домой» (то есть в церковь), надеются, что «госсобственность на «Троицу» сохранится». Это значит, что расходы по сохранению памятника культуры полностью или частично будет нести «правообладатель», то есть Третьяковская галерея. «Порядок передачи религиозным организациям музейных предметов религиозного назначения, составляющих государственную часть Музейного фонда РФ, регулируется постановлением правительства РФ от 30.06.01 № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям. Государственная собственность на икону сохранится. Религиозная организация вправе получить ее только в безвозмездное пользование», – пояснила РИА Новости 19 мая руководитель правового управления Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега), добавив, что «безусловно, ответственность должна быть совместной».
«Боюсь, что реставрировать икону после пребывания в храме Христа Спасителя будут за государственный счет», – заявил «НГ-религиям» специалист по истории иконописи, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ Александр Преображенский. Он добавил, что сейчас икону ни в коем случае нельзя было перемещать. «Материалы, представленные на реставрационном совете, подробно показывают, что ее состояние нестабильно. Но, к сожалению, у тех, кто принял это решение, преобладает потребительское отношение. А мнение специалистов они сочли препятствующим достижению высокой цели».
Эксперт также заметил, что вопреки уверениям некоторых священнослужителей в том, что иконостас Троицкого собора лавры, из которого некогда была вынута и отправлена в Третьяковскую галерею «Троица», находится в хорошем состоянии, на деле это не так. «Сказать, что иконостас 1420-х годов, который действительно, судя по всему, был создан мастерской Андрея Рублева и его сподвижника Даниила Черного, находится в хорошем состоянии, – нельзя. Он как раз в плохом состоянии именно потому, что долгое время находится в постоянно действующем храме, иконы сильно закопчены, и с прочностью красочного слоя и слоя грунта там тоже не все просто. Но в случае с «Троицей» уже даже неважно, какие условия содержания сейчас предоставит иконе церковь. Главная ее проблема в том, что нынешний процесс дестабилизации не остановлен», – заключил собеседник «НГР».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин в разговоре с «НГ-религиями» предположил, что дело не только в «потребительском отношении» со стороны государства. «Сейчас специальная военная операция перешла на совсем другой идейный уровень, и Россия теперь борется чуть ли не с «сатанизмом» Запада. Поэтому тема принесения «Троицы» приобрела сакральный смысл. Причем к теме сакральности обратилась не церковь, а государство. Сегодня мы сталкиваемся с интересным феноменом: уходом такого явления, как старчество. Поэтому и церкви, и государству понадобились новые символы. И таким символом сейчас становятся иконы. «Троица» – самая известная икона не только современной России, но и СССР. В советских учебниках не было ни Казанской, ни Владимирской икон, а «Троица» была. И соответственно сейчас появилось желание, чтобы в этой борьбе с «силами зла» именно «Троица» стала главным атрибутом», – считает политолог.
Главной ошибкой протоиерея Леонида Калинина, художника по образованию, в нынешней ситуации, по мнению Макаркина, стало то, что во время заседания совета в Третьяковке он выступил не как представитель Московского патриархата, а как представитель музейного сообщества. «Когда утверждался патриарший Экспертный совет по церковному искусству, который возглавил отец Леонид, то его главной задачей было взаимодействие с искусствоведами и нахождение компромиссов и точек соприкосновения. И на заседание в Третьяковке Калинин пришел как коммуникатор. Он стал погружаться в детали проблемы, задавать вопросы, прощупывать ситуацию, искать компромиссное для всех решение. В любой другой ситуации, возможно, эта схема могла бы сработать и Калинин мог бы даже получить благодарность, что сумел сохранить комфортные взаимоотношения с искусствоведами и разрешить проблему. Но именно сейчас эта ситуация носила чрезвычайный характер и была важна даже не церкви, а государству», – заключил эксперт.
комментарии(0)