Патриарх Кирилл приобщился к исламскому наследию Поволжья. Фото с сайта www.patriarchia.ru
Руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов в конце мая отчитался перед депутатами Государственной думы о ситуации в сфере межнациональных отношений. Особое внимание народные избранники уделили проблеме трудовой миграции. Некоторые депутаты пожаловались на то, что гастарбайтеры не очень охотно адаптируются к образу жизни и мировоззрению россиян. В связи с этим кое-где порой возникают трения на национальной и межрелигиозной почве.
Баринов сообщил, что его ведомство готовит специальный обучающий курс для адаптации иммигрантов. Он должен быть представлен к 1 июля. Приезжих станут учить нормам поведения, принятым в России. Дадут представление о законодательстве РФ. Прозвучало и выражение «религиозный ликбез», однако только мельком, без разъяснений. И этот момент, безусловно, нуждается в толковании.
Можно предположить, что мигрантов, которые прибывают в нашу страну преимущественно из стран Средней Азии, и соответственно прежде всего знакомых с исламскими религиозными представлениями, следует просвещать в русле доминирующей в России духовной традиции. На первый взгляд такой традицией видится русское православие и связанные с ним бытовые нормы. Общие для всех постсоветских стран рудименты социалистического уклада в данном контексте не следует принимать во внимание, с этим проблем вроде бы нет.
Вероятно, именно в направлении «лайтовой» индоктринации движется мысль представителей Московского патриархата, когда они комментируют в очередной раз ставшую злободневной тему приезжих. «В результате во многом бесконтрольного переезда к нам мигрантов из Средней Азии идет рост преступности, конфликтов (в том числе на национальной и религиозной почве), множатся случаи агрессии по отношению к коренному населению, – написал в своем аккаунте в Telegram председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. – Носители другой культуры фактически создают свое параллельное общество… Интеграция означает принятие правил жизни народа, к которому мигрант приехал потрудиться, почтительное уважение к истории, языку, культуре, религии и обычаям. На правах гостей в чужом доме».
Легойда ссылается на мнение патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который на епархиальном собрании московского духовенства в конце 2022 года заявил, что «священным долгом людей церкви является, насколько это возможно, свидетельство перед людьми иной религиозной и культурной традиции о нашей вере, раскрытие им богатства жизни во Христе». «Но готовы ли люди, пересекающие сегодня границы нашей страны, чтобы здесь жить и работать, услышать это свидетельство? – задался вопросом глава РПЦ. – Появление в значительном количестве носителей иных обычаев может серьезно изменить жизнь нашего народа, в том числе нести угрозу сохранению его духовных основ и традиций – как это было, к примеру, в Косово. В связи с этим многие справедливо задаются вопросами: какие ценности, какой уклад жизни несут мигранты? Как они относятся к коренному населению нашей страны, к святыням нашего многосоставного народа, к нашей истории и нашим традициям? Не пора ли говорить о необходимости не только количественного сбережения народа, но и заботы о сохранении его идентичности?»
Во время недавнего визита в Иран главе ЦБ РФ Эльвире Набиуллиной пришлось покрыть голову платком. Фото с сайта www.farsnews.ir |
Но вот только нельзя не заметить, что политическая повестка в наши дни – многовекторная. Одновременно с дискуссиями о мигрантах распространяется во власти и в обществе дискурс о сближении России с мусульманской мировой уммой. Особенно ярко этот вектор проявил себя на прошедшем в Казани заседании Группы стратегического видения «Россия – исламский мир». Заседание почтил своим присутствием и патриарх Кирилл. Он также посетил исламский центр в Булгаре, где ему показали памятный знак «Принятие ислама». Мусульманскую веру народы, проживающие в Поволжье, приняли в 922 году, за 66 лет до Крещения Руси. А в дагестанский Дербент ислам пришел еще раньше.
В Булгарской исламской академии патриарх Кирилл ознакомился с древними рукописями Корана, здесь же произнес речь о неразрывной связи мусульман и христиан России.
«Мы как цивилизация бросаем вызов Западу, – сказал глава РПЦ. – Но у нас есть надежда на то, что мы не единственная цивилизация, которая не желает идти по греховному пути развития. Мы видим потенциальных друзей и единомышленников в исламской цивилизации, и я надеюсь, что и представители ислама способны опознать в русском православии и в русских православных людях своих единомышленников».
Сложно сказать, насколько зарубежные мусульмане опознали в россиянах союзников по борьбе цивилизаций, но на прошедшем в те же дни заседании Лиги арабских государств глава МИД Саудовской Аравии Фейсал бин Фархан Аль Сауд сообщил, что «арабские страны заняли позицию позитивного нейтралитета в отношении кризиса в Украине». То, как отражается стремление России наладить связи с исламским миром, можно увидеть даже в такой далекой от религии сфере, как финансы. В России в последнее время стал развиваться исламский банкинг, а глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина побывала в Тегеране, где ее, накинувшую на голову традиционный мусульманский платок, запечатлели фотокамеры.
Вполне определенно высказался председатель Духовного управления мусульман РФ муфтий Равиль Гайнутдин. Он заявил, что «Россия испокон веков формировалась как союз православных славянских и мусульманских тюркских и северокавказских народов», и отметил, что «в нынешний период ожесточенной геополитической нестабильности ни одна из стран исламского мира не объявила санкции против России, не выступила враждебно по отношению к нашей стране!»
Однако российская духовность никак не может быть ограничена бинарными отношениями монотеистических религий. Ведь есть еще значимый фактор буддизма Бурятии, Тувы и Калмыкии. В конце апреля в Кызыле был открыт самый большой в России буддийский монастырь. 23 мая в Кремле из рук президента Владимира Путина получил орден Почета глава Традиционной буддийской сангхи России хамбо-лама Дамба Аюшеев. Духовный лидер бурятских буддистов обратился к главе государства со следующим предложением: «Мы будем отмечать в следующем году 260-летие указа Екатерины II о признании буддизма, учреждении института пандито хамбо лам. Живем вместе, радуемся уже 260 лет. Надеюсь, что мы, буддисты, заслужили такую возможность построить храм в Москве, как и в Петербурге. Мы, буддисты, доказали свою верность Родине. Особенно во время СВО, где буддисты воюют храбро».
В заключение приведем еще одну цитату из выступления патриарха Кирилла в Булгарской исламской академии: «Элиты так называемых «цивилизованных» стран возомнили себя людьми первого сорта и решили, что они могут не только строить мир без Бога и без Его заповедей, но и влиять на то, чтобы эти убеждения становились действительно глобальными». Высказывание главы РПЦ отражает генеральную линию российской внешней политики: способствовать многополярности мира. Однако подобная многополярность развивается и внутри России, в частности, в ее религиозной сфере, где нехристианские сообщества приобретают особый вес. В связи с этим возникает потребность осмыслить суть идентичности российского народа как единого политического целого и сопоставить эти общественные тренды со стремлениями объявить доминирующей лишь одну религиозную традицию и выражающую ее организацию.
комментарии(0)