Спикеры форума обозначили духовно-нравственные ценности и как политический институт, и как госидеологию. Кадр из видео с сайта www.legalforum.info
Враждебными российскому народу и государству, возможно, объявят безнравственных людей. И не просто безнравственных, но тех, кто сознательно отрицает основополагающие принципы морали и духовности. Так вкратце можно описать суть предложений, прозвучавших на XI Петербургском международном юридическом форуме, завершившемся 14 мая.
Одна из сессий форума имела непосредственное отношение к теме духовности и ее юридической защиты. Называлась она «Бесогон и право», что отсылает к известной передаче Никиты Михалкова на гостелевидении. Модерировал сессию, разумеется, сам автор «Бесогона», а обсуждению предшествовал просмотр выпусков телепрограммы. В этих сюжетах поднималась тема нападок на духовно-нравственные ценности российского народа со стороны Запада. В качестве цели вражеских атак в программе Михалкова называлась Русская православная церковь и основы христианской нравственности, а в качестве фатального противника – сатанизм, который, как можно понять из монологов Михалкова и видеоряда «Бесогона», доминирует на Западе.
Однако во время последующего обсуждения ушла конкретика, связанная с определенной религиозной традицией. Дискуссия была посвящена законотворчеству, а основополагающие юридические акты РФ, где говорится о духовно-нравственных ценностях, утверждают многонациональный и поликонфессиональный характер страны.
Тон сессии задало выступление министра юстиции РФ Константина Чуйченко. Чиновник потребовал защитить духовно-нравственные ценности от врагов внешних и внутренних. Он предложил наделять статусом иноагента лиц, выступающих против традиционной морали. «В стране сформирован правовой институт «духовно-нравственная ценность», – сказал Чуйченко. – Правовой основой этого института являются те поправки, которые были внесены в Конституцию в 2020 году, и соответственно указ президента, который был издан в ноябре 2022 года. Наличие такого института, как «духовно-нравственная ценность», предполагает, что мы теперь должны формировать форматы его защиты».
Далее министр упомянул об учебниках по истории в странах СНГ, в частности в Узбекистане, где недолжным образом, по мнению выступавших ранее на сессии, отражается роль народов СССР в Великой Отечественной войне. Отсюда, по мнению главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, также участника форума, происходит пренебрежение иммигрантов из Центральной Азии интеграцией в российское культурное пространство, толкающее их на преступления против граждан РФ.
«Мы должны защищать наши ценности сквозь эту призму, – прокомментировал сообщения коллег Чуйченко. – Наши ценности должны являться предметом наших международно-правовых договоров. Мы должны вписать туда в качестве обязательств наших партнеров их работу в том числе по отстаиванию наших ценностей и недопущению их размывания и каких-то других совершенно оценок».
Затем министр юстиции подхватил прозвучавшую во время обсуждения мысль о безнравственности рекламы и предложил «создать новый вид экспертизы». «И название ее – я, может быть, сейчас не найду удачную формулировку – этикологическая экспертиза. …Мы будем различные вещи проводить сквозь призму этого исследования, требующего специальных познаний, и приходить к выводам, соответствует ли тот или иной продукт нашим духовно-нравственным ценностям», – заявил чиновник.
Далее он высказал идею, которая вызвала наибольший резонанс в общественных обсуждениях. «Касаясь иностранных агентов, хотелось бы тоже посмотреть на это сквозь призму духовно-нравственных ценностей, – заявил министр. – Этот статус человек должен приобретать, если его деятельность направлена против наших духовно-нравственных ценностей. Поскольку это уже элемент государственной политики».
О государственной политике, и даже больше – о национальной идее и связи с этой идеей духовно-нравственных ценностей, говорил до того Бастрыкин. «В ноябре 2022 года состоялся указ президента об утверждении государственной политики в целях сохранения духовно-нравственных ценностей и традиций русского народа», – напомнил глава Следкома. «Вы лучше меня знаете, как сопротивлялись принятию этого указа многие представители нашей культуры, писатели, художники, актеры и так дальше», – обратился он, видимо, прежде всего к режиссеру Михалкову.
«Очень важно, что этот документ был принят, когда началась специальная военная операция, потому что мы наконец осознали, что это не просто боевые действия, это борьба идеологий», – отметил Бастрыкин. И высказал одно из тех своих предложений, которые широко разошлись в сообщениях СМИ. «Нам надо сформировать более четко нашу национальную идею. Если мы познакомимся с указом, то основные постулаты, элементы этой национальной идеи сформулированы в указе президента, еще до этого в Конституцию в 2020 году были внесены серьезные изменения – ценности, за которые мы должны сражаться, защищать и внедрять в жизнь… Как можно скорее внести в Конституцию конкретную, содержательную идею о государственной идеологии», – заключил чиновник.
Таким образом, безыдейность становится признаком враждебных намерений. Однако когда звучат предложения оформить подобные политические категории в виде юридических норм, возникает масса вопросов. Согласно последним новациям законодательства, иноагентами признаются лица, находящиеся под иностранным влиянием. Причем начиная с июля 2022 года под таким влиянием понимают не только финансирование, но также принуждение или оказание вообще любой помощи.
Теперь же предлагается считать основанием для наделения статусом не только доказанные факты влияния на лицо из-за границы, но и выступление против морали. Соответственно необходимо понимать, какого рода действия следует рассматривать как подрыв духовно-нравственных ценностей. Агитация против морали? Если мы обратимся к тем поправкам к Конституции, о которых говорили Бастыркин и Чуйченко, то там содержатся общие формулировки. «Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России», – говорится в Основном законе.
А в указе президента РФ об основах госполитики, также упоминаемом спикерами юридического форума, приводится список с довольно широким диапазоном понятий. Среди них – права человека, гуманизм, милосердие. То есть отрицание прав человека тоже может расцениваться как нападки на традиционные ценности.
Из того списка, который представлен в указе, можно выделить подвиг народа в Великой Отечественной войне, представление о браке как союзе мужчины и женщины, а также единство народов России. То есть лицо, подвергающее сомнению Победу 1945 года или занимающееся ЛГБТ-пропагандой, может стать кандидатом на присвоение статуса иноагента. Разжигание межнациональной и межрелигиозной вражды – тоже основание для наделения этим статусом.
Если рассматривать сюжеты «Бесогона» как преамбулу к дискуссии, то там акцент делался на атаки из-за рубежа на русское православие. «Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию», – говорится и в указе президента от ноября 2022 года. Но перед этой констатацией сказано: «Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан». Если мы примем во внимание норму о защите единства народов России, то исламофобию, антисемитизм, шельмование буддизма или языческих верований коренных народов тоже следует рассматривать как проявление деятельности, инспирированной недругами нашей страны.
Не менее сложной представляется задача выявления признаков деятельности иноагента в поведенческих проявлениях. Скажем, в указе президента сказано о «приоритете духовного над материальным» и «крепкой семье» как традиционных ценностях россиян. Возникает вопрос: насколько своим образом жизни гражданин должен соответствовать этим представлениям, чтобы не быть названным иноагентом? Скажем, если какой-либо человек демонстрирует предметы роскоши, обязательно ли он находится под иностранным влиянием? То же самое можно сказать о миллионах россиян, которым не удалось создать крепкую семью. Или для иноагента характерно только сознательное пренебрежение своими семейными обязанностями?
Включив в круг обсуждения юридических норм такую умозрительную сферу, как духовность, участники Петербургского форума поставили специалистов перед серьезнейшими вызовами. Опрошенные «НГР» юристы отказались комментировать услышанное на сессии «Бесогон и право», потому что не понимают, как обнаружить объективные критерии действий против духовно-нравственных ценностей. Включение в название сессии слова, имеющего корнем «бес», уводит российскую юридическую систему в ту непознаваемую в конкретных ощущениях область, над которой человеческая цивилизация размышляет уже не одно тысячелетие.
комментарии(0)