0
8294
Газета Факты и комментарии Печатная версия

04.04.2023 15:36:00

Вселенская борьба этнофилетизмов

Литва становится новой горячей точкой в соперничестве патриархатов

Тэги: рпц, литва, православная церковь, вселенский патриархат, патриарх кирилл, патриарх варфоломей, раскол, мантас адоменас, ингрида шимоните


6-10-3480.jpg
Патриарх Варфоломей подписал соглашение
с литовским правительством во главе
с Ингридой Шимоните. 
Фото с сайта www.ec-patr.org
Экзархат Константинопольской церкви может быть создан в Литве в течение нескольких месяцев, сообщил журналистам заместитель министра иностранных дел балтийской страны Мантас Адоменас. Он оговорился, что появление новой церковной организации представляет собой внутреннее дело Вселенского (Константинопольского) патриархата. Но можно не сомневаться, что государство создаст для экзархата все условия. Ведь когда глава Константинопольской церкви впервые в истории побывал в Вильнюсе – а это случилось во второй декаде марта с.г., его принимали на высшем уровне. Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните подписала вместе с патриархом Варфоломеем договор о сотрудничестве.

Литовские чиновники говорят о «восстановлении исторической справедливости», когда создается подчиненная Константинополю православная церковь. «С XIII века православные, жившие в Литве, входили в состав Киевской митрополии, подчинявшейся Константинопольскому патриарху, и справедливо считали Константинополь церковью-матерью. И только в конце XVII века Московский патриарх, получив лишь право рукополагать избранного Киевского митрополита, согласно «лучшим имперским традициям» решил полностью завладеть митрополией Киева, а вместе с ней и литовским православием», – сказала, поставив свою подпись под документом, Шимоните.

При этом власти не скрывают недоверие к местной митрополии Московского патриархата. «Литовской православной церкви в настоящее время не существует. В Литве действует епархия Московского патриархата, которая ничем не отличается от епархии где-либо еще», – заявил по итогам визита Варфоломея Мантас Адоменас порталу Delfi.lt. Как и Шимоните, он называет исторически легитимной церковь, существовавшую до XVII века в Литовской Руси, бывшей в политическом смысле антиподом Руси Московской. «Спустя много веков опять возможно появление автономной структуры, подчиненной Вселенскому патриархату», – сказал дипломат.

В словах Адоменаса звучит некоторая неуверенность. У Константинополя в Литве пока небольшая ресурсная база. Есть пятеро клириков, которые ранее откололись от митрополии Московского патриархата. Среди них ни одного епископа. Но священникам уже выделили два храма, где они служат. Чиновник подчеркивает, что Вильнюсская епархия – легитимная организация, поэтому на ее фонды посягать нельзя, храмы или какое-то другое имущество религиозного назначения отчуждать нельзя. Взрастить новую церковную организацию за счет уже существующих общин по примеру Украины литовские чиновники не имеют права. Но когда появится константинопольский экзархат, то ему полагаются финансирование и иная господдержка, потому что православие признано в Литве традиционной религией.

Человеческий ресурс чиновник предлагает новой церкви изыскивать следующим образом: «Еще один очень важный фактор – 70 тыс. украинцев, приехавших в Литву. Для них политика Кирилла (патриарха Московского и всея Руси. – «НГР») неприемлема. Вполне вероятно, что они будут искать связи именно с этой церковной организацией. Другими словами, этот потенциал действительно высок, учитывая, что, по официальным данным, зарегистрировано немногим более 100 тыс. (украинских беженцев в стране)».

Понимая опасность, митрополия Московского патриархата делает все возможное для самосохранения. Она давно просит у РПЦ дать ей автономию. Однако прошедший в те же дни Синод Московского патриархата постановил отложить этот вопрос на рассмотрение Архиерейского собора, который вряд ли состоится в ближайшем будущем. С одной стороны, тут видится отсутствие гибкости, но с другой стороны, есть сомнения в том, что действия в этом направлении дадут ожидаемый результат. Сами литовские чиновники дают понять, что не отнесутся серьезно к формальному размежеванию литовской митрополии с Москвой. «Глядя на опыт других стран, мы видим, что там, где есть автономия, предоставленная Московским патриархатом, она, как правило, полностью фиктивна, потому что реальной автономии давать не собираются. Намерение (РПЦ) состоит в том, чтобы контролировать. Поскольку церковная деятельность рассматривается как продолжение такой политической деятельности, на самом деле нет никакого намерения освобождать ее и придавать ей реальную автономию. И насколько мы видим эти примеры автономии, они часто фиктивные, формальные, а настоящей автономии на самом деле нет», – заявил Адоменас.

Дипломат следует в русле убеждений патриарха Варфоломея, что в православном мире необходимо утвердить высший авторитет Константинополя. Якобы наднациональный характер такого устройства позволит избежать зависимости церквей от политики государств. «Литовские православные верующие опять присоединятся к глобальной сети, – говорит Адоменас. – Очень сильные епархии есть в США. Я не говорю о различных европейских странах. Иными словами, их культурный горизонт стал бы частичкой другого мира. Потому что с Московским патриархатом они ориентируются только на Россию, а в ином случае стали бы частью организации, которая действительно глобальна и большая ее часть находится в свободных странах мира». При этом Адоменас, не очень сообразуясь с логикой, критикует Ватикан за недостаточно жесткое отношение к России и приводит в качестве позитивного примера местную католическую епархию.

В Вильнюсе Варфоломей выступил на богословском семинаре, где описал идеологию России после падения коммунизма как псевдорелигию. «Старые имперские стратегии были объединены с циничными методами и механизмами, разработанными и унаследованными от Советского Союза», – охарактеризовал Варфоломей отношения РПЦ и государства в РФ. Он и ранее упрекал РПЦ в этнофилетизме, то есть подчинении религиозных убеждений национальным интересам. Универсализм Вселенского патриархата якобы позволяет претендовать на «духовное возрождение» России в будущем при участии Константинополя. «Нужен возврат к истокам православной веры. Константинопольская мать-церковь готова помочь своим чадам в Украине и России, как делала это неоднократно в прошлом», – заявил он.

Но вот российский журналист Анастасия Коскелло обратила внимание на речь Канадского архиепископа (Константинопольский патриархат) Сотирия Афанасуласа. Священнослужитель выступил буквально на следующий день после возвращения своего патриарха из Литвы, где тот обличал этнофилетизм русских. «Греческая нация, род и государство издревле творили чудеса. Ни у одной другой нации нет своей истории. Потому что ни одна другая нация не дала человечеству столько, сколько греческая нация», – провозгласил архиепископ.

Многие в мире упрекают патриарха Кирилла за то, что РПЦ подчиняет свою проповедь политической конъюнктуре. Но нельзя не заметить, что в то же время Константинополь охотно использует политическую конъюнктуру в собственных целях.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
2614
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
2745
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
3644
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
2699

Другие новости