У патриарха Неофита есть трения и с Москвой, и с Константинополем. Фото с сайта www.bg-patriarshia.bg
Синод Болгарской православной церкви (БПЦ) 24 февраля постановил, что ее духовенство должно воздержаться от сослужения с митрополитом Клинским Леонидом (Горбачевым), возглавляющим экзархат РПЦ в Африке. В коммюнике по итогам заседания епископов поясняется, что такое решение было принято из-за письма, «полученного от патриарха Александрийского Феодора II, которым он уведомлял о неканонических действиях патриарха Московского и всея Руси Кирилла на территориях Александрийского патриархата».
В обращении патриарха Феодора II, разосланном всем поместным православным церквам в конце 2022 года, говорилось, что Синод Александрийской церкви в ноябре 2022 года лишил сана Горбачева «за ряд канонических преступлений (вторжение в юрисдикцию древней церкви, раздача антиминсов и мира, подкуп местного духовенства и т.п.)» и «возвратил его в монашество», а также прекратил поминовение главы РПЦ «после длительного игнорирования и молчания патриарха Московского Кирилла на письменные протесты патриарха Александрийского в его адрес, касающиеся отзыва «экзарших» органов РПЦ из Африки». Феодор попросил глав православных церквей мира поддержать его. Находясь с пастырским визитом в Кении, он заявил, что Московский патриархат движим «авторитарными тенденциями господства над всем православием и желает править монархически и подчинить себе всех, упразднив всю богословскую и каноническую традицию православной церкви».
Болгарское священноначалие первым удовлетворило эту просьбу, но только частично. Лишенным сана русского митрополита они пока так и не признали, однако решили во всем тщательно разобраться и уже по итогам собственного расследования постановить, считать ли Леонида простым монахом и стоит ли отказаться от упоминания имени патриарха Московского во время богослужений. Правда, решение было принято не единогласно. «За» проголосовали восемь архиереев во главе с патриархом Неофитом, а три митрополита выступили против: Гавриил (Динев), Иоанн (Иванов), Даниил (Николов).
Любопытно, что в то время, пока Синод БПЦ спорил по поводу послания из Александрии, патриарх Кирилл направил Неофиту поздравление к десятилетию правления Болгарской церковью. «Вседержителю было угодно призвать вас к епископству в преддверии эпохи перемен. Будучи ревностным поборником церковного единства, вы в сложных условиях тех лет показали себя делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2:15), личным примером вдохновляли пастырей и пасомых оставаться преданными каноническому православию и твердо стоять за правду Божию», – говорилось в приветственной телеграмме главы РПЦ.
Да и сам митрополит Леонид (Горбачев) отреагировал на вердикт болгарского Синода куда более смиренно, чем на подобный акт Александрийской церкви. «Каждая поместная церковь принимает решения самостоятельно. В этом и есть сила и глубина православия. Здесь нет и не должно быть иного, тем более какого-то первенства. А вот какие решения принимает поместная церковь – это становится предметом дальнейших обсуждений и действий других церквей-сестер», – написал он в своем Telegram-канале.
РПЦ невыгодно ссориться с болгарами. Патриархия в Софии пока не признала Православную церковь Украины (ПЦУ), да и с Константинопольским патриархом Варфоломеем у нее не самые простые отношения. В мае 2022 года болгары обвинили Варфоломея в усугублении раскола мирового православия из-за признания церкви Северной Македонии с названием «Охридская архиепископия». Тогда митрополит Ловчанский Гавриил (Динев) заявлял, что «Охридская архиепископия создана и носит это имя с добавлением к нему – Болгарская и для болгар», а также то, что «Константинопольский патриархат имеет не больше прав, чем любая другая церковь». Он же заявлял, что «принятие македонцев в евхаристическое общение Фанаром (район в Стамбуле, где расположена резиденция Константинопольского патриарха. – «НГР») – это шаг, который принесет больше проблем для православной церкви». Хотя в декабре БПЦ все-таки признала автокефалию македонцев, которую тем предоставила Сербская церковь, и внесла имя главы Македонской церкви Стефана (Веляновского) в свой диптих, там поминают Стефана как «архиепископа Республики Северная Македония и Скопье».
Не признала пока БПЦ и восстановление в сане 17 февраля патриархом Варфоломеем пятерых бывших клириков Литовской православной церкви (ЛПЦ) Московского патриархата. По утверждению Константинополя и самих священников, они были наказаны по причине их «антивоенной позиции». Согласно же публикации на сайте ЛПЦ – из-за «намерения и организации перехода в другую церковную юрисдикцию без благословения своего епископа, а также их участия в кампании по дискредитации церкви и ее архиереев и собратьев-священнослужителей».
Впрочем, не все гладко у БПЦ и с Московским патриархатом. В марте 2018 года патриарх Кирилл участвовал в Софии в торжествах по случаю 140-летия освобождения Болгарии от османского ига. Тогда же он встретился с президентом страны Руменом Радевым. Выступая на церемонии, президент Болгарии, с точки зрения главы РПЦ, неправильно оценил роль России в братской помощи болгарскому народу, заявив, что «на бранных полях русско-турецкой освободительной войны погибли воины – представители многих народов: русские, румыны, финны, украинцы, белорусы, поляки, литовцы, сербы и черногорцы». Во время встречи с президентом патриарх Кирилл высказал недовольство: «Еще раз хочу вам сказать очень ясно, что Болгарию освободила Россия – не Польша, не Литва, не другие страны, а Россия». «Мы – за историческую правду, ее мы завоевали своей кровью, и не может быть никаких политических и прагматических причин, по которым сегодня эту правду следует замалчивать или ложно интерпретировать», – поучал президента патриарх. Спустя несколько дней после этого инцидента тогдашний вице-премьер Болгарии Валерий Симеонов в телеэфире оскорбил русского патриарха. А в октябре 2018 года болгарские архиереи отказались участвовать в общеправославном Соборе по церковной ситуации в Украине, который предложил провести глава РПЦ.
После начала военной спецоперации РФ Болгарская православная церковь в апреле 2022 года отказалась направлять свою делегацию за Благодатным огнем в Иерусалим «в связи с неблагоприятными обстоятельствами», а в январе с.г. патриарх Неофит заявил о происходящем в Украине: «Это конфликт, в котором братья по вере и родственники столкнулись друг с другом; конфликт, который будет иметь последствия на протяжении десятилетий, сея семена вражды грядущих поколений».
В декабре 2022 года около здания русского храма Святителя Николая Мирликийского в Софии прошла стихийная акция протеста против визита в страну председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Антония (Севрюка). Тогда церковный дипломат оказался заблокированным в здании собора вместе с послом РФ Элеонорой Митрофановой и лидером партии «Альтернатива болгарского возрождения» Руменом Петковым. В БПЦ пояснили, что гость прибыл в город по приглашению патриарха Неофита, однако протестное мероприятие не раскритиковали. Экс-депутат Народного собрания Болгарии Елизавета Миленова тогда заверила «НГР», что антироссийская акция была не больше чем картинкой для СМИ. «В Болгарии, несмотря на то что верхушка всячески пытается насадить русофобию, в народе это не поддерживают. Я хорошо знаю то место, и там очень мало пространства. Демонстрантов было совсем немного, но картинка показывала иное», – подчеркнула Миленова.
Может показаться, что в своем нынешнем синодальном постановлении БПЦ пытается следовать букве христианского закона, неизменности догматов и внутренних правил веры и православного мироустроения. Однако первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что болгарское священноначалие в большей степени преследует собственные интересы. «Поскольку в Болгарской церкви есть разные точки зрения на то, какими должны быть сейчас отношения с Московским патриархатом: признавать или нет ПЦУ и так далее, то они решили не устраивать внутреннего конфликта, воздержаться от сослужения, но при этом не делать никаких громких заявлений и отложить разрешение этого вопроса, – пояснил политолог в беседе с «НГР». – Нового решения Синода можно ждать долго. Не уверен, что для болгар это какая-то первоочередная тема. Но внутреннего конфликта они хотят избежать».
«Я думаю, что в нынешнем коммюнике больше церковной политики, чем ригоризма. Вряд ли сейчас для болгар так важно, чья это каноническая территория и действует ли этот принцип сейчас. Тем более если вспомнить, как и каким образом сама Болгарская церковь провозглашала свою автокефалию в XIX веке и преодолевала раскол в XX веке. Если бы они исходили из того, что каноны должны соблюдаться всегда всеми и во всех случаях, то возникает вопрос, что для них значат их выдающиеся церковные деятели, которые для Константинополя были еретиками. Ведь именно при обретении Болгарской церковью независимости в 1870 году Константинополь ввел понятие «ересь этнофилетизма», и болгары были осуждены как схизматики», – заметил эксперт. «Если вспомнить современную историю Болгарской церкви, то после свержения коммунистического режима в ней произошел раскол, который был уврачеван путем определенного компромисса. В частности, была достигнута договоренность, что архиереи, рукоположенные в расколе, сохранят свой сан. Поэтому говорить о том, что в БПЦ тщательно следят за каждой буквой канонов, было бы неправильно», – считает Макаркин.
«Балканская политика такова, что там нет постоянных союзников в отношениях с Россией. Сейчас количество обид растет, и непонятно, во что это выльется. На государственном уровне мы обижаемся на Сербию и Болгарию, которые проголосовали за антироссийскую резолюцию ООН по Украине. В целом вся балканская политика очень прагматична. Это касается как светской, гражданской, так и церковной сферы. Не исключено, что в скором будущем Болгарская церковь опять поднимет вопрос о признании ПЦУ, который она в свое время отложила. В РПЦ уже чувствуется разочарование в болгарах. Даже по Telegram-каналу митрополита Леонида (Горбачева) понятно, что нынешнее решение БПЦ было неизбежно и для него оно не стало неожиданностью. Сейчас и в самой России уже нет прежней романтической увлеченности Балканами», – заключил политолог.
комментарии(0)