Устойчивое положение митрополита Владимира (Кантаряна) обеспечено поддержкой церковного народа. Фото с сайта www.mitropolia.md
Румынская православная церковь (РумПЦ) потребовала от властей Молдавии вернуть в свою собственность здание кишиневской духовной семинарии и иную недвижимость митрополии Бессарабии, а также компенсировать утрату здания, на месте которого сейчас расположен дом правительства. Требование прозвучало из уст патриарха Румынского Даниила во время встречи с председателем парламента Республики Молдова Игорем Гросу. Согласно сообщению, опубликованному на сайте канцелярии Синода РумПЦ, «в ходе встречи обсуждались вопросы, связанные с тем, что Бессарабская митрополия на протяжении трех десятков лет подвергается дискриминации во всех аспектах по сравнению с митрополией Кишинева и всея Молдовы, находящейся в юрисдикции Московского патриархата». «Патриарх Румынский просил о равном отношении к Бессарабской митрополии. Эта встреча председателя парламента Республики Молдова с патриархом Румынии свидетельствует об открытости нового государственного руководства Республики Молдова по отношению к Бессарабской митрополии в рамках Румынской православной Церкви», – говорится в тексте.
Переговоры главы РумПЦ с Гросу прошли сразу после частного визита в Румынию президента Молдовы Майи Санду. По информации СМИ, в соседнем государстве она побывала 7 и 8 января. Несмотря на то что цели поездки так и не были обнародованы, эксперты предполагают, что Санду обсуждала интеграцию республики в НАТО. После возвращения в Молдавию в интервью изданию Politico она заявила, что республике следует отказаться от нейтралитета ради вступления в крупный военный альянс.
На этот же период приходится и активизация Молдавско-Кишиневской митрополии – самоуправляемой части Русской православной церкви. Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир (Кантарян) 12 января в разговоре с порталом «Традиция» подчеркнул, что «те руководители, которые хотят иметь карманную церковь, очень сильно ошибаются». Тогда же он отметил, что церковь «не может принадлежать какому-то одному государству или какой-то политической партии». А спустя неделю было опубликовано его интервью Deutsche Welle (выполняет функции иноагента), в котором он пожаловался, что отношения церкви и властей Молдовы значительно ухудшились. «Нас отодвинули в сторону, как будто мы не часть этого общества. Церковь открыта к любому диалогу. Иногда мы сами выступаем с предложениями, в том числе по поводу каких-то законов. Раньше нас приглашали на консультации. Сейчас таких связей с руководством нет», – добавил архиерей. Распад отношений церкви и государства Кантарян связал с конфликтом между РФ и Украиной: властям в Кишиневе не нравится, что патриарх Московский и всея Руси Кирилл не осуждает специальную военную операцию (СВО) в Донбассе. «Мой долг как митрополита – молиться, чтобы Бог даровал ему мудрость, молиться за руководство нашего государства и за тех, кто меня окружает. Патриарх является предстоятелем всей церкви, и канон обязывает меня упоминать его на службе. И я не говорю: «Боже, дай ему силы делать то, что он делает», но я молю, чтобы Бог дал ему мудрость», – заключил глава Молдавской церкви.
О том, что подчиненное ему духовенство испытывает давление со стороны правительства, Кантарян говорил еще до начала СВО. Так, в январе 2022 года на официальном сайте Молдавской митрополии РПЦ было опубликовано сообщение, в котором давалось понять, что религиозная организация не одобряет попыток отдельных политиков принудить церковь к поддержке линии правящей партии, а также заявлялось о «недопустимости политического вмешательства в ее дела». Объявление было сделано после визита митрополита Владимира в Приднестровье. Тогда же депутат президентской партии «Действие и солидарность» Оазу Нантой обвинил Молдавскую митрополию в том, что она представляет собой «идеологическую вотчину русского мира». Чиновник потребовал, чтобы местное духовенство более четко «высказалось по ряду политических вопросов». В митрополии напомнили, что «церковь может полностью сохранить за собой право на нейтралитет, которое закреплено Конституцией Республики Молдавия».
«Когда правящие в Молдавии партии или определенные деятели бездействуют, то они пытаются переложить вину и ответственность на другие институты и организации, такие как Молдавская митрополия РПЦ, – подчеркивалось в публикации на сайте митрополии. – С глубоким сожалением констатируем, что государственные учреждения Республики Молдова систематически игнорируют обращения Кишиневской митрополии независимо от сферы деятельности. Также настораживает непоследовательность некоторых политических деятелей, которые то призывают к полному молчанию и невмешательству церкви в сферу политики, то иногда прямо запрашивают заявления и позиции по тем или иным вопросам и ситуациям». Там же отмечалось: «Митрополит Кишиневский и всея Молдовы своим визитом в Тирасполь очень четко продемонстрировал, что если на политическом уровне между Молдовой и Приднестровьем нет единства, то на церковном уровне это единство никогда не прекращалось, и Приднестровье по сей день является каноническим пространством Православной церкви Молдовы, где всегда рады и приветствуют ее иерарха».
11 февраля 2022 года в ходе совместного заседания правительств соседних стран премьер-министр Румынии Николае Чукэ потребовал от своих молдавских коллег приложить максимум усилий для укрепления Бессарабской митрополии. Премьер-министр Молдовы Наталья Гаврилица, в свою очередь, подтвердила готовность к этому молдавской власти. 21 апреля Майя Санду провела совместную встречу с главами двух православных церквей – митрополитом Владимиром (Кантаряном) и главой Бессарабской митрополии Румынской церкви митрополитом Петром (Пэдурару). С последним она встретилась еще и отдельно, уже в ноябре. Поводом стало 30-летие возобновления деятельности Бессарабской митрополии в составе РумПЦ.
То, что Санду будет пытаться вытеснить РПЦ из Молдавии, говорили еще в 2020 году, когда она заняла президентское кресло. Однако некоторое время правительство придерживалось нейтралитета. После начала СВО политическая элита страны все чаще стала требовать от священноначалия Молдавской православной церкви откреститься от Московского патриарха и перейти под омофор главы РумПЦ. Патриарх Даниил эти требования никак не комментирует. Он вообще предпочитает не идти на открытый конфликт с Московским патриархатом. Осудив спецоперацию, он сам при этом ни слова не сказал о политической позиции патриарха Кирилла, хотя со стороны Румынского патриархата заявления о том, что СВО «благословлена кем-то, кому не хватает нравственной проницательности», прозвучали. Однако в РумПЦ так и не признали Православную церковь Украины, что позволило Бухаресту сохранить евхаристическое единство с Москвой. 17 декабря 2022 года патриарх Кирилл «с братской во Христе любовью» поздравил патриарха Даниила с очередным днем тезоименитства. Ответного шага в РПЦ ожидают 1 февраля, в 14-ю годовщину интронизации главы РПЦ.
Молдавский политолог Виктор Жосу в разговоре с «НГР» пояснил: несмотря на то что «оснований для оспаривания недвижимости у румынской стороны нет», она «хочет воспользоваться благоприятной политической ситуацией». «Все эти заигрывания с Румынским патриархатом и господином Пэдурару – это в первую очередь и главным образом политика, – считает эксперт. – Само появление в 1992 году Бессарабской митрополии было густо замешано на политических интересах тогдашнего Народного фронта Молдовы, объявившего о необходимости объединения с Румынией, и на его поддержке бухарестскими властями. В румынских политических и экспертных кругах структуру, руководимую Петром Пэдурару, прямо называют «первым учреждением в деле румынской реинтеграции Бессарабии».
При этом Санду, по мнению политолога, едва ли решится как на «украинский», так и на «латвийский» сценарий отделения национальной церкви от РПЦ. Напомним, в сентябре 2022 года Сейм Латвии в срочном порядке принял поправки, устанавливающие полную независимость Латвийской православной церкви от управленческих центров за пределами Латвии. «За два года президентства госпожи Санду мы неоднократно убеждались, что от нынешней молдавской власти можно ждать чего угодно. Поэтому не удивлюсь, если будет принято и подобное дикое решение, грубо нарушающее конституционный принцип отделения церкви от государства. Безусловно, случись такое, это усложнило бы жизнь Православной церкви Молдавии, потому что начался бы прессинг со стороны государственных структур, возможно, даже гонения на верующих. Но и для правящей партии такое решение сопровождалось бы политическим риском, привело бы к новому снижению рейтинга, который и без того ползет вниз из-за непродуманной и антисоциальной экономической политики, спровоцировавшей самую высокую в Европе инфляцию, рост тарифов и цен», – считает Жосу. «Украинский сценарий у нас тоже вряд ли возможен, – продолжает политолог. – В Молдавии сейчас градус национализма на порядок ниже и не столь агрессивен, как у восточного соседа, молдавское общество переболело этим недугом в начале 1990-х годов. Да и вариант ухода под Константинопольский патриархат для нас нежизнеспособен, просто среди священников не наберется адептов для еще одного раскола».
«Уже очевидно, что политическое давление на Молдавскую церковь в плане полного разрыва с РПЦ будет возрастать, поскольку мы вписаны в общую матрицу противостояния Запада с Россией. Что касается возможных попыток искусственно усилить позиции Бессарабской митрополии, то смотря что под этим понимать. Если речь о каких-то церковных зданиях, то, наверное, это возможно. Сложность ситуации заключается еще в том, что в отличие от Российской Федерации, где был запущен юридический процесс возвращения храмов из собственности государства в собственность церкви, в Молдавии, как и в Украине, ничего подобного за минувшие три с лишним десятилетия не происходило. Что открывает перед властями этих стран возможность манипулировать церковной недвижимостью в зависимости от политической конъюнктуры. Хотя Майя Санду и другие представители правящей партии в этом плане пока осторожничают, видимо, отдают себе отчет, что могут настроить против себя верующую часть электората. Кроме того, украинский пример показывает, что храмы отнять можно, а паству – нет. Нужно ли Румынской православной церкви такое «усиление позиций»? Я в этом сомневаюсь». «Но что бы ни предприняли госпожа Санду и партия, чьим неформальным лидером она продолжает оставаться, в плане «укрепления позиций» Бессарабской митрополии, вообще в плане вмешательства в церковные дела, все это будет воспринято молдавским обществом негативно. Абсолютным большинством общества, не только православными христианами, потому что и в глазах многих наших неверующих или, вернее, людей, лишь крещенных в православии (таких в Молдавии порядка 94%), но не посещающих церковь, последняя воспринимается все-таки как святыня», – заключил Жосу.
комментарии(0)