Митрополит Епифаний (Думенко) заполучил главный собор Киево-Печерской лавры. Фото Reuters
На вечер 17 января в Совете Безопасности ООН было заявлено заседание, посвященное ситуации, в которой сегодня оказалась Украинская православная церковь (УПЦ). Инициатором встречи выступила Москва. Как пояснил постпред России при ООН Василий Небензя, «в последнее время к преследованию инакомыслящих и лидеров оппозиции добавилось еще и стремление уничтожить единственную каноническую церковь на Украине». Однако в самой УПЦ 16 января подчеркнули, что церковь «не обращалась ни к одному государству с просьбой о содействии в защите своих прав», а также «не уполномочила никого из РПЦ МП выступать от ее имени в ООН».
Ранее, 14 января, на сайте кабинета министров Украины была опубликована петиция с просьбой не запрещать деятельность УПЦ. «Мы не заслуживаем клейма «коллаборантов» и «агентов ФСБ». С грустью констатируем, что такое отношение лишь приводит к значительной деморализации части общества, верующих УПЦ», – говорится в тексте. По данным отчета Киевского международного института социологии, опубликованного 13 января, на фоне преследования УПЦ доверие к институту церкви снизилось с 51 до 44%.
Власти страны уже объявили о том, что намерены закончить в Украине «эру двуцерковности». Советник главы офиса президента страны Михаил Подоляк 11 января заявил: «Мне кажется, все будет происходить так: мы закончим эру двуцерковности, у нас не будет двух церквей, а будет единая поместная православная церковь, Киево-Печерская лавра будет украинской в полной мере этого слова». В свою очередь, советник офиса президента Алексей Арестович (подал в отставку 17 января) раскритиковал преследование УПЦ, назвав его примитивной политтехнологией раскола. Месяц назад Арестович утверждал, что «инициативы по запрету УПЦ могут быть выгодны разве что российской разведке».
Спор чиновников проходил на фоне анонсирования Православной церковью Украины (ПЦУ) богослужения в Успенском соборе Киево-Печерской лавры на праздник Крещения Господня, 19 января. Это будет уже вторая литургия, которую представители ПЦУ совершат в обители. Первая состоялась на Рождество, 7 января. Ее возглавил глава ПЦУ митрополит Епифаний (Думенко).
Свое присутствие в стенах храма Думенко назвал вторым рождением лавры, утверждая, что отныне «из нее уходит искусственный дух нечестивого учения русского мира и возвращается дух истинного духовного служения святому православию и украинскому народу». Он призвал монахов «освободиться от владычества Москвы» и присоединиться к ПЦУ, потому что «это обязанность всех православных в Украине». При этом Думенко объявил, что те, кто подпал под санкции государства, в его церковь приняты не будут.
«Для украинского народа является большой духовной радостью и настоящим Божьим благоволением то, что давняя украинская святыня в центре украинской столицы наконец-то начала освобождаться от духовной оккупации. И что впервые за несколько сотен лет в главном храме лавры звучала возглавляемая иерархами молитва на родном языке родной украинской церкви – признанной поместной, автокефальной Православной церкви Украины, которая является правопреемницей древней Киевской митрополии», – такое сообщение появилось в социальных сетях, а также на официальном сайте ПЦУ 12 января.
На рождественском богослужении в Успенском соборе присутствовали премьер-министр Денис Шмыгаль, председатель Верховной рады Руслан Стефанчук, заместитель руководителя офиса президента Кирилл Тимошенко. На входе в церковь дежурили отряды полиции, которые проверяли документы у тех, кто хотел попасть в храм, и не пропускали приверженцев и духовенство УПЦ.
Начиная с 1 января представители Украинской православной церкви лишены возможности совершать литургии в двух главных храмах обители – Успенском соборе и Трапезном храме. У них закончился договор на аренду культовых сооружений, а руководство историко-культурного заповедника решило его не продлевать. Оба здания располагаются в так называемой верхней лавре. Пока в ведении УПЦ остается нижняя лавра. Однако 12 января депутат Верховной рады от партии «Слуга народа» Евгения Кравчук выдвинула предложение проверить действующий контракт найма УПЦ на нижнюю лавру, а также ускорить работу над законопроектом, который позволит в судебном порядке запрещать деятельность религиозных организаций, подчиненных духовным центрам в России.
Эту идею поддержал глава Минкультуры Украины Александр Ткаченко. Он заявил, что «поскольку УПЦ не желает вести диалог с ПЦУ», то «государство будет воздействовать на нее с помощью законов» и в нижней лавре очень скоро пройдут проверки.
Глава Тернопольского облсовета Михаил Головко уже пригласил Думенко совершить богослужение и во втором по величине монастыре страны – Почаевско-Успенской лавре. По мнению чиновника, эта обитель «тоже должна быть передана ПЦУ».
Своеобразный «подарок» на Рождество преподнес верующим президент страны. Оказалось, что Владимир Зеленский еще в конце декабря 2022 года подписал указ о лишении гражданства страны 13 священнослужителей УПЦ. Действие их украинских паспортов было приостановлено якобы потому, что у этих клириков в ходе обысков были найдены и российские документы. В будущем они могут быть депортированы с территории страны. Одним из тех, кого лишили гражданства Украины, стал митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких), против которого, как сообщали ранее украинские СМИ, Служба безопасности Украины (СБУ) выдвинула обвинение в разжигании розни, после чего он попал в больницу из-за проблем с сердцем.
Министерство культуры Украины намерено снести часовню у Десятинного храма в Киеве, находящегося в ведении УПЦ. Фото с сайта www.church.ua |
В конце декабря Конституционный суд Украины признал закон о переименовании УПЦ легитимным. Напомним, что еще в 2018 году Верховная рада приняла закон о насильственном переименовании духовных организаций, чей центр находится вне страны. Украинская православная церковь тогда это решение опротестовала. В мае 2022 года в ходе Собора УПЦ в ее устав были внесены изменения: из текста убраны все упоминания о связи с Московским патриархатом, а также объявлено о независимом статусе. На ноябрьском заседании Синода епископы решили восстановить мироварение в Киеве, что считается признаком автокефальной церкви, а в середине декабря глава УПЦ митрополит Онуфрий (Березовский) объявил, что вышел из состава Синода РПЦ. Впрочем, все эти действия по отделению от РПЦ не помогли завоевать доверие со стороны властей и чиновников.
В середине января было опубликовано обращение к Синоду, в котором клирики УПЦ «из-за отсутствия четких и последовательных объяснений» со стороны Синода задали архиереям 10 вопросов о нынешнем статусе церкви. Среди прочего они поинтересовались, подтверждает ли Синод решение о полном отделении УПЦ от Московского патриархата, вышли ли глава и другие иерархи УПЦ официально из состава Синода, Архиерейского и Поместного соборов, Межсоборного присутствия и других церковно-канонических органов РПЦ, посылал ли Синод УПЦ «мирные грамоты» предстоятелям всех поместных православных церквей о выходе УПЦ из РПЦ и начинал ли с другими церквами переговоры о признании полной автокефалии УПЦ. «К сожалению, положения Устава об управлении УПЦ не дают ответа на поставленные вопросы по церковно-канонической связи и зависимости УПЦ от РПЦ, которые существовали все предыдущие 30 лет. А отсутствие четких и последовательных ответов на эти и другие вопросы порождает еще большее недоверие к руководству УПЦ. Надеемся, что члены Священного синода УПЦ, если действительно стремятся представлять церковь украинского народа, а не РПЦ в Украине, с пастырской заботой воспримут эти вопросы и дадут исчерпывающие и недвусмысленные ответы на них», – заключают авторы обращения.
Михаил Подоляк утверждает, что УПЦ – это якобы не духовная организация, а «система влияния, которую создала Россия для того, чтобы лишить Украину религиозной самостоятельности». С этой позицией согласен и недавно назначенный глава Государственной службы по этнополитике и свободе совести Украины Виктор Еленский. 9 января в интервью каналу «Еспресо» он отметил: «Ситуация, когда в стране есть не одна православная церковь, – аномалия. Мы надеемся, что такой аномалии не будет. Тем более что есть очень серьезное движение и монашества, и священников, и иерархов за единство. И есть огромный запрос общества на единство украинского православия». Еленский также сообщил, что Православная церковь Украины сможет и дальше совершать богослужения в храмах Киево-Печерской лавры: «Лавра принадлежит государству, и государство дает возможность служить в ней, это его выбор, это его решение».
В Москве действия украинских властей назвали беспрецедентными и незаконными. В Московском патриархате пообещали, что всячески будут поддерживать священнослужителей УПЦ и даже готовы предоставить убежище в случае, если Киев захочет использовать клириков для обмена пленными. 10 января в московском Даниловом монастыре под председательством патриарха Кирилла состоялось совещание, посвященное Украине. «Участники выразили серьезную озабоченность в связи с продолжением жестких преследований верующих Украинской православной церкви», кратко отчитался официальный сайт РПЦ без указания каких-либо подробностей. Впрочем, каждый раз, когда Московский патриархат пытался «помочь» УПЦ, проблемы украинских клириков только усугублялись.
Член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Богдан Безпалько уверен, что в нынешней ситуации Москва мало чем может помочь УПЦ. «Если не изменится нынешняя тенденция, то УПЦ просто сольют вместе с остальными группами, в том числе и грекокатоликами, где последние будут превалировать, – предположил в разговоре с «НГР» политолог. – Получится этническая церковь, которая больше будет служить атрибутом для государства, чем выполнять какие-то религиозные функции. Однако даже в случае успеха специальной военной операции Украинскую православную церковь все равно постигнет раскол, поскольку часть ее клириков и епископов поддерживает идеи автокефалии, независимой Украины и украинский национализм. Они, вероятнее всего, уйдут в ПЦУ, а часть уже ушла. Раскол в любом случае неминуем, но сохранится какая-то часть УПЦ, которая, возможно, попросит Московского патриарха о ставропигиальном управлении без экзархата». «Образование экзархатов – это создание предпосылок для расколов на национально-этнической почве», – подчеркнул эксперт.
По мнению политолога, нынешние власти видят церковь в Украине исключительно как атрибут независимого государства. УПЦ же раздражает их тем, что до сих пор обладает определенной независимостью от государства «хотя бы в моральном аспекте и в области авторитета». «Кроме того, до Собора в Феофании 27 мая статус УПЦ не был четко определен, и она канонически входила в состав Московского патриархата. Все хорошо понимают, что отказаться от РПЦ Украинская церковь была вынуждена под давлением. И если вдруг сейчас сложатся иные условия, то вполне вероятен откат назад, и УПЦ канонически воссоединится с Московским патриархатом, что невыгодно украинским политикам. УПЦ – один из немногих гражданских институтов, который пользовался у населения доверием и был по-настоящему массовым, где люди были мотивированы нематериально. Такое крупное независимое сообщество, которое к тому же ориентируется на Москву, очень сильно раздражает украинское руководство», – отметил собеседник «НГР».
«Украинские власти не стремятся запретить УПЦ, но они вынуждают ее произнести слово «автокефалия», – сказал «НГР» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Складывается ощущение, что власти Украины, с одной стороны, хотят стимулировать чистку внутри УПЦ и избавиться от неблагонадежных архиереев. Тут речь идет не столько о запрете УПЦ, сколько о замене внутри нее тех, кого власти считают для себя неприемлемыми. С другой стороны, из-за того, что эти неблагонадежные архиереи препятствуют сближению УПЦ и Православной церкви Украины, власти вынуждают лояльных архиереев к переговорам с ПЦУ». «УПЦ, которая не произносит ключевого слова «автокефалия», подталкивают к резкому отмежеванию от Москвы и чтобы она официально провозгласила себя автокефальной. А поскольку двух автокефалий в одном государстве быть не может, то тогда неизбежно будет следовать сближение УПЦ с ПЦУ. УПЦ делает все, чтобы иметь атрибуты независимой церкви, но желанного украинскими властями слова пока так и не произносит. Священноначалие понимает, что это будет не только полный разрыв с Москвой, но и сильный внутрицерковный конфликт».
«Для Москвы такое подталкивание со стороны властей Украины церковной ситуации намного опаснее. Если бы был прямой запрет, то был бы возможен и прямой конфликт. Тогда бы люди стали бороться за храмы и кафедральные соборы, и в этом конфликте немалая часть архиереев и духовенства начала бы активно сближаться с Московской патриархией. Открытый запрет УПЦ для властей Украины сейчас невыгоден, потому что начнется сильная внутренняя смута. Для Киева более удобно не прямое подавление, а удушение, которое часть верующих может даже и не заметить», – подытожил политолог.
комментарии(0)