Украинские силовики пытаются выявить в Киево-Печерской лавре «ячейки «русского мира». Фото со страницы СБУ в Twitter
Украину накрывает очередная волна мероприятий, направленных против православной юрисдикции, которую продолжают обвинять в «пророссийской» ориентации. Государство применяет в отношении Украинской православной церкви меры двух типов. Во-первых, готовится законодательная база для ограничения или даже прекращения деятельности УПЦ. Религиозное объединение может ожидать лишение прав пользования государственной собственностью, прежде всего Киево-Печерской лаврой. Во-вторых, спецслужбы выдвигают обвинения в адрес священнослужителей, и тех, кого заподозрили в «подрывной» деятельности, чиновники предлагают обменивать на украинских военнопленных.
УПЦ с начала специальной военной операции пытается сохранить баланс, дрейфуя к автокефалии, но при этом не поддаваясь на попытки «влить» ее в состав национально ориентированной Православной церкви Украины (ПЦУ). Поэтому УПЦ атакуют радикалы с обеих сторон. Ярые сторонники «русского мира» злорадствуют: УПЦ не помогли попытки убедить украинское руководство в независимости от Московского патриархата. В мае Собор в киевском монастыре Феофания постановил убрать из устава УПЦ упоминания о единстве РПЦ, а в ноябре епископы решили восстановить мироварение в Киеве, что считается признаком автокефальной церкви. Непримиримые украинцы, в свою очередь, считают, что УПЦ не довела свою независимость до абсолюта.
Президент Украины Владимир Зеленский издал указ, который должен «гарантировать духовную независимость Украины». Это распоряжение вводит в действие решения Совета национальной безопасности и обороны. СНБО поручил кабинету министров «внести в двухмесячный срок на рассмотрение Верховной рады Украины законопроект о предотвращении деятельности в Украине аффилированных с центрами влияния в Российской Федерации религиозных организаций», но – «в соответствии с нормами международного права в сфере свободы совести». 5 декабря такой законопроект, по сообщениям украинских СМИ, поступил в Верховную раду.
Правительство также обязано обеспечить «проверку наличия правовых оснований и соблюдение условий пользования религиозными организациями имуществом, которое находится на территории национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника». Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести должна провести религиоведческую экспертизу устава УПЦ «на наличие церковно-канонической связи с Московским патриархатом».
Контрразведчикам приказано «активизировать меры по выявлению и противодействию подрывной деятельности российских спецслужб в религиозной среде Украины».
Ранним утром 22 ноября, когда сотрудники СБУ совместно с полицейскими и нацгвардейцами пришли с обысками в Киево-Печерскую лавру, начался большой «накат» на УПЦ, возможно, самый мощный в постсоветское время. Многим показалось, что УПЦ вот-вот окончательно утратит главную святыню, когда представитель Православной церкви Украины архиепископ Евстратий (Зоря) 2 декабря сообщил о регистрации лавры в качестве монастыря ПЦУ. Переполох, который затронул и Москву, продолжался несколько часов, но затем выяснилось, что новость не означает передачи монастыря от УПЦ к «националам».
Украинский министр культуры Александр Ткаченко пояснил: «Сейчас речь не идет о передаче Киево-Печерской лавры, речь идет о регистрации юридического лица в том самом монастыре, церкви, которая до сих пор находится в пользовании ПЦУ. Она находится на территории верхней лавры. Меняется просто название и уточняется адрес. Просто так совпало, поскольку регистрация происходила в течение определенного периода времени, что эта информация появилась сегодня, зарегистрировано в госреестре». В верхней лавре располагается государственный музей-заповедник, а монастырь УПЦ находится в нижней части религиозного комплекса. Одно из помещений верхней лавры закреплено за ПЦУ.
«Тот факт, что на территории лавры зарегистрировали альтернативную общину, не говорит о том, что ей завтра же передадут Киево-Печерскую лавру, – прокомментировал «НГР» происшедшее первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Хотя бы потому, что у ПЦУ практически нет монахов. Поэтому монашествующие останутся в лавре под юрисдикцией УПЦ».
Однако на фоне происходящих событий этот казус многими был воспринят как предвестие отторжения собственности религиозного назначения, которой пользуется Украинская православная церковь начиная с 1988 года.
Обыски прошли и в других церковных учреждениях в разных областях страны. СБУ отчиталась, что всего было проверено более 350 сооруженийи 850 человек, из них более 50 человек были допрошены. Диверсантов и оружие ВСУ не нашла, но обнаружила «подрывную» литературу и переписку украинских священнослужителей с представителями РПЦ. На этом в основном и строятся обвинения, причем довольно серьезные. При проведении «мер безопасности» на территории Почаевской духовной семинарии и Ивано-Франковской епархии «СБУ выявила литературу, в которой отрицается существование украинского народа, его языка, а также само право Украины на государственность», говорится в сообщениях спецслужбы. Эти и другие находки силовики считают основанием для возбуждения двух уголовных дел по ст. 161 УК Украины (нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной, региональной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и по другим признакам). На территории Черновицко-Буковинской епархии контрразведчики обнаружили документы, подтверждающие наличие российского гражданства у руководства епархиальных структур. Кроме того, согласно сообщениям СМИ, найдена переписка руководителей епархии с «московскими кураторами», в которой якобы «даются методички относительно особенностей проведения церковных литургий». В рамках уголовного производства, начатого следователями СБУ по ч. 2 ст. 111 (государственная измена) Уголовного кодекса Украины, проводятся процессуальные действия. Обыски в монастырях продолжаются, последний по времени прошел на Полтавщине 5 декабря.
Решения СНБО также предполагают введение персональных санкций против тех священнослужителей, которые подозреваются в связях с Россией. 3 декабря СБУ обнародовала список фамилий. Прежде всего это наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь). Но до остальных украинским силовикам будет трудно дотянуться. В основном в этом списке имена руководителей епархий в Крыму, принадлежность которых к РПЦ и доказывать не надо. В начале июня, то есть сразу после Собора в Феофании, Синод РПЦ перевел их в прямое подчинение Московскому патриархату. Санкции затронут еще и руководство Ровеньковской епархии (викариатство в Луганской митрополии), но она тоже перешла в РПЦ, только позже, в октябре.
Некоторых священнослужителей УПЦ может ждать уголовное преследование. СБУ первым делом арестовала иеромонаха Киево-Печерской лавры, который присутствовал во время пения «Звон плывет, плывет над Россиею, пробуждается матушка-Русь». Именно с сообщения об исполнении этой песни в лаврском храме начались нынешние неприятности УПЦ.
СБУ предъявила обвинение Кировоградскому митрополиту Иоасафу (Губеню). «Служба безопасности собрала доказательства вины руководителя Кировоградской епархии УПЦ в подрывной деятельности против Украины, – говорится в сообщении ведомства. – Ему объявлено подозрение по ч. 1 ст. 161 УК Украины». Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) ранее подвергался обыскам и в конце ноября был госпитализирован в Национальный институт сердечно-сосудистой хирургии им. Амосова в Киеве.
Украинские чиновники предложили весьма оригинальный способ использовать обвиняемых в интересах Киева. Задержанных во время обысков священнослужителей могут обменять на пленных военных, заявил представитель пресс-службы Главного управления разведки Минобороны Украины Андрей Юсов. «На примере большого обмена и судьбы Виктора Медведчука Украина показала, что готова демонстрировать наиболее креативные подходы, чтобы возвращать своих граждан домой. Наименьшие возможности, которые будут для этого появляться – и формальные и неформальные, и публичные и непубличные, и открытые и закрытые, – мы точно будем использовать», – отметил спикер ведомства.
Но насколько это соответствует европейским правовым нормам, о которых говорится в решении СНБО? «Уже есть прецедент с обменом украинского гражданина на украинских же граждан. Это ситуация с Медведчуком, – напомнил «НГР» Макаркин. – И этот прецедент не вызвал никаких протестов в странах ЕС. Для них священнослужители УПЦ – это пророссийские граждане Украины, такие же как Медведчук. Так что это не станет препятствием для отношений Евросоюза и Украины. Станут ли препятствием преследования той части верующих, которые продолжат ориентироваться на Москву? Тоже вряд ли. Мы видим, что уже как минимум против одного архиерея УПЦ, а по последним сведениям, и против второго, возбуждены уголовные дела, но это не вызвало никаких протестов и реакции Европейского союза, и скорее всего ничего не последует, даже если события будут развиваться по самому радикальному сценарию». «Здесь могла бы вступиться Венгрия, как она это сделала, когда заблокировала санкции против патриарха Кирилла, – предположил политолог. – Но насколько Венгрия заинтересована в отстаивании интересов УПЦ? У премьер-министра Виктора Орбана в Украине есть свой конкретный интерес – отстаивание интересов венгерской общины. К УПЦ это никакого отношения не имеет».
Зеленский дал чиновникам на изучение вопроса два месяца, но уже выдвинуты инициативы запрета общин УПЦ на местном уровне. Первая волна подобных предложений прокатилась минувшей весной. Осеннее обострение произошло во Львовской области. Депутаты облсовета в ходе заседания 29 ноября решили запретить деятельность УПЦ на территории области. Они рекомендовали местным властям содействовать переходу храмов от УПЦ к ПЦУ. Однако у облсовета нет таких полномочий, так что выстрел оказался холостым. А в Одессе областные депутаты провалили аналогичное голосование. Между тем 22 ноября, в день, когда прошли обыски в лавре, в Верховной раде зарегистрировали законопроект «о запрете деятельности Русской православной церкви на территории Украины», что необходимо, чтобы заработал инициированный Зеленским закон о запрете связанных с РПЦ организаций.
Но Макаркин считает, что руководство Украины вряд ли намерено полностью разгромить УПЦ – по крайней мере сейчас. «Скорее речь идет о том, чтобы существенно повысить ее лояльность власти, – полагает эксперт. – Как мы видим, введены санкции против тех иерархов, которые в основном находятся на территориях, контролируемых Россией, исключая митрополита Павла, наместника Киево-Печерской лавры. Были слухи, что на только что прошедшем Синоде УПЦ он может быть уволен, но этого не произошло. Несмотря на то что представители УПЦ постоянно делают заявления в поддержку украинского государства, этого для властей недостаточно. Речь идет, во-первых, о кадровой политике, а во-вторых – о еще большем отмежевании от Московского патриархата. В мае на Соборе в Феофании были введены поправки к уставу, но митрополит Киевский Онуфрий (Березовский) до сих пор числится постоянным членом Синода РПЦ. Он от этого не отказывался, и украинскую власть, видимо, не устраивает такая двойственность. Они исходят из того, что если порывать с Московским патриархатом, то демонстративно и полностью. Поэтому и проходят обыски. Церковь принуждают к тому, чтобы она была еще более лояльной».
«Проблема автокефалии заключается в том, что немалая часть украинских верующих ее не хочет. РПЦ никогда не признает украинскую автокефалию ни в каком виде. А у Константинопольского патриархата уже есть своя автокефалия в виде ПЦУ», – отмечает эксперт.
Политолог считает, что все это может привести к отдалению УПЦ от Москвы. Но при этом немалая часть монашествующих и верующих будут продолжать ориентироваться на сохранение по крайней мере духовной связи с РПЦ. «Мы видим, что церкви инкриминируют то, что до сих пор в ряде приходов и монастырей продолжают поминать имя патриарха Кирилла и делается это в ситуации, которая максимально для этого неблагоприятна, – отмечает Макаркин. – Значит, верующие это делают по своей инициативе, и для них православие теснейшим образом связано с Россией и русской традицией». Эксперт предполагает, что существует угроза внутрицерковного раскола, когда одна часть церкви может постепенно дрейфовать в сторону ПЦУ, а другая будет пребывать на полуподпольном или подпольном положении, но поминать патриарха Кирилла и сохранять связь с Московским патриархатом, несмотря ни на что.