На фото встреча Патриарха с руководителем Республики Саха (Якутия). Кадр из видео пресс-службы главы республики
Некоторое время назад патриарх Кирилл предложил людям Запада вступить в диалог. Он попросил эфирное время на телевидении для прямого обращения к европейцам. Видимо, устав ждать ответ, глава РПЦ окончательно отвернулся от Запада и обратил взор туда, откуда, как гласит известный парафраз из евангельского повествования, на человечество исходит свет истины.
«Хочу сказать то, что я до сего момента никогда не говорил, а сейчас скажу, – сказал патриарх Кирилл главе Якутии Айсену Николаеву, принимая чиновника в Грановитой палате в Кремле 4 декабря. – То, что сегодня происходит в отношениях России с Западом, должно очень многому научить и наше руководство, и наших дипломатов, и нашу интеллигенцию и еще и еще раз дать сигнал к тому, что поворот должен быть на Восток».
Признания патриарха заставляют вспомнить строки поэта и религиозного философа Владимира Соловьева:
И силой разума и права –
Всечеловеческих начал –
Воздвиглась Запада держава,
И миру Рим единство дал.
Чего же еще недоставало?
Зачем весь мир опять в крови?
Душа вселенной тосковала
О духе веры и любви!
И слово вещее – не ложно,
И свет с Востока засиял,
И то, что было невозможно,
Он возвестил и обещал.
Впрочем, как раз власти России начали говорить о развороте на Восток еще в 2014 году, когда замаячили первые санкции против нашей страны. Тогда чиновники имели в виду зарубежных партнеров в Азии, но сейчас глава РПЦ рекомендует обратиться прежде всего к азиатским просторам РФ. «Восток от Москвы – это огромное пространство, и в первую очередь это пространство нашей страны», – сообщил патриарх гостю из Якутска, прилетевшему через всю страну в столицу.
РПЦ уже не раз делала заявления о том, что русским людям легче поладить с представителями восточных цивилизаций, в частности мусульманской. Недавно эту мысль в очередной раз обозначил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Антоний (Севрюк). «Русская православная церковь не один десяток лет поддерживает диалог с религиями Востока и главным образом с исламом, – отметил 24 ноября митрополит на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство» в рамках международного клуба «Валдай». – Я могу констатировать, что очень часто так бывает, что именно с мусульманами мы находим куда больше понимания по многим ключевым вопросам, чем с нашими единоверцами-христианами на Западе».
2 декабря, напутствуя нового епископа Чимкентского и Туркестанского, патриарх Кирилл призвал его беречь межнациональный мир в Казахстане, потому что «православные там в меньшинстве». И снабдил надежным рецептом миротворчества: «Старайся развивать взаимодействие с государственными органами, общественными организациями, потому что соработничество церкви со всеми благонамеренными силами может принести немало добрых плодов в деле утверждения нравственных идеалов в жизни людей».
Настроившись на взаимодействие с восточными народами, патриарх Кирилл взял на вооружение антиколониальный курс, который обозначило руководство страны в начале октября, принимая в состав России новые территории. Теперь же духовный лидер русского православия закрепляет этот политический наказ на мировоззренческом фундаменте.
«В отличие от многих завоевателей, которые покоряли Африку, Северную и Южную Америку и, колонизируя эти земли, несли насилие, смерть и разрушения, ничего подобного в России не происходило, – заявил патриарх в воскресной проповеди, посвященной 390-летию вхождения Якутии в состав России. – Может возникнуть вопрос: а почему? А ответ очень простой: вера православная. Люди, воспитанные в православной вере, не могли нести смерть, разрушения, пожары, насилие – это просто не соответствовало духовному устроению русского человека».
«По милости Божией произошло соединение двух культур и двух народов, – продолжил он. – А когда происходит такое мирное соединение, всегда не только одна сторона играет положительную роль, но обе стороны». При этом глава РПЦ сравнил союз русского и якутского народов с супружескими отношениями, от крепости которых зависит, «смогут ли эти народы на протяжении столетий жить вместе». «И ведь все получилось! Не было страшных страниц насилия, выселения, геноцида – ничего подобного! Как жил народ якутский, так и живет. Пришли русские и не стали чинить тех страшных злодеяний, которые обычно чинят колонизаторы, – ведь совесть-то была православной!» – повторил он свою главную мысль.
Это высказывание можно спроецировать на миссию Московского патриархата, которая уже год активно продвигается в Африке, с тех пор как был создан особый патриарший экзархат. Здесь с церковной точки зрения в роли колонизаторов выступает Александрийский патриархат, который недавно отказался поминать главу РПЦ за богослужением. Обе стороны обвиняют друг друга в подкупе и одновременно высокомерном отношении к местным жителям. Но Московский патриархат довольно удачно копирует поведение СССР 1960-х годов в этом регионе, снабжая страны продовольственной помощью, рассказывая о тех несправедливостях, которые творят с ними пришлые европейцы, и отправляя чернокожих юношей учиться в Москву, в духовную семинарию.
Только вместо классовой идеи на первый план выходит христианское послание народам. Но если брать за основу «свет с Востока» в этом понимании, то венец всего дела должен быть по слову Владимира Соловьева, которым он завершает свое провиденциальное стихотворение:
И, разливаяся широко,
Исполнен знамений и сил,
Тот свет, исшедший от Востока,
С Востоком Запад примирил.
О Русь! В предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким ты хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?