В этот раз роль главного спикера церкви на государственном телеканале исполнил митрополит Псковский и Порховский. Кадр из видео телеканала «Россия 24»
Обращает на себя внимание, в каких обстоятельствах государственный телеканал «Россия 24» взял развернутое, почти часовое интервью у митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова). Оставлен Херсон, и это переломное событие породило в российском обществе противоречивые, но бурные чувства. Ультрапатриоты погружены в уныние или отчаяние, а у тех, кто считает, что боевые действия стали национальной трагедией народов, наоборот, появились надежды на то, что вооруженный конфликт стал ближе к завершению.
Немаловажно и то, в какое именно время в сетке вещания прозвучало обращение митрополита то ли к нации, то ли к большому начальству. Раньше по субботам на телеканале шла программа бывшего председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Илариона (Алфеева) «Церковь и мир». Алфеев почти всегда выражал точку зрения, которую можно было с большой степенью вероятности определить как официальную позицию РПЦ. Часто потом его месседжи повторял в своих выступлениях и проповедях патриарх Кирилл. Однако ныне Иларион пребывает в Будапеште, и обязанность обозначать генеральную линию церкви в его компетенцию более не входит. А еще раньше митрополит Кирилл, нынешний патриарх, вел на гостелевидении свою программу «Слово пастыря». Теперь эту «звенящую пустоту» в эфире, которая образовалась после отставки Алфеева, заполнил Шевкунов. Напомним, 4 ноября, стоя перед президентом России на встрече главы государства с историками и представителями традиционных религий, Кирилл заявил, что церковь всегда была со своим народом, а «патриархи рядом с царем всегда сидели, царь и патриарх». Правда, глава РПЦ имел в виду не военные дела, а то, что надо пустить церковь поглубже в систему российского образования. Но и эти сказанные по совсем иному поводу слова в определенный момент могут быть прочитаны в неожиданном даже для самого их автора смысле.
То, что митрополит Тихон появился в очередной переломный момент на телеэкране, возможно, отражает желание влиятельных людей, близких к Московскому патриархату, «поговорить по душам» с народом и начальством. Священнослужитель в ходе беседы словно невзначай упоминает о том, что лично знает президента Владимира Путина, и осознание зрителями этого факта, конечно, делает эфир еще более значимым, чем если бы выступал какой-то другой представитель церковного руководства.
Прежде всего надо отметить, что интервью пронизывает ощущение тревожности. Митрополит говорит о трудном, о больном. Происходящее в Донбассе и Украине он называет «несчастной, трагической военной операцией». «Самый большой ужас и самая наша большая вина – в том, что мы довели ситуацию до того, что воюем с украинцами, с людьми нашего народа, с которыми у нас кровных, дружеских, любых связей огромное количество. Вот как мы это недосмотрели, как мы попустили и внешним силам, и внутренним силам... как мы допустили, что эта ужасная мечта стравить Россию и Украину осуществилась, – это ужасно», – говорит Шевкунов.
Но не только подобные оценки делают его публичное выступление уникальным в своем роде. Если до этого на протяжении девяти месяцев мы слышали от РПЦ духоподъемные заявления, что Россия ведет «сакральную борьбу» с тлетворной западной цивилизацией, чуть ли не с самим сатаной, чье черное солнце встает на Западе, то в объяснении Шевкуновым причин происшедшего в феврале прочитывается фатализм и самокритика. Тихон делает предположения, что у президента Путина были веские основания начать спецоперацию. При этом священнослужитель (и одновременно автор многих исторических проектов) проводит параллели с прошлым. Исторические примеры противоречивы. Скажем, Сталин не поверил в возможность войны, и советский народ поплатился миллионами жизней за то, что лидер СССР вовремя не пресек агрессию гитлеровцев. Но при этом митрополит вспоминает, как императору Александру I предлагали первым напасть на войска Наполеона в Пруссии, но тот отказался, не желая прослыть захватчиком, и в результате русского царя назвали Освободителем. Но и объясняя, почему начался конфликт, Тихон говорит о «страшных надмировых силах», которым Россия «попустила» овладеть душами украинцев.
За поддержкой Шевкунов обращается к наследию церковного публициста второй половины XIX века Феофана Затворника. «Хочешь – не хочешь, а ступай воевать, мать-Русь православная!» – цитирует митрополит. Феофан тогда писал о долге русских помогать славянам на Балканах. Сам Тихон с горечью упомянул, что впоследствии освобожденные ценой русских жизней болгары спустя всего несколько лет приняли участие в войне уже против России и потом еще не раз занимали сторону врагов русского народа – и в Первой, и во Второй мировой.
«Ну кто хочет из нормальных людей воевать? Никто. Для всех, конечно, высшая ценность – это мир, – сказал Тихон. – Победа – будет большая трагедия. Потому что убиты свои. Мы до сих пор не можем опомниться от гражданской войны». «А поражение?» – спросила ведущая. «Поражение… Как я понимаю, мы же не против независимости Украины. Совершенно не против. Мы не против того, чтобы Украина вошла в ЕС. Нам неприятно. Но не можем мы конкурировать с ЕС – отвратительное слово, но оно стало у нас каким-то идеалом – в комфортности», – ответил митрополит. «Победа будет, когда зло нацизма будет уничтожено. Зло, а не люди. И это общее дело России и Украины», – уточняет он. Значимое уточнение, заставляющее под иным углом зрения увидеть «ястребиные» мотивы ультрапатриотов.
Если считать выступление митрополита месседжем политическому классу, то важно, что митрополит Тихон приправляет свою миротворческую линию таким весомым для власть имущих аргументом: «Война – это один из предвестников и катализаторов кошмарной, разрушительной революции. Это один из катализаторов суицида народа». Таков ответ священнослужителя на вопрос журналиста, заданный по поводу фильмов о Февральской революции, но сам Тихон быстро переходит на день сегодняшний и, возможно, завтрашний: «Здесь не повезет никому. Будут в проигрыше абсолютно все. Дай Бог, до этого не дойдет. Я думаю, до этого не доведут и пресекут. И те, кто замышляет у нас какие-то перевороты и смуты, либо просто ничего не понимают, либо это такой человек жестокий, что ему и чужая жизнь полушка, да и своя – галушка». Последняя фраза – очень вольная передача цитаты из пушкинской «Капитанской дочки»
Шевкунов искусно облачает миротворческие призывы в риторические фигуры, присущие консервативному дискурсу, и тем самым снимает противоречие, которое может возникнуть в сознании его традиционного слушателя. Он обращается к христианским ценностям – то есть делает то, в недостатке чего в последнее время обвиняют патриарха Кирилла. На вопрос об ура-патриотических призывах он отвечает: «Любое высокомерие заканчивается падением». Митрополит приводит в пример советские лозунги, и тут ведущая интервью добавляет расхожую в последние годы фразу «Можем повторить». Шевкунов не поправляет журналистку, а продолжает: «Я всегда с ужасом слышу эти призывы».
А вот как он комментирует слова ведущей о том, что Россию называют последним оплотом христианских ценностей: «Это красиво. Какие у вас это чувства вызывает? Чувство гордости за свое отечество? А чему предшествует гордость? Падению! Не надо! Мы в душе своей оплот христианских ценностей. Мы о себе должны говорить». То есть надо заниматься духовным самосовершенствованием, не переводить ценности христианства в политическую плоскость. Напомним, что мысль о России как оплоте мирового консерватизма красной нитью проходит через многие проповеди патриарха. А еще накануне интервью появился указ о госполитике по защите традиционных ценностей…
Ну, а начинается телебеседа с главной мысли: «Будем молиться, чтобы все кончилось благополучно и миром. К миру сейчас призывают все, и это действительно потребность человеческой души. Есть мир, который чреват следующими бедами, горем, слезами, кровью. Нам нужен мир по воле Божией». На вопросы о том, как добиться такого мира, Шевкунов отвечает словами, что он не политик и не военный.
комментарии(0)