Присутствие патриарха Варфоломея (в центре) на похоронах Хризостома II многие связали с попыткой повлиять на исход будущих выборов нового главы Кипрской церкви. Фото с сайта churchofcyprus.org.cy
В Русской церкви предположили, что взаимоотношения с Кипрской православной церковью в обозримом будущем могут измениться. В 2020 году Московский патриархат разорвал евхаристическое общение с архиепископом Кипра Хризостомом II из-за того, что тот признал Православную церковь Украины (ПЦУ). Его имя пропало и из богослужебного диптиха РПЦ – особого списка поминовения глав исторических церквей «по чести». 7 ноября Хризостом скончался на 82 году жизни. После его похорон, которые прошли 12 ноября, будет созван Синод, на котором должны избрать нового главу церкви.
«Как известно, значительная часть архиереев Кипрской православной церкви не согласилась с единоличным решением скончавшегося ныне архиепископа Хризостома II о признании украинских раскольников. Новая ситуация во взаимоотношениях Кипрской церкви с Московским патриархатом может реализоваться в результате предстоящих выборов нового предстоятеля», – пояснил советник патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов. Но вопрос в том, захочет ли новый духовный лидер Кипра восстановить союз с Московским патриархатом.
О том, что на Кипре активизировались поиски преемника, стало понятно еще до кончины архиепископа. В последние годы тяжело больной Хризостом управлял патриархатом номинально, и многие архиереи выступали за то, чтобы он отказался от власти. Известно о семи претендентах на патриарший престол. Это 73-летний митрополит Пафоса Георгий Папахрисостому, 74-летний митрополит Констанции и Фамагусты Василий Караяннис, 51-летний митрополит Киренийский Хризостом Папатомас, 50-летний митрополит Морфуский Неофит Масурас, 63-летний митрополит Лимасольский Афанасий Николау, 50-летний митрополит Тамасский Исаия Киккотис, а также 58-летний епископ Карпасийский Христофор Циаккас.
По сообщениям греческих СМИ, в качестве будущего предстоятеля церкви все чаще называют митрополита Афанасия Николау. У него примерно на 17% больше голосов, чем у второго очевидного кандидата – митрополита Исайи Киккотиса. Николау хорошо известен и любим как в своей епархии, так и за ее пределами. Он также имеет поддержку Прогрессивной партии трудового народа Кипра (АКЕЛ), которая в последние годы занимает лидирующие позиции в стране. При этом есть вероятность, что путем создания альянсов обоих фаворитов могут обойти другие кандидаты. Вопрос и в имени третьего претендента, который также может изменить ход выборов.
Согласно уставу Кипрской православной церкви, выборы ее предстоятеля проходят в два этапа. В течение сорока дней после того, как патриарший престол объявляется вакантным, проводится прямое голосование среди верующих. Они должны определить тройку лидеров. Имена трех триумвиратов затем будут рассмотрены на заседании Синода. Сейчас в высшем церковном учреждении 16 архиереев. Каждый из них должен проголосовать за своего фаворита из тройки. Тот, кто наберет свыше 50% голосов, станет новым архиепископом Кипра. Если в первом туре безусловного победителя не окажется, голосование будет проводиться заново, но уже между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов в первом туре. При этом сами лидеры «гонки» также могут проголосовать, в том числе за себя, если они являются членами Синода. Первый тур голосования назначен на 18 декабря.
В 2010 году в устав Кипрской православной церкви были внесены поправки. В частности, если раньше за своего кандидата могли голосовать только граждане страны, то теперь это могут сделать все православные христиане старше восемнадцати лет, постоянно проживающие на Кипре не менее одного года и зарегистрированные в списках избирателей, утвержденных Синодом. По последним данным, на Кипре проживает порядка 700 тыс. греков и более 40 тыс. россиян.
Митрополит Лимасольский Афанасий Николау и митрополит Тамасский Исаия Киккотис входили в пятерку «диссидентов», которые выступали против поминовения главы ПЦУ митрополита Епифания (Думенко), а решение Хризостома назвали «вопиющим нарушением синодального, коллективного и демократического режима». Но после того как патриарх Московский и всея Руси Кирилл поддержал госполитику России в отношении специальной военной операции (СВО) в Украине, оба архиерея стали дистанцироваться от Русской православной церкви. Сейчас в греческих СМИ идет целая кампания против патриарха Кирилла и РПЦ. Новое измерение она приобрела после оповещения Московского патриархата о кончине архиепископа Хризостома. Грекам не понравилась фраза о том, что патриарх Кирилл «сожалеет, что последние годы пребывания архиепископа Хризостома на кафедре Кипрских предстоятелей были омрачены односторонним признанием раскольников на Украине с его стороны, что отрицательно сказалось на отношениях между Русской и Кипрской православными церквами». «Русский патриарх не уважает смерть и без колебаний воспользовался кончиной предстоятеля Церкви Кипра для того, чтобы еще раз заявить о своем неприятии автокефалии Православной церкви Украины», – заявило издание Orthodox Times.
Негативно к РПЦ настроен и патриарх Александрийский Феодор II. С ним Москва также разорвала евхаристическое общение из-за признания ПЦУ. Феодор негодует из-за того, что по указанию патриарха Кирилла 29 декабря 2021 года на канонической территории Александрийского патриархата в Африке был создан и стал активно развиваться русский экзархат. Феодор призвал свое духовенство сопротивляться «колониализму» РПЦ и назвал русских миссионеров на континенте «шакалами и медведями с Севера».
То, что проблема признания ПЦУ сейчас отошла на второй план, косвенно подтвердил в своем недавнем интервью глава Элладской православной церкви архиепископ Иероним. Его имя, как и имя архиепископа Хризостома, и патриарха Феодора сейчас не упоминается на церковных богослужениях РПЦ. Разрыв евхаристического общения с Иеронимом и еще некоторыми архиереями произошел осенью 2019 года, после того как Синод Элладской церкви признал право Константинополя предоставить автокефалию ПЦУ. «Когда ко мне приехал американский посол, я ему сказал, что в признании Православной церкви Украины я буду на стороне патриарха Варфоломея, и поэтому воля американцев будет исполнена. Однако с моей стороны это был не политический выбор. Я сделал это не потому, что этого хотела Америка, а потому что уважаю и ценю патриарха Варфоломея. Мы с ним одна семья», – заявил Иероним 24 октября в интервью греческому изданию «Догма». Тогда же он сказал, что «Россия и русский народ никогда не жили в условиях демократии. Это проблемный народ, и, возможно, патриарх Кирилл и правительство пользуются этим».
комментарии(0)