Фото www.patriarchia.ru
Hate speech («речь ненависти») в отношении патриарха Московского и всея Руси Кирилла за последние месяцы стала общим местом для европейских и американских медиа. Содержательно инвективы в отношении предстоятеля РПЦ при этом довольно заметно разнятся. Выделяются несколько базовых направлений.
Кирилл – фундаменталист (а значит, милитарист).
Такой образ наиболее часто встречается в американских изданиях, так или иначе связанных с Демократической партией и кампанией против бывшего президента США Дональда Трампа. Соответственно для них характерна связка Кирилл–Трамп (то есть Кирилл – это такой аналог Трампа, только в России). Основным триггером для аудитории этих СМИ стало осуждение патриархом практики гей-парадов (речь Кирилла от 6 марта 2022 года в этой среде именуется не иначе как terrible sermon). Кирилл оказался удачной мишенью для американских либералов и сторонников гендерного разнообразия. В вину ему ставятся косность, зашоренность, агрессивность, но главное – нетерпимость к геям. «Почему на самом деле лидер Русской православной церкви поддерживает спецоперацию?» – спрашивает колумнист Foreign Policy Джанин Джованни. И сам отвечает: «Гомофобия лежит в основе поддержки патриарха Кирилла».
Непременный элемент образа Кирилла на этих ресурсах – военная атрибутика и даже некоторый мачизм. Карикатуристы изображают Кирилла в военной форме, с оружием и на фоне баллистических ракет. В имени Kirill зачеркивают буквы i и r – так, чтобы получалось kill («убивать»). Также Кирилла сравнивают с исламскими террористами и находят в его высказываниях цитаты, говорящие о том, что предстоятель РПЦ выступает за «священную войну» русских с украинцами и оправдывает «насилие во имя веры». Образ «преступника Кирилла» активно используется либералами в полемике с американскими pro-life и pro-family движениями – указывая на Кирилла, критики тем самым демонстрируют аудитории «истинное лицо пролайферов», то есть борцов с абортами и нетрадиционной сексуальностью.
Кирилл – «алтарник Путина» (формулировка восходит к известному интервью папы Франциска).
Таким Кирилла чаще рисуют в европейских изданиях, особенно в Германии. Здесь базовым является антиклерикальный посыл. Кирилла критикуют за слишком тесную связь с государством, коррупцию, приспособленчество, общую беспринципность и отсутствие каких-либо взглядов (что явно контрастирует с предыдущим нарративом «Кирилл – фундаменталист»).
В связи с этим помимо военных действий в Украине Кириллу припоминаются все прошлые скандалы, связанные с его именем. Это и «торговля табаком и водкой», и «часы за 30 тыс. долл.», и «нанопыль» в Доме на набережной, и осуждение участниц группы Pussy Riot.
Любопытно, что, несмотря на явные попытки папы Франциска и его служб дистанцироваться от Кирилла, отстроиться от него как от религиозного деятеля, «связанного с Путиным» (вспомним, в частности, нелицеприятный рассказ папы о том, как Кирилл во время zoom-сессии «15 минут зачитывал по бумажке оправдание» спецоперации), европейцы все равно воспринимают Кирилла как «приятеля папы» и человека, который с Франциском заодно. Поэтому на карикатурах их часто изображают вместе. Тем самым часть хейта в отношении папы переносится и на патриарха. Кирилл представляется ханжой, лицемером и вообще властолюбивым человеком, которому нельзя верить. Образ «алтарника Путина» – это образ трусливого, испуганного старичка (впрочем, часто не лишенного некоторой хитрецы и сибаритства).
В отличие от схемы «Кирилл – фундаменталист» схема «Кирилл – алтарник Путина» не предполагает какой-то религиозной веры. Авторы публикаций этого направления внушают читателю, что Кирилл вообще не верит в Бога и использует религию для достижения земных благ. Как отмечают авторы итальянского интернет-журнала Bitter Winter, «сторонникам движения за права семьи на Западе, которые готовы аплодировать патриарху, стоит уяснить для себя: на самом деле он не разделяет ваших ценностей. Он манипулирует вами и использует вас для достижения целей» российской власти.
Кирилл – вероотступник/ русский националист/ еретик/ язычник.
Этот нарратив – самый редкий и сложный. Он распространен в основном в религиозных изданиях, связанных с Православной церковью Украины (ПЦУ) и Вселенским (Константинопольским) патриархатом. В марте на фоне начала военных действий в Украине он широко разошелся по европейским и американским общегражданским СМИ – тогда коллективное письмо с осуждением «ереси русского мира» подписали более 1300 человек. По мнению подписантов, Кирилл проповедует «ересь русского мира», поэтому он больше не может считаться предстоятелем церкви и Вселенскому патриархату надлежит его «низложить»/отправить под «международный церковный суд».
К этому нарративу, время от времени всплывающему в западной прессе, иногда также присоединяется другой посыл: Кирилл вообще не христианин, а язычник, а под видом православия он продвигает то ли «языческий культ бога войны Марса», то ли – как вариант – некую новую «гражданскую религию». Последний пункт фактически противоречит первому, что заметно усложняет полемику и делает эту часть обвинений в адрес Кирилл в целом малопонятной для широкой аудитории. С другой стороны, в христианских и экуменических СМИ это уже стало мейнстримом.
Примечательно, что все указанные идеи возникли в недрах самого Московского патриархата. Сегодня их, в частности, продвигают в различных европейских и американских СМИ бывшие сотрудники патриарха, ныне проживающие на Западе, – бывший сотрудник ОВЦС архимандрит Кирилл (Говорун) и бывший редактор «Журнала Московской патриархии» Сергей Чапнин.
Утверждения, что Кирилл «отступил от православия», «предал Христа», стал автором новой «ереси русского мира» и «уже давно не патриарх», на фоне событий в Украине нашли живой отклик среди священников ПЦУ и Украинской православной церкви (УПЦ), желающих «избавиться от москальщины», а также отчасти и в РПЦ на территории РФ. В России ее поддерживают как клирики либеральных воззрений, презирающие русский национализм в целом, так и священники без определенных общественно-политических взглядов, в целом недовольные правлением патриарха Кирилла и его административным произволом.
Нарратив «Кирилл – еретик/язычник» сформировался внутри РПЦ задолго до февраля с.г. Пик дискуссии о «новой религии Кирилла» в СМИ и соцсетях, инициированной Чапниным, пришелся на период открытия и освящения главного храма Вооруженных сил РФ в подмосковной Кубинке в 2020 году. Тогда многим клирикам и церковным активистам (заочно) не понравилось убранство храма – в частности, обилие военной символики и присутствие в оформлении собора портретов государственных деятелей. В России все это вызвало активные споры о роли церкви в обществе, соотношении веры и патриотизма, которая продолжается и по сей день.
За пределами РФ и Украины идея «Кирилл – еретик» вызвала куда меньший резонанс. Для Западной Европы и Америки обвинение как в «ереси», так и в «язычестве» – скорее нонсенс и проявление «неполиткорректности». А явление «гражданской религии» в США представляет собой скорее норму жизни. Возможно, поэтому на предложение устроить «суд» над патриархом Кириллом патриарх Константинопольский Варфоломей фактически не отреагировал. В то же время слова «еретик» и «христопродавец» стали важным дополнением в копилку прозвищ русского патриарха на Западе. «Patriarch Kirill has betrayed the Christian faith» («Патриарх Кирилл предал христианскую веру», Guardian) – это уже вполне обычный заголовок для газет в США и Европе.
Очевидно, что в обозримом будущем волна ненависти в отношении русского патриарха «по ту сторону VPN» будет только возрастать – прямо пропорционально росту русофобии и усилению критики России в мире. Будучи одним из символов России на Западе, патриарх разделяет со страной все соответствующие издержки. При этом практически неважно, кто этот патриарх на самом деле. Казалось бы, невозможно одновременно быть и мачо в военной форме, и одутловатым трусливым старичком. И «православным Усамой бен Ладеном», и «служкой Путина». И еретиком, и язычником. Но интернет стерпит все.
комментарии(0)