Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби (слева) принял благословение от митрополита Епифания (Думенко) (в центре). Фото с сайта www.archbishopofcanterbury.org
Отречение Украинской православной церкви (УПЦ) от Московского патриархата не принесло ее духовенству ожидаемых результатов ни со стороны власти, ни со стороны верующих. Напротив, Православная церковь Украины (ПЦУ), кажется, стала приобретать еще большую силу и вес не только в своей стране, но и на международной арене.
Народный депутат Украины Игорь Гузь предложил изменить законодательство Украины, чтобы ускорить процесс перехода общин УПЦ в ПЦУ. «Совместно с командой мы начали инициативу «Объединяемся», которая нужна для того, чтобы дать возможность прихожанам быстро перейти в ПЦУ», – сообщил Гузь в соцсети. Одновременно на официальном сайте ПЦУ было опубликовано заявление о препятствовании религиозным общинам в выходе из-под власти Московского патриархата. В документе утверждается: «Из многих регионов Украины поступает информация, что на местах отдельные госслужащие и представители органов, призванных оберегать правопорядок и безопасность, вмешиваются в процесс добровольного принятия православными общинами решения по выходу из юрисдикции структур Московского патриархата в Украине. Они препятствуют проведению общего собрания таких общин, вмешиваются в осуществление регистрации местными администрациями уставных документов общин. Фиксируются факты прямого давления на активных прихожан и священнослужителей и их устрашения, в частности путем использования инструментов уголовного производства». «Решения органов религиозного объединения УПЦ (МПвУ) об изменениях в устав, которыми была скрыта институциональная связь этого объединения с РПЦ, на самом деле не изменили сущности дела. Ведь в первом пункте обновленного устава текущий статус религиозного объединения УПЦ (МПвУ) признается основанным на грамоте предыдущего Московского патриарха Алексия II, где ясно указано, что УПЦ входит в состав РПЦ. Так что, несмотря на заявления представителей этого объединения и отдельных государственных служащих о якобы «полной независимости УПЦ от РПЦ», на самом деле состоялась лишь маскировка, сокрытие этой зависимости», – говорится в тексте.
Напомним, 27 мая состоялся Собор УПЦ, на котором миряне и духовенство постановили изменить устав УПЦ, вымарав из него любое упоминание связей с РПЦ. Таким образом, некогда подчиненная Московскому патриархату Украинская православная церковь провозгласила полную самостоятельность и независимость от Москвы. Однако проблем, с которыми с конца февраля столкнулась УПЦ, обвиняемая в подчинении «стране-агрессору», это не сняло. Власти разных областей страны продолжили запрещать деятельность УПЦ на своей административной территории. Например, 10 июля депутаты лугинского поселкового совета Житомирской области запретили клирикам УПЦ проводить массовые мероприятия: собрания, митинги, крестные ходы и т.д. Свое решение чиновники объяснили тем, что УПЦ «угрожает национальной безопасности и территориальной целостности Украины». Подобные запреты на любую деятельность Украинской православной церкви уже существуют в городищенском сельсовете на Волыни и во Львове. 8 июля деятельность УПЦ запретили депутаты Золочевского райсовета Львовской области.
Нешуточная борьба против УПЦ развязалась и в Ровно. 8 июля глава областной военной администрации Ровно и депутат горсовета Виталий Коваль добился введения моратория на политические дискуссии, чтобы не допустить запрета УПЦ. Хоть многие чиновники не торопятся с крайними мерами, однако поддерживают и даже инициируют насильственные переводы храмов УПЦ в юрисдикцию ПЦУ. Викарий Киевской епархии епископ Барышевский Виктор (Коцаба) 12 июля в интервью грекоязычному ресурсу news-politics.com заявил, что по состоянию на начало июля с.г. в УПЦ зафиксировано 222 случая рейдерского захвата религиозных общин и 48 случаев запрета деятельности УПЦ органами местного самоуправления.
Только за последний месяц глава Хмельницкого райсовета Александр Черниевич лично перевел в ПЦУ 16 храмов УПЦ. О максимальной поддержке «отказа от УПЦ и перехода в ПЦУ» в начале июля заявляли губернатор Черниговской области Вячеслав Чаус, а также мэр Боярки Александр Зарубин и мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив. Начальник Шрамковской территориальной общины Анатолий Куля 2 июля 2022 года сорвал освящение нового храма УПЦ во имя святителя Николая Чудотворца в селе Кононовка Черкасской епархии. В Гостомеле 3 июля представители местной территориальной общины во главе с начальником военной администрации передали ПЦУ храм Покрова Божьей Матери.
Согласия нет и в самой УПЦ. Часть духовенства осталась на стороне митрополита Киевского Онуфрия (Березовского), и с 29 мая они или вовсе не поминают патриарха Кирилла, или поминают его только как главу одной из автокефальных церквей. Другие же приостановили поминовение за богослужением имени самого Онуфрия «в связи с несогласием с постановлениями Собора УПЦ». Такое решение приняли Луганская, Ровеньковская и Свердловская епархии в ЛНР. Остаться под омофором московского первоиерарха захотели в Симферопольской и Крымской, Феодосийской, Донецкой, Горловской и Славянской епархиях.
7 июня с.г., «исходя из необходимости сохранения действенной канонической и административной связи с центральной церковной властью для благополучного течения церковной жизни» и «учитывая практическую невозможность регулярного сообщения этих епархий с Киевской митрополией», постановлением Синода РПЦ на территории Республики Крым и г. Севастополя была образована Крымская митрополия в составе Джанкойской, Симферопольской и Феодосийской епархий с их «непосредственным каноническим и административным подчинением патриарху Московскому и всея Руси».
В УПЦ к потере крымских приходов отнеслись спокойно. Тем более что Березовский сам разрешил епархиям выбирать ту или иную юрисдикцию. Однако официальный Киев начал педалировать тему объединения УПЦ с ПЦУ. 5 июля министр культуры Украины Александр Ткаченко собрал в соборе Святой Софии клириков обеих организаций. Свою задумку он пояснил так: «Преодолевать разделение, служить народу Украины и строить наш общий дом – наши общие цели. Я верю, что эта встреча – начало нового, мудрого, сильного пути наших церквей ради свободного и мирного будущего Украины». Утверждается, что по итогам встречи ее участники подписали некую Декларацию понимания. В УПЦ тут же заявили, что никто из ее официальных представителей на встрече не присутствовал.
Эксперты полагают, что форум проходил в рамках рекомендаций Комитета Верховной рады по гуманитарной и информационной политике, которые были опубликованы в конце июня. В частности, среди предложений – призыв к православным верующим страны объединиться «в одну церковь ради повышения авторитета Украины на международной арене», для чего было рекомендовано «создать законопроект об упрощении переходов общин, если настоятель против».
К полному объединению в УПЦ пока не готовы, однако в ходе Собора 27 мая были объявлены условия диалога с ПЦУ: представители Православной церкви Украины должны «прекратить захват храмов и принудительные переводы приходов Украинской православной церкви» и осознать, что «их канонический статус является фактически не автокефальным и значительно уступает свободам и возможностям в реализации церковной деятельности, которые предусмотрены уставом об управлении Украинской православной церкви», а также решить вопрос «каноничности иерархии ПЦУ».
В то время как УПЦ не признает епископов ПЦУ, автокефалисты приобретают все больший вес в международных организациях. Всемирный совет церквей (ВСЦ) пригласил на свою ассамблею, которая пройдет с 31 августа по 8 сентября в Германии, двух представителей ПЦУ в качестве наблюдателей. Тем самым ВСЦ фактически признала законность создания ПЦУ. При этом духовенство УПЦ приглашения не удостоилось, и представлять украинцев в составе делегации РПЦ будет пророссийски настроенный митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко).
Глава ПЦУ митрополит Киевский Епифаний (Думенко) в последние месяцы разъезжает по странам Западной Европы. В июне он побывал в Берлине и Брюсселе, а в начале июля вместе с заместителем председателя Управления внешних церковных связей ПЦУ архиепископом Евстратием (Зорей) посетил Лондон, где был принят не только в местном храме Грузинского патриархата, но и примасом Церкви Англии архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби. «Два лидера провели встречу с архиепископом Джастином перед тем, как посетить полуденную евхаристию в часовне склепа Ламбетского дворца. Во время евхаристии архиепископ Джастин преклонил колени, чтобы получить благословение от митрополита Епифания», – сообщила 7 июля пресс-служба Англиканской церкви.
Сразу после визита Думенко в Великобританию было объявлено, что в Соединенном Королевстве появятся приходы ПЦУ. Отметим, что одним из условий создания Православной церкви Украины, выдвинутым Вселенским патриархом Варфоломеем, был пункт о том, что новая организация не имеет права создавать зарубежные епархии и приходы.
В свою очередь, в УПЦ также заявили, что в связи с большим количеством беженцев, покинувших Украину, церковь вынуждена будет открыть свои приходы как минимум в 19 странах Европы. «У нас есть принцип, что мы открываем приходы нашей церкви только в тех странах, где нет автокефальных православных церквей, в частности, в Германии, Швейцарии, Италии, Испании, Португалии, Франции и т.п. Если речь идет о Европе, то это около 19 стран. Однако мы не открываем самостоятельно наших общин в таких странах, как Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Сербия, Румыния, Греция, Албания, потому что там есть поместные православные церкви и это каноническая территория их церквей. Кстати, некоторые из упомянутых церквей уже просили нас послать украинских священников в их юрисдикцию для попечения наших верующих», – говорил в начале июня заместитель председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич. 10 июня Украинская православная церковь начала свою деятельность в Брюсселе, где, по приблизительным данным, находится свыше 25 тыс. украинских переселенцев. Приход УПЦ открылся 12 июня и в Дании. Сейчас идет работа над созданием прихода в Ирландии.
В то время как голос Думенко все громче слышится за рубежом, Березовский фактически хранит молчание. По мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, это хорошо продуманная тактика со стороны главы УПЦ. «Митрополиту Онуфрию этого не надо, – объяснил политолог в беседе с «НГР». – Он сохраняет авторитет в православном мире не только из-за своей репутации благочестивого монаха, но и потому, что не делает резких политических заявлений. Если бы он начал их делать, то, во-первых, стал бы спорной фигурой и, во-вторых, ему пришлось бы отвечать на неудобные вопросы. Например, является ли он до сих пор постоянным членом Синода РПЦ. А он остается постоянным членом. Автокефалия УПЦ официально провозглашена не была, Онуфрий не писал заявления о выходе из Синода РПЦ, и Синод РПЦ также не делал никаких заявлений по этому поводу. У УПЦ своего рода стыдливая автокефалия. Поэтому Онуфрию приходится вести очень осторожно, и он старается держаться подальше от политики. Епифанию в этом смысле куда легче. В целом можно сказать, что ПЦУ воспользовалась именно политической повесткой для того, чтобы продвинуть свою церковь. Заметим, что архиепископ Кентерберийский – христианин, но инославный. А на сегодняшний момент в рамках мирового православия расширение признания ПЦУ не происходит».
По мнению эксперта, отказ УПЦ от подчинения РПЦ – шаг вынужденный. «У них не было хорошего решения. Украинская православная церковь долгое время балансировала между разными идентичностями. Но сейчас русская, московская идентичность в современной Украине несет с собой очень большой риск. Поэтому они и пошли на такой шаг – и без особого энтузиазма. Последовательные сторонники независимости Украины преимущественно были в Киевском патриархате, Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) или перешли из УПЦ в ПЦУ при ее создании. Сейчас в УПЦ остались в основном люди, которые хотели бы сохранить связь с Россией, прежде всего духовную, – продолжает Макаркин. – При этом УПЦ как организация, несмотря ни на что, продолжает функционировать. Видимо, это было неформальным условием со стороны государства для тех итогов, которые были приняты на Соборе 27 мая».
«Если говорить о региональном факторе, то на западе Украины отказ от Москвы мало что изменил и власти смотрят на УПЦ как на «московскую церковь». Так что на западе для УПЦ ситуация не только не изменилась в лучшую сторону, но даже, наоборот, ухудшилась. Если брать территории ДНР, ЛНР и Крыма, то там тенденция прямо противоположная в том смысле, что сами епархии решили остаться с Москвой и выходят из-под подчинения УПЦ. Так что с УПЦ остается центр страны», – считает политолог. По его мнению, в ближайшее время объединение с ПЦУ вряд ли возможно. «Это решается не на уровне прихожан и священников, а на уровне иерархов. Сегодня важно то, что на уровне священноначалия диалог между УПЦ и ПЦУ отсутствует. Да и условия, которые выставляет УПЦ, для ПЦУ неприемлемы. Поэтому ожидать каких-то быстрых решений вряд ли приходится», – заключил Макаркин. Он считает, что и государство не очень заинтересовано в стремительном объединении церквей: «В украинской армии немало прихожан УПЦ, и власти не хотят вызывать у них раздражения, чтобы не было раскола по церковной линии в Вооруженных силах. Государство эту тему оставляет на будущее. В будущем, возможно, оно станет подталкивать УПЦ к объединительному процессу».
«УПЦ все равно будет ликвидирована, это лишь вопрос времени, – считает член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько. – УПЦ ничего не выиграла, отказавшись от Московского патриархата. Она просто отсрочила неизбежное. В нынешней Украине церковь рассматривается как атрибут независимого государства, то есть это некий атрибутивный институт, который должен быть у каждого независимого государства и полностью быть подчинен идеям этого государства. Я убежден, что УПЦ все равно будут принуждать к слиянию с ПЦУ, а может быть, еще и с Украинской греко-католической церковью. И это слияние вполне вероятно. Просто все зависит от тех тенденций, которые восторжествуют в Украине».
комментарии(0)