Патриарх Кирилл помогает губернатору Антону Алиханову держать духовную оборону на дальнем форпосте России. Фото с сайта www.patriarchia.ru
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вышел на авансцену актуальной политики. Еще недавно отмечалась нехватка его присутствия на критических рубежах общественной жизни. А сейчас, когда с повестки дня смахнули пандемию коронавируса и перед страной встали совсем другие проблемы, глава РПЦ вышел, можно сказать, на передний край противостояния России и Запада.
Патриарх Кирилл совершил визит в Калининградскую область, где сделал ряд ярких заявлений. Сделал у границ Литвы, словно в насмешку над попытками этого молодого государства под сенью Евросоюза объявить ему, патриарху, санкции. А в тылу духовного лидера оставалась Белоруссия. Здесь Александр Лукашенко в День независимости, связанный с историей самой кровопролитной войны в Европе, грозил Западу возмездием в случае посягательств на свою страну. Случайно или нет, но патриарх Кирилл выступил посланником «русского мира» на островке, топкую тропку к которой из Большой России пытается перекрыть все тот же Вильнюс, один из главных застрельщиков кампании, которую в Кремле и Московском патриархате считают злонамеренной русофобией, стремлением стереть с карты мира Россию и русский народ.
3 июля патриарх встретился с губернатором Калининградской области Антоном Алихановым. Глава региона в тот же день представил правительству России комплекс ответных мер на транспортную блокаду эксклава. Слова, сказанные патриархом в присутствии губернатора, сложно воспринимать вне этого контекста. «Я уже неоднократно говорил о том, что Калининград – это действительно порубежье, это единственный регион России, который граничит с Европейским союзом, – сказал глава РПЦ. – Учитывая, что по разным причинам, в значительной степени рационально не объяснимым, возникает крайне недоброжелательное отношение к России со стороны западных стран, роль Калининграда сегодня очень возрастает». По мнению Кирилла, западные страны перестали быть христианскими, но – «Бог с ними, пусть живут, как считают нужным». А на Россию не посягай!
«Сегодня мы очень нуждаемся в том, чтобы Бог был с нами, и здесь, на западном порубежье России, это особенно чувствуется, – сказал патриарх тогда же в церковной проповеди. – Многие восстают сегодня на Отечество наше, но знаем, что Отечество не сделало никому ничего плохого. И восстают не потому, что мы плохие, а потому что мы другие. Эта инаковость России и возбуждает чувство ревности, зависти и негодования, но мы не можем изменить самих себя. Конечно, очень многие хотели, как сейчас говорят, нас переформатировать, но ведь не получилось, хотя такие огромные силы и средства были вложены в переформатирование Руси». «Пусть Господь хранит землю Калининградскую, народ наш и всю землю Русскую от всякого врага и супостата!» – заключил глава РПЦ.
Какое переформатирование имеется в виду? В апреле, накануне православной Пасхи, мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс предложил православным верующим Литвы вспомнить о временах Великого княжества Литовского. «Я предлагаю вернуться во времена, которые были до 1686 года, когда наши православные церкви перенял Московский патриархат», – заявил политик. Тогда же из Вильнюса прозвучали требования объявить общеевропейские санкции против Московского патриарха.
Конечно, Шимашюс рассуждал в отвлеченном ключе, однако эту историческую подачу – то ли намеренно, то ли по совпадению – принял президент Белоруссии Александр Лукашенко. В День независимости Лукашенко неожиданно заявил, что «на основе белорусского этноса создалось уникальное для своего времени государственное объединение – Великое княжество Литовское». «Это было первое белорусское государство. В этом оборонительном союзе с прибалтийскими племенами славяне обучили их грамоте, познакомили с философией христианства», – заявил белорусский лидер. Напомним, что ареал расселения славян в средневековой Прибалтике – как раз нынешняя Калининградская область. Ну и часть Польши…
Мэр Вильнюса произнес свои слова о Литовской Руси в тот момент, когда разгорался скандал из-за пяти священников Виленско-Литовской епархии РПЦ, которые выступили против специальной военной операции РФ в Украине. Они также призывали верующих перейти под омофор Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея. В июне эти пять клириков были лишены сана. Указ подписан митрополитом Вильнюсским и Литовским Иннокентием (Васильевым).
Священников обвинили в расколе. Именно такое пояснение опубликовано на сайте Литовской епархии РПЦ. Первым, кто подвергся наказанию, стал священник Георгий (Гинтарас) Сунгайла. Его лишили сана 23 июня. «По итогам предварительного расследования суд счел доказанными факты попрания священнической присяги и клятвопреступления, непослушания правящему архиерею и ведения публичной деятельности без благословения своего епископа, сговора против своего епископа и разрушения церковного мира, раскольнической деятельности и организации перехода в другую церковную юрисдикцию без благословения своего епископа, а также активного участия Г. Сунгайлы в кампании по дискредитации церкви, архиереев и собратьев-священников», – говорится в постановлении.
Спустя шесть дней из сана были «исторгнуты» Виталий Моцкус, Виталий Даупарас, Георгий Ананьев и Владимир Селявко. Моцкус при этом был секретарем епархиального управления и начальником Вильнюсского благочиния, а также настоятелем Успенского кафедрального собора Вильнюса.
Как и Сунгайла, эти четверо обвиняются в том, что «в сотрудничестве с представителями государственной власти предприняли активные действия по созданию в Литве параллельной церковной структуры в юрисдикции Константинопольского патриархата». Документ указывает и на то, что «решение церковного суда не имеет отношения к политике и международным событиям, и было вынесено в отсутствие клириков, поскольку те не явились на заседания после трехкратного вызова». На деле все пятеро заняли активную общественную позицию после начала специальной военной операции РФ в Украине.
В своем аккаунте в соцсети Владимир Селявко так прокомментировал решение церковного суда: «Свершилось ожидаемое – священноначалие расправилось с инакомыслящими. Нас лишили священного сана (это высшая мера наказания – расстрел). Судьи грубо нарушили наши права, не предоставив для ознакомления обвинения. Проявили полное невежество в интерпретации церковных канонов и тем самым расписались в собственном бессилии – они не пастыри, они не умеют вести диалог. Они могут лишь подчинять, запугивать и жестоко наказывать. Такое ощущение, что спешка этого судилища была обоснована тем, что они пришли в ужас от того, что есть священники, критикующие патриарха за то, что тот благословляет войну* и убийства. В их головах – это страшное и ужасное преступление».
О своем несогласии со спецоперацией теперь уже бывшие священнослужители заявили в начале апреля. А еще в середине марта с осуждением политики РФ в Украине выступил сам митрополит Иннокентий (Васильев). «Позиция Православной церкви в Литве неизменна – мы решительно осуждаем войну* России против Украины и молим Бога о ее скорейшем прекращении. Как вы, наверное, уже успели заметить, у нас c патриархом Кириллом разные политические взгляды и восприятие текущих событий. Его политические высказывания по поводу войны* в Украине – это его личное мнение. Мы в Литве с этим не согласны», – заявил тогда архиерей. По словам Гинтараса Сунгайлы, митрополит Иннокентий в то время даже «шел на уступки, и он разрешал на некоторых службах не поминать патриарха Кирилла».
Однако очень скоро риторика Васильева изменилась. Вначале он заявил, что спецоперация РФ якобы стала поводом для создания в Литве параллельной Московскому патриархату структуры. 24 апреля глава литовского МИДа Габриэлюс Ландсбергис предложил ЕС ввести санкции против патриарха Кирилла. Позже премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните написала письмо патриарху Варфоломею, в котором выразила поддержку стремлению части православных верующих Литвы отделиться от Москвы и подтвердила готовность обсудить возможную роль правительства в восстановлении деятельности Константинопольского патриархата в стране. Письмо Варфоломею вручил посол Литвы в Турции Ричардас Дегутис 18 мая. Тогда же Васильев отправил своих священников-бунтарей в «запрет». А спустя менее чем два месяца и вовсе изверг их из сана. Все опальные священнослужители не согласны с решением церковного суда и будут подавать апелляцию, но уже Константинопольскому патриарху.
При этом известно, что еще весной митрополит Иннокентий обратился в Московскую патриархию с запросом о предоставлении Православной церкви в Литве самоуправления. «Речь идет об особом статусе церкви, близком к автономии. В настоящее время самоуправляемыми являются Латвийская, Эстонская и Молдавская православные церкви, а также Русская православная церковь заграницей. Все эти церкви самостоятельны в организации своей церковной жизни и принятии решений, сохраняя при этом каноническую связь с Московским патриархатом. Наша церковь не московская и не российская, а литовская, все решения по ее управлению принимаются в Литве. При полном отсутствии каких-либо финансовых связей с Московским патриархатом мы сохраняем каноническую и молитвенную связь с матерью-церковью и верность традициям русского православного благочестия», – отметил литовский архиерей.
27 мая в Москве прошел Синод РПЦ, в рамках которого было решено создать комиссию для рассмотрения просьбы «об изменении статуса Виленско-Литовской епархии». В состав комиссии помимо патриарха Кирилла и ряда других иерархов вошел руководитель Управления Московской патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья митрополит Павел (Пономарев). Два года назад он был смещен с должности экзарха Белоруссии. Основная причина в том, что он не запрещал духовенству участвовать в оппозиционных акциях и мероприятиях после президентских выборов. Это очень не нравилось Александру Лукашенко. 25 августа 2020 года Синод РПЦ постановил снять Пономарева с должности главы белорусского экзархата. С приходом митрополита Вениамина (Тупеко) и его жесткой политики в отношении оппозиционно мыслящего духовенства выступления клириков против предполагаемой фальсификации президентских выборов в республике практически прекратились.
Вот так на северо-западных границах «русского мира» государственная и церковная политика сплелись в тугой узел. Похоже, патриарх Московский и всея Руси решил лично возглавить оборону «духовных рубежей». Как во времена Гришки Отрепьева, литовская граница – опять самая беспокойная окраина «русского мира». Вспоминаются слова из пушкинского «Бориса Годунова»: «Литва ли, Русь ли, что гудок, что гусли… Хочешь жить как мы, милости просим – нет, так убирайся, проваливай: скоморох попу не товарищ». Вот такая обстановка сейчас в регионе имени товарища Калинина.
* Роскомнадзор считает такое наименование конфликта недостоверной информацией и предписывает СМИ обозначать происходящее в Украине как «специальная военная операция».
комментарии(0)